2.3.2 Семинарские занятия.
Планы семинарских занятий и самостоятельная работа студентов
Главное назначение “Планов семинарских занятий”- помощь студентам в их самостоятельной работе над обязательной и дополнительной учебной литературой по экономической теории. В список дополнительной литературы входят также работы наиболее известных экономистов, ученых с мировым именем, лауреатов Нобелевской премии по экономике и т.п., переведенные в последнее время на русский язык. При подготовке курсовых работ, рефератов, аналитических справок и докладов эти книги рекомендуется изучить прежде всего. Предлагаемые вопросы каждой темы - это тотобязательный минимум,который должны освоить студенты факультета МЭО. Вопросы составлены на основе программы, утвержденной кафедрой экономической теории.
Разумеется, в ходе живого, творческого обсуждения тех или иных
проблем могут возникнуть и новые вопросы, сформулированные преподавателем или студентами непосредственно на семинаре. Помимо этого, каждый лектор может обратить внимание слушателей на неоднозначную трактовку каких-либо категорий рыночной экономики различными школами и отдельными учеными, высказать и свою, индивидуальную точку зрения. Задача лектора (и преподавателя, ведущего семинары) - обращать внимание студентов на новую экономическую литературу, вышедшую в свет, так как список книг и журналов, естественно, не составляется раз и навсегда.
Изучение экономической теории предполагает (в ряде тем) освоение методов графического анализа. Важно понять, что умение построить схемы и графики является непременным условием овладения функциональным анализом, т.е. одним из главных методов современной экономической науки, относящейся к ее «основному направлению» (mainstream).Как правило, большинство графиков связано с поиском состояния равновесия(на микро- и макроуровне ), т.е. построением идеальной модели, а также поиском причин отклонения от этого идеального состояния.
Со всеми нерешенными теоретическими проблемами студент всегда может обратиться к лектору или преподавателю, ведущему семинарские занятия; и, тем не менее, ничто не заменит упорной самостоятельной работы над рекомендуемой литературой. В рыночной экономике образование, а тем более, экономическое образование, - это не просто сумма усвоенных теоретических постулатов; это - вложение в “человеческий капитал”, который через определенное время обернется потоком доходов - и для отдельного владельца этих знаний, и для общества в целом.
- Московский государственный институт
- Раздел 1. Организационно-методический
- Задачи курса « Экономическая теория. Микроэкономика. Макроэкономика»:
- 2.1. Раздел 2. Содержание курса
- 2.2. Тематический план курса.
- 2.3. Содержание курса.
- Раздел I. Введение в экономическую теорию
- Тема 1. 1. Предмет экономической теории
- Тема 1. 2. Метод экономической теории
- Тема 1.3. Основные закономерности экономической организации общества.
- Тема 1.4. Координация выбора в различных хозяйственных системах
- Раздел 2. Микроэкономика
- Тема 2.1.. Общая характеристика рыночной экономики
- Тема 2.2. Механизм рынка совершенной конкуренции
- Тема 2.3. Механизм рынка несовершенной конкуренции
- Тема 2.4. Экономика неопределенности, информации и страхования
- Тема 2.5. Теория фирмы и организационные формы бизнеса
- Тема 2.6. Теория производства и предельной производительности факторов
- Тема 2.7. Рынок труда и заработная плата
- Тема 2.8. Рынок капитала и процент
- Тема 2.9. Рынок земельных ресурсов и земельная рента
- Тема 2.10. Предпринимательство и прибыль
- Тема 2.11. Преимущества и недостатки рыночного механизма
- Раздел 3. Введение в макроэкономику
- Тема 3.1. Введение в макроэкономику. Роль государства в рыночной экономике
- Тема3.2. Основные макроэкономические показатели. Ввп: экономическое содержание и способы расчёта.
- Тема 3.3. Макроэкономическое равновесие: базовые модели
- Тема 3.4. Макроэкономическая нестабильность: цикличность развития рыночной экономики. Безработица. Инфляция.
- Тема 3.5. Кредитно-денежная система и кредитно-денежная политика
- Тема 3.6. Рынок ценных бумаг и его макроэкономическая роль.
- Тема 3.7. Налогово-бюджетная система и налогово-бюджетная политика
- Тема 3.8. Модель is-lMв макроэкономическом анализе
- Тема 3.9. Социальная политика государства
- Тема 3.10. Экономический рост и политика государства.
- Раздел 4. Международный аспект экономической теории.
- Тема 4.1. Теория международной торговли. Внешнеторговая политика государства.
- Тема 4.2. Платежный баланс и обменный курс: макроэкономические модели.
- Тема 4.3. Макроэкономическая политика и актуальные аспекты экономической политики России.
