Задачи курса « Экономическая теория. Микроэкономика. Макроэкономика»:
в первом разделе – «Введение в экономическую теорию» - освещается место и роль человека в экономике, дается представление об экономической теории как науке, ее предмете и методе, рассматриваются важнейшие направления и школы экономического анализа;
во втором разделе – «Микроэкономика» – дается общая характеристика рыночного механизма, рассматриваются принципы потребительского поведения, теории фирмы и организационные формы бизнеса, анализируются проблемы управления конкурентными и монопольными фирмами на товарных и ресурсных рынках;
в третьем разделе – «Макроэкономика» - анализируются причины колебания экономической активности, а также закономерности изменения цен и их влияние на занятость и экономический рост, объясняется, почему необходимо государственное регулирование рыночной экономики, какие способы и инструменты может использовать государство в целях стабилизации народного хозяйства и стимулирования устойчивого роста,
научить анализу, критической оценки причин колебаний экономической активности, а также закономерности изменения цен и их влияние на занятость и экономический рост, объясняется, почему необходимо государственное регулирование рыночной экономики, какие способы и инструменты может использовать государство в целях стабилизации народного хозяйства и стимулирования устойчивого роста. применять теоретические знания на практике и уметь ранжировать их по степени приоритетности. сформировать и продемонстрировать понимание основных экономических проблем макроэкономики
1.3 .Образовательные результаты курса.
После изучения курса студенты должны:
знать, как работает рынок и почему рыночная система наиболее эффективно распределяет ограниченные ресурсы;
понимать принципы и мотивы поведения покупателей и фирм на рынке;
уметь анализировать издержки, выручку и прибыль фирмы;
знать, как осуществляется управление фирмой на разных типах рынков;
понимать, почему в отдельные периоды времени в экономике сохраняется низкая занятость ресурсов и высокий темп роста цен;
знать, как взаимосвязаны между собой основные макроэкономические переменные;
понимать место, роль и границы государства в современной рыночной экономике;
иметь представление о денежно-кредитной и налогово-бюджетной политике, используемой государством для стабилизации экономики и поддержания устойчивого хозяйственного роста;
знать также следующие графики:
микроэкономика
кривую производственных возможностей (КПВ);
спроса, предложения, рыночного равновесия;
равновесия конкурентной фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах;
равновесие абсолютной монополии;
равновесие фирмы на рынке монополистической конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периодах;
равновесия конкурентной и монопольной фирмы на рынке ресурсов;
рынка труда;
рынка капитала;
рынка земельных ресурсов
макроэкономика
- знать, как взаимосвязаны между собой основные макроэкономические переменные;
- понимать место, роль и границы государства в современной рыночной экономике;
- иметь представление о денежно-кредитной и налогово-бюджетной политике, используемой государством для стабилизации экономики и поддержания устойчивого хозяйственного роста;
- знать также следующие графики:
- макроэкономического равновесия (AD-AS);
- «кейнсианский крест»;
-равновесия товарных рынков (модель «IS»);
краткосрочная и долгосрочная кривые Филлипса;
кривую стагфляции;
предложение денег, спроса на деньги, рынка денег, а также равновесия на рынке денег (модель «LM»);
двойного равновесия рынка денег и товарных рынков (модель «IS-LM»);
кривую Лаффера;
кривую Лоренца.
ЗНАНИЕ И ПОНИМАНИЕ | |
Знание и понимание: В качестве образовательных результатов выступают полученные слушателями знания, умения и навыки, а также сформированные на их базе компетентности. Слушатели приобретут интеллектуальные умения: - будут знать ключевые категории по проблемам экономической теории - научатся понимать тенденции развития проблем современной экономики - смогут анализировать актуальные проблемы современной экономики
Слушатели получат практические, профессиональные навыки и умения : - научатся самостоятельно анализировать современные экономические процессы. | Образовательные методики (формы проведения занятий)
Лекционные и семинарские занятия, групповые и индивидуальные презентации по темам занятий, доклады и статистический обзор. |
| Форма проверки знаний
Контрольные работы (в количестве трех) Итоговый экзамен. |
КОМПЕТЕНЦИИ | |
Аналитические компетенции:
Умение превращать информацию в знания, эффективно хранить, применять и делиться полученными званиями. Умение просчитывать последствия принимаемых решений, вырабатывать рекомендации по снижению потенциальных рисков. Способность к комплексному и ситуационному анализу экономических, социально-экономических и политических процессов в международной среде. Способность к системному видению. Способность к сравнительному анализу и синтезу экономических процессов. Способность к общению ( устному и письменному), умению выносить аргументированные суждения в профессиональной области на основе неполной и противоречивой информации. Способность к соединению разнодисциплинарных аналитических инструментов в приложении к решению конкретных задач. Умение строить формализированные и графические модели конкретных ситуаций, видеть причинно-следственные связи.
