Закон предложения. Кривая предложения. Факторы, влияющие на предложение
Рыночное предложение – это максимально возможное количество товаров и услуг, которое продавцы готовы поставлять на рынок в единицу времени при данных условиях.
Предложение следует рассматривать с точки зрения его величины. Вместо того, чтобы спрашивать, какое количество будет предлагаться по разным ценам, мы вправе спросить, какими должны быть цены, которые побудят производителя предлагать разное количество товара.
Суть закона предложения такова: с повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение. Закон предложения показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего продукта по высокой цене, чем они хотели бы это делать по низкой цене. Между ценой и величиной предложения существует прямая связь.
Прямую связь между величиной предложения и ценой продукта можно изобразить графически: это выражается в восходящем направлении кривой предложения.
Кривая предложения
Рис. 4. Кривая индивидуального предложения
На графике кривая индивидуального предложения представлена в виде восходящей кривой SS, поскольку между величиной предложения и ценой существует прямая связь: по закону предложения производители производят большее количество продукта, если цена на него растет.
При построении кривой предложения экономист исходит из допущения, что цена — основная детерминанта величины предложения любого продукта. Однако кривая предложения, так же как и кривая спроса, строится на предположении, согласно которому определенные неценовые детерминанты величины предложения даны заранее и не подвергаются изменениям. Если одна из этих неценовых детерминант предложения в действительности претерпевает изменения, положение кривой предложения также будет меняться.
К основным неценовым детерминантам предложения относятся следующие: цены на ресурсы; технология производства; налоги и дотации; цены на другие товары; ожидания изменения цен; число продавцов на рынке.
Рис. 5. Изменения в предложении
Увеличение предложения смещает кривую предложения вправо, от S1 к S2 . Уменьшение предложения смещает кривую предложения влево, от S1 к S3; передвижение от а до b означает изменение величины предложения.
Неценовые детерминанты предложения вызывают изменения в предложении, которые выражаются в смещении всей кривой предложения: увеличение предложения смещает кривую вправо, уменьшение предложения смещает ее влево. Причиной изменения предложения служит изменение одной или более детерминант предложения.
Напротив, изменение величины предложения означает передвижение с одной точки на другую на постоянной кривой предложения. Причиной такого передвижения является изменение цены на рассматриваемый продукт.
Закон спроса. Кривая спроса. Факторы, влияющие на спрос
Закон спроса. Кривая спроса. Факторы, влияющие на спрос.
Спрос - это платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене. Иными словами, спросом является не всякая потребность в данном товаре, а только такая, которая обеспечена наличием платежных средств (деньгами) у покупателя. Таким образом, в экономической теории различают "потребность" и "спрос".
Как правило, спрос меньше потребности, поскольку любая цена ограничивает число покупателей.
Итак, спрос - это объем возможной купли товара в зависимости от установившейся цены на него. Очень важно осознать, что спрос - это потенциальная купля, но состоится она или нет, зависит от множества факторов.
Обратную связь между ценой продукта и величиной спроса можно изобразить в виде графика, показывающего величину спроса на горизонтальной оси, а цену на вертикальной оси. Закон спроса гласит, что люди покупают большее количество продукта при низкой цене, чем при высокой. Это находит отражение в нисходящем направлении кривой спроса.
Рис. 1. Кривая индивидуального спроса
Кривая индивидуального спроса представлена в виде нисходящей кривой DD, поскольку между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость.
В своем анализе экономист исходит из допущения, что цена служит самой важной детерминантойколичества любого покупаемого продукта. Но существуют и другие факторы, которые влияют на покупки. К ним относятся неценовые детерминанты, или так называемые факторы изменения спроса: 1) предпочтения потребителей, их вкусы; 2) число покупателей на рынке; 3) доходы потребителей; 4) цены на сопряженные товары и 5) ожидания потребителей относительно будущих цен доходов.
Рис. 2. Изменения в спросе
Изменение одной или более детерминант спроса вызывает изменение спроса. Увеличение спроса смещает кривую спроса вправо, например от D1 к D2 . Уменьшение спроса смещает кривую спроса влево, например от D1 к D3 . Изменение величины спроса ведет к перемещению, вызываемому изменением цены данного продукта, от одной точки к другой на постоянной кривой спроса, на нашем графике — от а к b.
Неценовые детерминанты спроса вызывают «изменения в спросе».
«Изменение в спросе» не следует смешивать с «изменением величины спроса». Изменение в спросе выражается в смещении всей кривой спроса либо вправо (увеличение спроса), либо влево (сокращение спроса) (рис. 2). Изменение же величины спроса означает передвижение с одной точки на другую точку на постоянной кривой спроса, т.е. переход от одной комбинации «цена — количество продукта» к другой. Причиной изменения величины спроса служит изменение цены данного продукта.
Таким образом, как было сказано выше, суть закона спроса заключается в следующем: снижение цены ведет к возрастанию величины спроса. И, наоборот, при прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса. Отсюда, закон спроса — это отрицательная, или обратная, связь между ценой и величиной спроса.
Земельная рента – факторный доход землевладельца
Земельная рента – факторный доход землевладельца.
Говоря о земле, прежде всего, следует иметь в виду ее использование в сельском хозяйстве. Для сельскохозяйственного работника (фермера) земля - это главное средство производства, которое обладает рядом специфических черт:
• земля должна обладать плодородием, которое может быть естественным, определяемым ее механическими и химическими свойствами, созданными самой природой, и искусственным, когда в результате деятельности человека изменяется состав почвы;
• земля - это средство производства, которое не может быть свободно воспроизведено, это «дар природы». Земельные участки различаются по плодородию, т. е. имеют различную естественную производительную силу, а потому средние и лучшие по качеству участки земли присутствуют в ограниченном количестве;
• воздействие человека на плодородие земли не может быть безграничным. Рано или поздно наступает время, когда дополнительная отдача от дополнительно вложенного труда и капитала начинает падать, т. е. вступает в силу закон убывающей отдачи.
