logo
Programma_Kursa

Тема 2.3. Механизм рынка несовершенной конкуренции

Власть над ценой со стороны производителя в условиях рыночных структур несовершенной конкуренции (чистой монополии, дуополии, олигополии, монополистической конкуренции с дифференциацией продукта). Понятие «ценополучателя» и «ценоискателя». Открытая, закрытая, естественная монополия. Барьеры при вступлении в отрасль.

Цена, предельный доход и валовой доход в условиях несовершенной конкуренции. Максимизация прибыли в условиях чистой монополии. Излишек потребителя и излишек производителя при несовершенной конкуренции. Проблема “мертвого убытка”( чистые потери от монополизации). Индекс Лернера как измеритель монопольной власти. Ценовая дискриминация первой, второй и третьей степени.

Особенности ценообразования в условиях естественной монополии.

Олигополистическая структура рынка. Концентрация рынка и способы ее измерения. Индекс Герфиндаля. Олигополистическая взаимозависимость. Теория игр при объяснении олигополистического поведения. «Дилемма заключенного». Ломаная кривая спроса, картель, ценообразование по принципу «издержки плюс», лидерство в ценах и другие формальные модели олигополии. Неценовая конкуренция.

Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта: степень монопольной власти, потери и выигрыш для потребителя. Монопсония: власть над ценой со стороны покупателя. Симметрия в положении монополиста и монопсониста.

Антимонопольное регулирование.