logo search
Экономическая теория (Экзаметационные билеты)

Теория потребительского поведения. (Кардиналистский и ординалистский подход)

Теория потребительского поведения исходит из совокупности гипотез: о свободе выбора и суверенитете потребителя, о рациональности потребителя. Первая из гипотез означает не только наличие права и возможности для потребителя выбирать желаемое благо, но и способности воздействовать на производителя. В соответствии с этой гипотезой не крупные производители (заводы, комбинаты, фабрики) являются главными «действующими лицами» в экономике, а потребители. Производство потребительских товаров и средств производства не может быть самоцелью. Оно имеет смысл лишь при возможности их продажи по рыночной цене, превышающей издержки производства, обеспечивающей получение прибыли. Если же товар не продан – не нашлось покупателя, то его производитель несет убытки, разоряется. Это же означает, что его производитель испортил ресурсы. Таким образом, суверенитет потребителя проявляется в возможности влиять на производителя через выражение своего отношения к товару, его количеству и качеству. В соответствии со второй гипотезой каждый потребитель ведет себя рационально – стремится максимизировать приобретаемую полезность благ при ограниченном доходе.

Полезностью (U) понимают степень удовольствия, удовлетворения, получаемого покупателем от потребляемого блага.

Различают общую полезность (TU) и предельную полезность (MU). Общей или совокупной называют полезность, получаемую от потребления всей массы приобретенного блага. При этом функцию полезности можно выразить формулой:

,

где    Q – количество потребляемого блага.

Предельной называют полезность, которую приносит (добавляет) потребление каждой последующей единицы данного блага. Её функцию можно выразить формулой, производной от TU

.

Кардиналистский подход к измерению полезности предполагает абсолютно точное, количественное определение величины полезности. Основателями данного направления теории предельной полезности были К. Менгер (1840–1921), Ф. фон Визер (1851–1926), Е. Бем-Баверк (1881–1953).

Ординалистская теория предельной полезности – более поздняя разработка двух экономистов В. Парето (1848–1923) и Дж. Хикса (1904–1989), она пришла на смену кардинализму. Сам термин «ординарный» означает ранжирование или выстраивание в определенном порядке. В. Парето и Дж. Хикс допускают определенное ранжирование, построение товара и услуг по принципу предпочтения. Потребитель не может точно судить о количественных размерах порядковых чисел, а может лишь сказать нечто о степени их важности относительно друг друга. То, что называется полезностью, сегодня отражает только ранжирование предпочтений.

Типы и факторы экономического роста

Факторы экономического роста. Типы и темпы экономического роста.

Экономический рост определяется множеством факторов причин и условии, среди которых обычно выделяют основные. Среди основных факторов целесообразно выделит три группы факторов. К первой группе факторов относятся факторы, непосредственно влияющие на физический объем производства. В экономической литературе их называют факторами предложения. Они делают важнымсамопроизводство и тем самым обеспечивают предложение разнообразных товаров и услуг. К факторам предложения причисляют:

- количество и качество природных ресурсов, без которых не возможно любое производство. При прочих равных условиях, страна, обладающая лучшими по качеству природными ресурсами  и в большем количестве потенциально имеет лучшие возможности для экономического роста, чем другая.

- количество и качество трудоспособного населения, то, что в экономике называют трудовыми ресурсами. Этот фактор определяется, прежде всего, численностью населения страны.  Однако часть населения не включается в число трудоспособных  и не выходит на рынок труда, к ней относятся учащиеся, пенсионеры,  военнослужащие и т.д.    желающие работать  образуют так называемую рабочую силу.  Кроме того, в составе рабочей силы выделяются безработные, т.е. те  кто имеет желание работать, но не может найти работу.

Наряду с количественными  факторами важную роль  играет  качество трудовых ресурсов. По мере возрастающего образования и квалификации работников происходит повышение  производительности труда, что способствует повышению уровня и темпов экономического роста. Другим важным фактором экономического роста  является капитал – это оборудование, здания и товарные запасы. Основной капитал включает и жилой фонд, фабричные здания и сооружения.

- объем основного капитала, приходящегося на одного работника, то есть капиталовооруженность является решающим фактором, определяющим динамику производительности труда. Если за определенный период возрастал объем капиталовложений, а численность рабочей силы увеличилась в большей степени, то производительность труда будет падать, так как сокращаетсякапиталовооруженность каждого работника.

- уровень технологии, применяемой для производства продукции, является важным двигателем экономического роста. Этот фактор в свою очередь зависит от состояния не только прикладных и технических исследований, но и от достижений фундаментальных наук.  Идеи, которые в них разрабатываются,  не редко оказываются главным двигателем технического прогресса.

Ко второй группе факторов экономического роста относятся факторы спроса. Способность к росту экономики не ограничивается факторами предложения, так как  для реализации потенциального объема производства необходимо, чтобы существовал на него совокупный спрос для обеспечения расширяющегося объема продукции и рационального его использования.

К третьей группе  относятся факторы распределения:

- фактическая аллокация производственных ресурсов по отраслям, предприятиям, и регионам страны;

- действующий в обществе порядок распределения доходов между субъектами с хозяйственной деятельности. Эти  факторы влияют как на способность экономической системы к росту, так и на ее эффективность.

В реальном процессе экономического роста все эти факторы взаимодействуют и влияют  друг на друга, и поэтому мы их выделяем отдельно.   Как бы ни было важно значение факторов спроса и факторов распределения, тем не менее, определяющую роль в экономическом росте играют  факторы предложения.  Именно они содействуют сдвигу кривой производственных возможностей в право, способствуя, таким образом увеличению,  реального ВНП.