logo
Тема Методологические основы планирования в рын

2. Понятие и содержание методологии макроэкономического планирования

Слово «методология» образовано от сочетания двух слов: метод и логи­ка. Метод — путь исследования или познания; логика — наука о законах

мышления.

Методология вообще — учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности; характеризует внутреннюю организа­цию и регулирование процесса познания или фактического преобразова­ния какого-либо объекта.

Под методологией планирования понимается система подходов, прин­ципов, показателей, методик и методов разработки и обоснования пла­новых решений, а также логика планирования. Методология базируется на экономической теории, изучающей закономерности и законы разви­тия общества, основные положения и тенденции воспроизводственных процессов; развивается и совершенствуется по мере развития самой эко­номической теории и хозяйственной практики.

Важнейшими составными элементами методологии планирования яв­ляются принципы, методы, показатели, методика, логика планирования.

Принципы планирования — основные исходные положения, правила формирования, обоснования и организации разработки плановых доку­ментов. Это не застывшие образования. Они совершенствуются, изменя­ются, наполняются новым содержанием по мере развития экономики.

Основными методологическими принципами планирования являются следующие: принцип научности, принцип социальной направленности и приоритета общественных потребностей, принцип повышения эффектив­ности общественного производства, принцип пропорциональности и сба­лансированности, принцип приоритетности, принцип согласования крат­косрочных и перспективных целей и задач.

Принцип научности. Плановые документы разрабатываются на основе глубокого познания и использования законов общественного развития, и прежде всего экономических законов, макроэкономических теорий, до­стижений НТП, математики, кибернетики и других наук. В процессе раз­работки планов производится глубокий анализ тенденций и перспектив экономического и социального развития, разрабатываются прогнозы, технико-экономические обоснования темпов и пропорций экономического роста, разрабатывается система стоимостных, трудовых и материальных балансов с использованием прогрессивных норм и нормативов.

Принцип социальной направленности и приоритета общественных потреб­ностей предполагает, что в планировании следует исходить из интересов человека и общества. Удовлетворение потребностей населения должно быть исходной позицией общегосударственных планов, ибо это общественно необходимо. Экономика не должна и не может развиваться вне интересов личного и общественного потребления.

Принцип повышения эффективности общественного производства пре­дусматривает, чтобы все цели и задачи планирования осуществлялись с наименьшими затратами, т. е. с максимальной экономией живого и ове­ществленного труда при производстве единицы продукции (работ, услуг). Он реализуется через возможные формы и направления ресурсосбереже-ния и проявляется через систему показателей эффективности: рост про­изводительности труда, снижение материало— и энергоемкости произ­водства, повышение фондоотдачи.

Принцип пропорциональности и сбалансированности. Рынок формирует экономический механизм регулирования и стимулирования производства, его технического совершенствования. С помощью рыночных механизмов обеспечивается производство той продукции, которая удовлетворяет за­просы потребителей. Однако формировать пропорции и структуру обще­ственного производства, отвечающего интересам всего общества, должно государство через систему планирования.

Реализация этого принципа предполагает:

Сбалансированное социально-экономическое развитие должно обеспе­чивать, с одной стороны, соответствие в потенциальных уровнях функ­ционирования отдельных сфер, отраслей, территориальных подразделе­ний общественного производства и, с другой стороны, оптимальное (при существующих условиях) удовлетворение производственных и непроиз­водственных потребностей общества. Этот принцип направлен на поддер­жание материально-вещественных и стоимостных пропорций и проявля­ется через общеэкономические, межотраслевые, отраслевые и террито­риальные пропорции.

Принцип приоритетности (от лат. «первый») следует понимать либо как первенство в каком-либо открытии, изобретении, либо как преобладаю­щее, первенствующее значение чего-либо. Необходимость выбора при­оритетных направлений в развитии экономики обусловлена, во-первых, ограниченностью ресурсов, которая имеет место при любом обществен­но-экономическом строе и, во-вторых, неотложностью решения важней­ших общегосударственных проблем.

Принцип согласования краткосрочных и перспективных целей и задач пред­полагает сочетание текущих целей и задач социально-экономического раз­вития страны с достижением, научно обоснованных стратегических це­лей, позволяет добиться их непротиворечивости и однонаправленности. Реализуется через систему долгосрочных, среднесрочных и текущих пла­новых документов.