- 2.3.2 Семинарские занятия.
- Раздел I. Введение в экономическую теорию
- Тема 1.1. Предмет экономической теории (4 часа)
- 1 Занятие (2 часа)
- 2 Занятие ( 2 часа )
- Тема 1.2. Метод экономической теории (2 часа)
- Тема1. 3. Основные закономерности экономической организации общества
- Тема 1. 4. Координация выбора в различных хозяйственных системах
- Раздел 2. Микроэкономика
- Тема 2.1. Общая характеристика рыночной экономики (10 часов)
- I занятие (2 часа)
- 2 Занятие (2 часа)
- 3 Занятие (2 часа)
- 4 Занятие (2 часа)
- 5 Занятие (2 часа)
- Тема 2.2. Механизм рынка совершенной конкуренции (4 часа)
- 1 Занятие (2 часа)
- 2 Занятие (2 часа)
- Тема 2.3. Механизм рынка несовершенной конкуренции (8 часов)
- 1 Занятие ( 2 часа )
- 2 Занятие (2 часа)
- 3 Занятие (2 часа)
- 4 Занятие (2 часа )
- Тема 2.4. Экономика неопределенности, информации и страхования
- Тема2.5.Теория фирмы и организационные формы бизнеса (2 часа)
- Тема 2.6. Теория производства и предельной производительности факторов (4 часа)
- 1 Занятие (2 часа)
- 2 Занятие (2 часа)
- Тема 2.7. Рынок труда и заработная плата(4 часа)
- 1 Занятие (2 часа)
- 2 Занятие (2 часа)
- Тема 2.8. Рынок капитала и процент (8 часов)
- 1 Занятие ( 2 часа )
- 2 Занятие ( 2 часа )
- 3 Занятие (2 часа)
- 4 Занятие (2 часа)
- Тема2.9. Рынок земельных ресурсов и земельная рента (2 часа)
- Тема2.10. Предпринимательство и прибыль (2 часа)
- Тема 2.11. Преимущества и недостатки рыночного механизма
- 1 Занятие (2 часа)
- 2 Занятие ( 2 часа )
- Раздел 3. Введение в макроэкономику.
- Тема 3.1. Введение в макроэкономику. Роль государства в рыночной экономике (6 часов)
- 1 Занятие (2 часа)
- 2 Занятие (2 часа)
- 3 Занятие (2 часа)
- Дополнительная литература:
- Тема 3.2. Основные макроэкономические показатели национальных счетов. Ввп: экономическое содержание и способы расчёта. (4 часа)
- 1 Занятие (2 часа).
- 2 Занятие (2 часа).
- Тема 3.3. Макроэкономическое равновесие: базовые модели (8 часов)
- 1 Занятие (2 часа)
- 2 Занятие (2 часа)
- 3 Занятие (2 часа)
- 4 Занятие
- Тема 3.4.. Макроэкономическая нестабильность: цикличность развития рыночной экономики. Безработица. Инфляция. (8 часов)
- 1 Занятие (2 часа)
- 2 Занятие (2 часа)
- 2 Занятие (2 часа)
- 4 Занятие (2 часа)
- Тема 3.5. Кредитно-денежная система и кредитно-денежная политика (6 часов)
- 1 Занятие (2 часа)
- 2 Занятие (2 часа)
- 3 Занятие ( 2 часа )
- Тема 3.6. Рынок ценных бумаг и его макроэкономическое значение.
- 1 Занятие ( 2часа).
- 2 Занятие (2часа).
- Тема 3.7. Налогово-бюджетная система и налогово-бюджетная политика (6 часов)
- 1 Занятие (2 часа)
- 2 Занятие (2 часа)
- 3 Занятие (2 часа)
- Тема 3.8. Модель is-lm в макроэкономическом анализе (4 часа).
- 1 Занятие (2 часа).
- 2 Занятие(2 часа).
- Тема 3.9. Социальная политика государства (2 часа)
- Тема 3.10. Экономический рост и политика государства (4 часа)
- 2 Занятие (2 часа)
- Тема 4.2. Платежный баланс и обменный курс: макроэкономические модели(6 часов).
- 1 Занятие (2 часа).
- 2 Занятие(2 часа).
- 3 Занятие (2 часа).
- 3.2.Темы курсовых работ.
- 3.3. Примерный список вопросов для подготовки к экзамену Экзаменационные вопросы раздел «микроэкономика»
- Экзаменационные вопросы раздел "макроэкономика"
- 4.1. Список учебно-лабораторного оборудования.
- 4.2. Программные, технические и электронные средства обучения и контроля знаний слушателей, разрабатываемые авторами курса.