2. Понятие и содержание методологии макроэкономического планирования
Слово «методология» образовано от сочетания двух слов: метод и логика. Метод — путь исследования или познания; логика — наука о законах
мышления.
Методология вообще — учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности; характеризует внутреннюю организацию и регулирование процесса познания или фактического преобразования какого-либо объекта.
Под методологией планирования понимается система подходов, принципов, показателей, методик и методов разработки и обоснования плановых решений, а также логика планирования. Методология базируется на экономической теории, изучающей закономерности и законы развития общества, основные положения и тенденции воспроизводственных процессов; развивается и совершенствуется по мере развития самой экономической теории и хозяйственной практики.
Важнейшими составными элементами методологии планирования являются принципы, методы, показатели, методика, логика планирования.
Принципы планирования — основные исходные положения, правила формирования, обоснования и организации разработки плановых документов. Это не застывшие образования. Они совершенствуются, изменяются, наполняются новым содержанием по мере развития экономики.
Основными методологическими принципами планирования являются следующие: принцип научности, принцип социальной направленности и приоритета общественных потребностей, принцип повышения эффективности общественного производства, принцип пропорциональности и сбалансированности, принцип приоритетности, принцип согласования краткосрочных и перспективных целей и задач.
Принцип научности. Плановые документы разрабатываются на основе глубокого познания и использования законов общественного развития, и прежде всего экономических законов, макроэкономических теорий, достижений НТП, математики, кибернетики и других наук. В процессе разработки планов производится глубокий анализ тенденций и перспектив экономического и социального развития, разрабатываются прогнозы, технико-экономические обоснования темпов и пропорций экономического роста, разрабатывается система стоимостных, трудовых и материальных балансов с использованием прогрессивных норм и нормативов.
Принцип социальной направленности и приоритета общественных потребностей предполагает, что в планировании следует исходить из интересов человека и общества. Удовлетворение потребностей населения должно быть исходной позицией общегосударственных планов, ибо это общественно необходимо. Экономика не должна и не может развиваться вне интересов личного и общественного потребления.
Принцип повышения эффективности общественного производства предусматривает, чтобы все цели и задачи планирования осуществлялись с наименьшими затратами, т. е. с максимальной экономией живого и овеществленного труда при производстве единицы продукции (работ, услуг). Он реализуется через возможные формы и направления ресурсосбереже-ния и проявляется через систему показателей эффективности: рост производительности труда, снижение материало— и энергоемкости производства, повышение фондоотдачи.
Принцип пропорциональности и сбалансированности. Рынок формирует экономический механизм регулирования и стимулирования производства, его технического совершенствования. С помощью рыночных механизмов обеспечивается производство той продукции, которая удовлетворяет запросы потребителей. Однако формировать пропорции и структуру общественного производства, отвечающего интересам всего общества, должно государство через систему планирования.
Реализация этого принципа предполагает:
эквивалентность обмена результатами производственной деятельности во всех сферах общественного производства;
равновесие совокупного спроса и совокупного предложения по всему народнохозяйственному обороту ресурсов;
рациональное соотношение между разумными потребностями и'всеми имеющимися ресурсами;
паритет различных форм собственности в пользовании материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами общества.
Сбалансированное социально-экономическое развитие должно обеспечивать, с одной стороны, соответствие в потенциальных уровнях функционирования отдельных сфер, отраслей, территориальных подразделений общественного производства и, с другой стороны, оптимальное (при существующих условиях) удовлетворение производственных и непроизводственных потребностей общества. Этот принцип направлен на поддержание материально-вещественных и стоимостных пропорций и проявляется через общеэкономические, межотраслевые, отраслевые и территориальные пропорции.
Принцип приоритетности (от лат. «первый») следует понимать либо как первенство в каком-либо открытии, изобретении, либо как преобладающее, первенствующее значение чего-либо. Необходимость выбора приоритетных направлений в развитии экономики обусловлена, во-первых, ограниченностью ресурсов, которая имеет место при любом общественно-экономическом строе и, во-вторых, неотложностью решения важнейших общегосударственных проблем.
Принцип согласования краткосрочных и перспективных целей и задач предполагает сочетание текущих целей и задач социально-экономического развития страны с достижением, научно обоснованных стратегических целей, позволяет добиться их непротиворечивости и однонаправленности. Реализуется через систему долгосрочных, среднесрочных и текущих плановых документов.
Методы планирования как составная часть методологии планирования представляют собой совокупность способов и приемов, с помощью которых обеспечиваются разработка и обоснование плановых документов. К основным методам планирования относятся балансовый, нормативный, программно-целевой. В процессе обоснования, разработки и контроля за ходом реализации плановых документов широко используются математические методы.
Балансовый метод предназначен для увязки общественных потребностей и ресурсов, обеспечения необходимой пропорциональности и координации в развитии различных продуктов, производств, отраслей, территорий и народного хозяйства в целом.
Нормативный метод основан на определении и использовании прогрессивной системы норм и нормативов, отражающей достижения НТП и важнейшие цели развития экономики.
Программно-целевой метод предполагает разработку целевых комплексных программ и предназначен для обоснования плановых решений макроэкономических проблем, важнейших народнохозяйственных задач.
Математические методы дают возможность использовать в планировании экономико-математические модели и вычислительную технику с целью повышения научной обоснованности и оптимизации планов.
В процессе плановой работы важно сочетать различные методы разработки плановых документов в их взаимоувязке и взаимодополнении. Соотношение между различными методами разработки общегосударственных планов зависит от продолжительности плановых периодов, целей и задач, стоящих перед экономикой, опыта и квалификации работников, использования разнообразных экономико-математических моделей. Так, при перспективном планировании большую роль играют программно-целевой подход и применяемые математические методы, при разработке текущих планов преобладающее значение имеют балансовый и нормативный методы планирования.
Методы контроля за ходом реализации плановых документов основаны на сочетании принципов и форм экономического стимулирования и административно-правовой ответственности. Система экономического стимулирования разрабатывается одновременно с различными заданиями и показателями планов и находит отражение в системе экономических регуляторов (налогов, пошлин, процентных ставок и т. д.).
Методология планирования закрепляется в нормативных документах: методических указаниях, положениях, рекомендациях к составлению планов, формах, показателях планов и способах их обоснования.
Показатели планов представляют собой форму количественного выражения принимаемых плановых решений. Показатели определяют структуру и адресность плановых документов. Их роль в процессе подготовки и обоснования управленческих решений зависит от того, насколько полно и последовательно они отражают особенности системы хозяйствования, механизм действия экономических законов, увязывают цели плана с ресурсами и эффективностью их использования, возможностями развития производства, общегосударственные интересы с интересами отдельных субъектов рыночного хозяйства.
Посредством применения одного какого-либо показателя можно охарактеризовать отдельное явление, процесс или его сторону. Народное хозяйство представляет собой сложный механизм, где происходят многообразные экономические явления и процессы в их взаимосвязи, поэтому содержание плана выражается системой показателей, посредством которой осуществляется централизованное управление процессом воспроизводства и развитием социально-экономических отношений.
Все плановые показатели по своему назначению, содержанию и форме можно подразделить на количественные и качественные, натуральные и стоимостные, абсолютные и относительные, утверждаемые, индикативные и расчетные, синтетические и индивидуальные. Система показателей не может быть неизменной. Она зависит от целей и задач планируемого периода. Проблема адекватности показателей особенностям отдельных этапов реформирования хозяйственной системы является одной из самых сложных в числе методологических проблем, характерных для переходной экономики.
Составной частью методологии планирования является методика, представляющая собой совокупность конкретных способов и приемов экономических, технико-экономических и экономико-математических расчетов, необходимых для разработки отдельных видов, разделов и показателей плана, их координации и увязки с рынком, анализа выполнения и других целей.
Важнейшим элементом методологии планирования является логика. Логика планирования — это система представлений о последовательности и этапах проведения плановых расчётов; упорядоченная последовательность и обоснованность действий, связанных с разработкой планов. Логика планирования меняется наиболее динамично. Она конкретизирует методологию народнохозяйственного планирования и служит основой для разработки технологии планирования. Технология планирования — совокупность процедур сбора, обработки и использования планово-экономической информации.
Главной идеей логики планирования выступает определение исходного пункта, от которого начинается и которому подчиняется весь процесс разработки планов. К основным составляющим логики можно отнести следующие компоненты:
формулирование системы целей планирования;
анализ исходного уровня, т. е. состояние планируемого объекта в прошлом и настоящем, уточнение параметров и оценка уровня его развития;
изучение потребностей общества, их объема и структуры в плановом периоде;
определение ресурсов общества — тех, которые есть и которые могут быть созданы в плановом периоде;
согласование ресурсов и потребностей общества и выработка плановых решений.
- Тема: «Методологические основы планирования в рыночной экономике».
- 1. Сущность, содержание и виды макроэкономического планирования
- 2. Понятие и содержание методологии макроэкономического планирования
- 3. Методы предплановых исследований
- 4. Балансовый метод
- 5. Нормативный метод
- 6. Программно-целевой метод
- 7. Математические методы в экономике