| Образовательные методики (формы проведения занятий)
Работа на семинарских занятиях ( выступлении, в том числе выступления с докладами, краткими сообщениями по научной литературе и текущим событиям. Групповые презентации, с предварительной работой на Интернет-форуме с участием преподавателей. Предоставление конспектов статей .
|
| Форма проверки развития (степени овладения) компетенции Рецензирование и оценка групповых и индивидуальных презентаций. Рецензирование и оценка конспектов статей с помощью Mindmanager Итоговый зачет. Итоговый экзамен.
|
Системные компетенции:
Способность демонстрировать самостоятельное обучение Владение навыками проведения индивидуальных и коллективных научных исследований Знание основ экономического поведения Овладение инструментарием экономического анализа Умение корректно выбирать, применять, сочетать и модифицировать общенаучные , качественные и количественные методы исследования, исходя из конкретных теоретических и практических задач. Способность модулировать теоретический язык к языку конкретной ситуации. Умение использовать на практике результаты научных исследований.
| Образовательные методики (формы проведения занятий)
Работа на семинарских занятиях выступления, в том числе выступления с докладами, краткими сообщениями по научной литературе и текущим событиям. Групповые презентации, с предварительной работой на Интернет-форуме с участием преподавателей. Предоставление конспектов статей.
|
| Форма проверки развития (степени овладения) компетенции Рецензирование и оценка групповых и индивидуальных презентаций. Рецензирование и оценка конспектов статей с помощью Mindmanager Итоговый зачет. Итоговый экзамен.
|
Коммуникационные компетенции: Владение логико-лингвистическими и логико-графическими методиками обработки информации, в т.ч. методом функционального анализа. Способность к восприятию и документированию мультимедийной информацией в режиме реального времени. Способность к одинаковому пониманию темы и терминологию, в том числе и на иностранных языках. Способность представить результаты анализа проблем, изучаемых в рамках модуля, в устной и письменной форме.
| Образовательные методики (формы проведения занятий)
Работа на семинарских занятиях, выступления, в том числе выступления с докладами, краткими сообщениями по научной литературе и текущим событиям. Групповые презентации, с предварительной работой на Интернет-форуме с участием преподавателей. Предоставление конспектов статей
Форма проверки развития (степени овладения) компетенции Рецензирование и оценка групповых и индивидуальных презентаций. Рецензирование и оценка конспектов статей с помощью Mindmanager Итоговый зачет. Итоговый экзамен.
|
Форма проверки развития (степени овладения) компетенции Рецензирование и оценка групповых и индивидуальных презентаций Рецензирование и оценка конспектов статей с помощью программы Mindmanagar Итоговый зачет. Итоговый экзамен.
|
- Московский государственный институт
- Раздел 1. Организационно-методический
- Задачи курса « Экономическая теория. Микроэкономика. Макроэкономика»:
- 2.1. Раздел 2. Содержание курса
- 2.2. Тематический план курса.
- 2.3. Содержание курса.
- Раздел I. Введение в экономическую теорию
- Тема 1. 1. Предмет экономической теории
- Тема 1. 2. Метод экономической теории
- Тема 1.3. Основные закономерности экономической организации общества.
- Тема 1.4. Координация выбора в различных хозяйственных системах
- Раздел 2. Микроэкономика
- Тема 2.1.. Общая характеристика рыночной экономики
- Тема 2.2. Механизм рынка совершенной конкуренции
- Тема 2.3. Механизм рынка несовершенной конкуренции
- Тема 2.4. Экономика неопределенности, информации и страхования
- Тема 2.5. Теория фирмы и организационные формы бизнеса
- Тема 2.6. Теория производства и предельной производительности факторов
- Тема 2.7. Рынок труда и заработная плата
- Тема 2.8. Рынок капитала и процент
- Тема 2.9. Рынок земельных ресурсов и земельная рента
- Тема 2.10. Предпринимательство и прибыль
- Тема 2.11. Преимущества и недостатки рыночного механизма
- Раздел 3. Введение в макроэкономику
- Тема 3.1. Введение в макроэкономику. Роль государства в рыночной экономике
- Тема3.2. Основные макроэкономические показатели. Ввп: экономическое содержание и способы расчёта.
- Тема 3.3. Макроэкономическое равновесие: базовые модели
- Тема 3.4. Макроэкономическая нестабильность: цикличность развития рыночной экономики. Безработица. Инфляция.
- Тема 3.5. Кредитно-денежная система и кредитно-денежная политика
- Тема 3.6. Рынок ценных бумаг и его макроэкономическая роль.
- Тема 3.7. Налогово-бюджетная система и налогово-бюджетная политика
- Тема 3.8. Модель is-lMв макроэкономическом анализе
- Тема 3.9. Социальная политика государства
- Тема 3.10. Экономический рост и политика государства.
- Раздел 4. Международный аспект экономической теории.