Методы планирования как составная часть методологии планирования представляют собой совокупность способов и приемов, с помощью кото­рых обеспечиваются разработка и обоснование плановых документов. К основным методам планирования относятся балансовый, нормативный, программно-целевой. В процессе обоснования, разработки и контроля за ходом реализации плановых документов широко используются математи­ческие методы.

Балансовый метод предназначен для увязки общественных потребнос­тей и ресурсов, обеспечения необходимой пропорциональности и коор­динации в развитии различных продуктов, производств, отраслей, терри­торий и народного хозяйства в целом.

Нормативный метод основан на определении и использовании про­грессивной системы норм и нормативов, отражающей достижения НТП и важнейшие цели развития экономики.

Программно-целевой метод предполагает разработку целевых комплекс­ных программ и предназначен для обоснования плановых решений мак­роэкономических проблем, важнейших народнохозяйственных задач.

Математические методы дают возможность использовать в планирова­нии экономико-математические модели и вычислительную технику с це­лью повышения научной обоснованности и оптимизации планов.

В процессе плановой работы важно сочетать различные методы разра­ботки плановых документов в их взаимоувязке и взаимодополнении. Со­отношение между различными методами разработки общегосударствен­ных планов зависит от продолжительности плановых периодов, целей и задач, стоящих перед экономикой, опыта и квалификации работников, использования разнообразных экономико-математических моделей. Так, при перспективном планировании большую роль играют программно-це­левой подход и применяемые математические методы, при разработке текущих планов преобладающее значение имеют балансовый и норматив­ный методы планирования.

Методы контроля за ходом реализации плановых документов основаны на сочетании принципов и форм экономического стимулирования и ад­министративно-правовой ответственности. Система экономического сти­мулирования разрабатывается одновременно с различными заданиями и показателями планов и находит отражение в системе экономических ре­гуляторов (налогов, пошлин, процентных ставок и т. д.).

Методология планирования закрепляется в нормативных документах: методических указаниях, положениях, рекомендациях к составлению пла­нов, формах, показателях планов и способах их обоснования.

Показатели планов представляют собой форму количественного выра­жения принимаемых плановых решений. Показатели определяют структу­ру и адресность плановых документов. Их роль в процессе подготовки и обоснования управленческих решений зависит от того, насколько полно и последовательно они отражают особенности системы хозяйствования, механизм действия экономических законов, увязывают цели плана с ре­сурсами и эффективностью их использования, возможностями развития производства, общегосударственные интересы с интересами отдельных субъектов рыночного хозяйства.

Посредством применения одного какого-либо показателя можно оха­рактеризовать отдельное явление, процесс или его сторону. Народное хо­зяйство представляет собой сложный механизм, где происходят многооб­разные экономические явления и процессы в их взаимосвязи, поэтому содержание плана выражается системой показателей, посредством кото­рой осуществляется централизованное управление процессом воспроиз­водства и развитием социально-экономических отношений.

Все плановые показатели по своему назначению, содержанию и форме можно подразделить на количественные и качественные, натуральные и стоимостные, абсолютные и относительные, утверждаемые, индикатив­ные и расчетные, синтетические и индивидуальные. Система показателей не может быть неизменной. Она зависит от целей и задач планируемого периода. Проблема адекватности показателей особенностям отдельных эта­пов реформирования хозяйственной системы является одной из самых сложных в числе методологических проблем, характерных для переходной экономики.

Составной частью методологии планирования является методика, пред­ставляющая собой совокупность конкретных способов и приемов экономи­ческих, технико-экономических и экономико-математических расчетов, не­обходимых для разработки отдельных видов, разделов и показателей плана, их координации и увязки с рынком, анализа выполнения и других целей.

Важнейшим элементом методологии планирования является логика. Логика планирования — это система представлений о последовательности и этапах проведения плановых расчётов; упорядоченная последователь­ность и обоснованность действий, связанных с разработкой планов. Логи­ка планирования меняется наиболее динамично. Она конкретизирует ме­тодологию народнохозяйственного планирования и служит основой для разработки технологии планирования. Технология планирования — сово­купность процедур сбора, обработки и использования планово-экономи­ческой информации.

Главной идеей логики планирования выступает определение исходного пункта, от которого начинается и которому подчиняется весь процесс разработки планов. К основным составляющим логики можно отнести сле­дующие компоненты: