1. Сущность, содержание и виды макроэкономического планирования
Планирование — это процесс подготовки управленческого решений, основанный на обработке исходной информации и включающий в себя выбор и научную подготовку целей, определение средств и путей их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и принятия наиболее приемлемого из них в ожидаемых условиях развития. Сущность планирования заключается в том, чтобы на основе сознательного использования системы объективных экономических законов, основных положений и выводов экономической теории, накопленного опыта и хозяйственной практики обеспечить научно обоснованное руководство развитием народного хозяйства посредством использования системы плановых документов.
Планирование осуществляется на различных уровнях, иерархиях управления. На уровне народного хозяйства страны, или макроэкономики, существует макроэкономическое планирование; на уровне региона как субъекта Российской Федерации — региональное (территориальное) планирование; на уровне предприятия или фирмы как первичного звена экономики — микроэкономическое планирование.
Макроэкономика — это экономика как целое или ее важнейшие составляющие.
Макроэкономическое планирование есть научное предвидение развития и результатов функционирования общественного воспроизводства, основанное на установлении его закономерностей, тенденций социального и научно-технического прогресса, объективных зависимостей и причинно-следственных связей в Народном хозяйстве. Научной основой макроэкономического планирования является теория планирования.
Теория планирования — часть экономической науки, исходящая из основополагающих выводов диалектического и исторического материализма, общей экономической теории (политической экономии), использующая теоретические и методологические результаты общей теории управления, отраслевых экономических наук, социально-экономической статистики, кибернетики, математического моделирования социально-экономических процессов. Теория планирования определяет содержание общегосударственного планирования как систему принятия решений о предстоящем социально-экономическом развитии, средствах реализации технической, экономической, социальной политики, размещении производительных сил по территории страны, ее внешнеэкономических связях. В планировании можно выделить три стороны: социально-экономическую, методологическую и организационную.
Социально-экономическая сторона планирования основана на познании экономических законов, на отражении экономической политики государства и выражает экономические и социальные процессы расширенного воспроизводства, т. е. объект планирования.
Методологическая сторона планирования отражает совокупность принципов и методов планирования, т. е. инструментарий познания и активного воздействия на социально-экономические процессы.
Организационная сторона планирования отражает структуру плановых органов и технологию разработки планов, т. е. субъект планирования.
В процессе общегосударственного планирования решаются следующие основные задачи:
определение общественных потребностей;
выявление возможных для их удовлетворения материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
обоснование наиболее рациональных направлений использования ресурсов в соответствии с текущими и перспективными потребностями;
обеспечение сбалансированности развития между отдельными сферами народного хозяйства (материальное производство и непроизводственная сфера), отраслями и видами производства, между экономическими районами страны;
повышение эффективности использования всех видов ресурсов для достижения максимально возможных социальных результатов экономической деятельности.
В период перехода экономики к рыночным отношениям развиваются научные основы планирования, совершенствуются его формы и методы, изменяются состав и содержание плановых документов. По форме проявления и содержанию планирование может быть директивным, индикативным, стратегическим.
Директивное планирование представляет собой процесс разработки планов, имеющих силу юридического закона, и комплекс мер по обеспечению их выполнения. Директивные планы носят адресный характер, обязательны для всех исполнителей, а должностные лица несут ответственность за невыполнение плановых заданий.
До второй половины 80-х гг. в бывшем СССР и ряде социалистических стран Восточной Европы директивное планирование применялось в целях прямого воздействия центральной власти на все звенья народного хозяйства для достижения определенных целей и заданных общих направлений развития. Планы носили директивный, адресный характер и отличались чрезмерной детализацией. Вследствие названных особенностей они были трудновыполнимыми в масштабах страны и постепенно себя исчерпали. Вместе с тем отдельные элементы директивного планирования входят в состав конституирующих элементов рыночной системы, которые в определенных условиях могут использоваться не только государством, но и в сфере бизнеса. Однако в каждом конкретном случае масштабы, объекты и сферы применения директивного планирования должны строго оговариваться и ограничиваться.
Индикативное планирование — это средство реализации социально-экономической политики государства, основной метод его воздействия на ход функционирования рыночной экономики. Оно обеспечивает решение многих вопросов социально-экономического развития, осуществление которых только рыночными методами без мер государственного воздействия затруднительно. Индикативное планирование представляет собой процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующее государственной социально-экономической политике, и разработку мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения установленных индикаторов. В качестве индикаторов социально-экономического развития используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансов, денежного обращения, рынка товаров и ценных бумаг, движение цен, занятость, уровень жизни населения, внешнеэкономические связи и т. д.
Индикативное планирование является наиболее приемлемой для условий рыночной экономики и широко распространенной во всем мире формой государственного планирования макроэкономического развития. Индикативный план не имеет директивного характера. Он содержит ограниченное число обязательных заданий и носит в значительной мере направляющий, рекомендательный характер.
Стратегическое планирование (как искусство руководства; как общий план ведения работы, исходя из сложившейся действительности на данном этапе развития), как правило, ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления социально-экономического развития государства. Суть стратегического планирования состоит в выборе главных приоритетов развития национальной экономики, ведущую роль в реализации которых должно взять на себя государство. Посредством стратегического планирования определяются пути, по которым предстоит идти обществу, решается, на каких рынках лучше действовать, какую технологию осваивать в первую очередь, как обеспечить социальное единство страны, на какие секторы экономики и общественные структуры при этом следует опираться.
Основная цель стратегического планирования — обеспечение достаточного потенциала для успешного развития национальной экономики. Свое отражение стратегическое планирование находит в концепциях общегосударственного развития.
Таким образом, в переходный период суть макроэкономического планирования состоит не в разработке и доведении многочисленных показателей до исполнителей, а в научной постановке целей предстоящего развития и выработке действенных средств и возможностей для их реального достижения. Общегосударственное планирование направлено на увязку всех факторов производства и поддержание сбалансированности натурально-вещественных и финансово-стоимостных потоков, обеспечение рационального и эффективного использования ресурсов для достижения поставленных целей и задач, что находит отражение в соответствующих плановых документах (планах).
По периоду действия выделяют долгосрочные планы (разрабатываемые на десять и более лет), среднесрочные (продолжительностью, как правило, от трех до пяти лет) и текущие (годовые) планы. В практической деятельности используются различные виды плановых документов, которые обеспечивают преемственность планирования и возможность достижения стратегических целей и тактических задач, разноудаленных по времени.
- Тема: «Методологические основы планирования в рыночной экономике».
- 1. Сущность, содержание и виды макроэкономического планирования
- 2. Понятие и содержание методологии макроэкономического планирования
- 3. Методы предплановых исследований
- 4. Балансовый метод
- 5. Нормативный метод
- 6. Программно-целевой метод
- 7. Математические методы в экономике