- Тема 4.1. Теория международной торговли. Внешнеторговая политика государства.
- Тема 4.2. Платежный баланс и обменный курс: макроэкономические модели.
- Тема 4.3. Макроэкономическая политика и актуальные аспекты экономической политики России.
- 2.3.2 Семинарские занятия.
- Раздел I. Введение в экономическую теорию
- Тема 1.1. Предмет экономической теории (4 часа)
- 1 Занятие (2 часа)
- 2 Занятие ( 2 часа )
- Тема 1.2. Метод экономической теории (2 часа)
- Тема1. 3. Основные закономерности экономической организации общества
- Тема 1. 4. Координация выбора в различных хозяйственных системах
- Раздел 2. Микроэкономика
- Тема 2.1. Общая характеристика рыночной экономики (10 часов)
- I занятие (2 часа)
- 2 Занятие (2 часа)
- 3 Занятие (2 часа)
- 4 Занятие (2 часа)
- 5 Занятие (2 часа)
- Тема 2.2. Механизм рынка совершенной конкуренции (4 часа)
- 1 Занятие (2 часа)
- 2 Занятие (2 часа)
- Тема 2.3. Механизм рынка несовершенной конкуренции (8 часов)
- 1 Занятие ( 2 часа )
- 2 Занятие (2 часа)
- 3 Занятие (2 часа)
- 4 Занятие (2 часа )
- Тема 2.4. Экономика неопределенности, информации и страхования
- Тема2.5.Теория фирмы и организационные формы бизнеса (2 часа)
- Тема 2.6. Теория производства и предельной производительности факторов (4 часа)
- 1 Занятие (2 часа)
- 2 Занятие (2 часа)
- Тема 2.7. Рынок труда и заработная плата(4 часа)
- 1 Занятие (2 часа)
- 2 Занятие (2 часа)
- Тема 2.8. Рынок капитала и процент (8 часов)
- 1 Занятие ( 2 часа )
- 2 Занятие ( 2 часа )
- 3 Занятие (2 часа)
- 4 Занятие (2 часа)
- Тема2.9. Рынок земельных ресурсов и земельная рента (2 часа)
- Тема2.10. Предпринимательство и прибыль (2 часа)
- Тема 2.11. Преимущества и недостатки рыночного механизма
- 1 Занятие (2 часа)
- 2 Занятие ( 2 часа )
- Раздел 3. Введение в макроэкономику.
- Тема 3.1. Введение в макроэкономику. Роль государства в рыночной экономике (6 часов)
- 1 Занятие (2 часа)
- 2 Занятие (2 часа)
- 3 Занятие (2 часа)
- Дополнительная литература:
- Тема 3.2. Основные макроэкономические показатели национальных счетов. Ввп: экономическое содержание и способы расчёта. (4 часа)
- 1 Занятие (2 часа).
- 2 Занятие (2 часа).
- Тема 3.3. Макроэкономическое равновесие: базовые модели (8 часов)
- 1 Занятие (2 часа)
- 2 Занятие (2 часа)
- 3 Занятие (2 часа)
- 4 Занятие
- Тема 3.4.. Макроэкономическая нестабильность: цикличность развития рыночной экономики. Безработица. Инфляция. (8 часов)
- 1 Занятие (2 часа)
- 2 Занятие (2 часа)
- 2 Занятие (2 часа)
- 4 Занятие (2 часа)
- Тема 3.5. Кредитно-денежная система и кредитно-денежная политика (6 часов)
- 1 Занятие (2 часа)
- 2 Занятие (2 часа)
- 3 Занятие ( 2 часа )
- Тема 3.6. Рынок ценных бумаг и его макроэкономическое значение.
- 1 Занятие ( 2часа).
- 2 Занятие (2часа).
- Тема 3.7. Налогово-бюджетная система и налогово-бюджетная политика (6 часов)
- 1 Занятие (2 часа)
- 2 Занятие (2 часа)
- 3 Занятие (2 часа)
- Тема 3.8. Модель is-lm в макроэкономическом анализе (4 часа).
- 1 Занятие (2 часа).
- 2 Занятие(2 часа).
- Тема 3.9. Социальная политика государства (2 часа)
- Тема 3.10. Экономический рост и политика государства (4 часа)
- 2 Занятие (2 часа)
- Тема 4.2. Платежный баланс и обменный курс: макроэкономические модели(6 часов).
- 1 Занятие (2 часа).
- 2 Занятие(2 часа).
- 3 Занятие (2 часа).
- 3.2.Темы курсовых работ.
- 3.3. Примерный список вопросов для подготовки к экзамену Экзаменационные вопросы раздел «микроэкономика»
- Экзаменационные вопросы раздел "макроэкономика"
- 4.1. Список учебно-лабораторного оборудования.
- 4.2. Программные, технические и электронные средства обучения и контроля знаний слушателей, разрабатываемые авторами курса.