Использование земли издавна регулируется различными системами экономических отношений. Как экономический ресурс земля не имеет трудового происхождения и, следовательно, издержек производства. Это дар природы. Количество земли фиксировано, поэтому, где бы практически ни использовалась земля, ее предложение абсолютно неэластично.
Право рыночного субъекта распоряжаться земельными ресурсами приносит ее обладателю дополнительный доход, который принимает экономическую форму земельной ренты. Слово «рента» происходит от латинского слова «reddita», что означает отданная «назад», «возращенная», «оплаченная».
Рента это вид дохода, регулярно получаемого собственником с земли, имущества и т.д. По другому определению - это цена, уплачиваемая за использование земли и других природных ресурсов, количество которых строго ограничены. Земельная рента - это доход, который представляет собой часть прибавочного продукта, создаваемого в сельском хозяйстве и связанный с собственностью на землю.
В сельском хозяйстве используются земли различного качества. Последнее включает в себя плодородье почв, рельеф и конфигурацию участков, климатические условия. Таким образом, изначально самой природой созданы неравные условия для работы на земле. Использование лучших земель при тех же вложениях средств позволяет, кроме нормальной прибыли, также извлекать дополнительный доход по сравнению с получаемым на худших землях. Этот доход получил название дифференциальной (разностной) ренты.
Дифференциальная рента существует в 2-х формах - дифференциальная рента I и дифференциальная рента II. Образование дифференциальной ренты I связана с ограниченностью земельных ресурсов, ихразнокачественностью, а также различиями в местоположении земельных участков, что обуславливает необходимость вовлечения в сельскохозяйственный оборот земель не только лучшего, но также среднего и худшего качества.
Дифференциальная рента I возникает также вследствие различий в местоположении земельных участков по отношению к рынкам сбыта, транспортным путям и т.д. эти различия порождают неравенство транспортных и других издержек в расчете на единицу продукции, что создает условия для образования дифференциальной ренты I по местоположению.
Дифференциальная рента II возникает при последовательных вложениях затрат в один и тот же участок земли в процессе интенсификации производства. Равновеликие затраты, вкладываемые в данный земельный участок, могут иметь различную отдачу (эффективность). Ввиду того, что общественная цена производства аграрной продукции определяется ценой производства продукции, получаемой от наименее производительных затрат, более эффективные затраты приносят помимо обычной средней нормы прибыли, еще и сверхприбыль - дифференциальную ренту II. Таким образом, дифференциальная рента II равна разнице между общественной и индивидуальной ценой производства, образующейся при дополнительных вложениях затрат. Дифференциальную ренту II может приносить и худшая земля, если наименее производительные затраты капитала производятся на относительно лучших земельных участках.
Вне зависимости от формы дифференциальной ренты причиной ее образования является монополия на землю как на объект хозяйства. Абсолютная земельная рента не связана с природными и экономическими факторами ведения сельского хозяйства, она связана с природными и экономическими факторами ведения сельского хозяйства, она связывается исключительно с наличием частной собственности на землю. На практике это означает, что земельный собственник передает свою землю в аренду только за плату, тем самым реализуется экономический смысл частной собственности. Арендная плата взимается земельным собственником любого, даже самого худшего участка земли, если возникает необходимость их хозяйственного применения.
- Бюджетно-налоговая политика
- Бюджетный дефицит. Внутренний и внешний долг
- Государственный бюджет
- Доходы в рыночной экономике. Причины неравенства доходов. КоффицентДжини, кривая Лоренца
- Закон предложения. Кривая предложения. Факторы, влияющие на предложение
- Инвестиций и их роль в формировании национального дохода. Модель мультипликатора и акселератора
- Инструменты денежно-кредитной системы
- Инфляция: сущность, причины, виды и последствия
- В зависимости от причин вызывающих инфляцию выделяют:
- Классическая и кейнсианская модели макроэкономического равновесия
- Макроэкономическая модель кругооборота доходов расходов
- Место Казахстана в системе мирового хозяйства.
- Функции экономической теории.
- Объективная необходимость многообразия форм собственности. Формы собственности
- Основной и оборотный капитал. Износ основного капитала. Амортизация основного капитала
- Основные макроэкономические показатели развития национальной экономики
- Понятие эластичности. Коэффициенты эластичности. Эластичность спроса. Эластичность предложения
- Предмет экономической теории. Этапы развития экономической теории
- 2. Основные экономические понятия и категории. Экономические законы.
- Причины, формы и последствия безработицы. Закон Оукена
- Содержание и типы экономических систем
- Социально-экономический прогресс общества. Критерии социально-экономического прогресса
- Спрос на деньги и предложение денег. Мультипликатор денежного предложения
- Стадии движения общественного продукта
- Сущность и классификация экономических благ и потребностей
- Сущность и принципы налогообложения. Налоговый мультипликатор
- Сущность предпринимательства его характерные черты. Виды предпринимательской деятельности
- Теория потребительского поведения. (Кардиналистский и ординалистский подход)
- Товар и его свойства. Теория трудовой стоимости о свойствах товара. Маржиналисткая теория полезности
- Условия возникновения и характеристика товарного хозяйства.
- Формы государственного регулирования экономики
- Экономическое и правовое содержание собственности. Объекты субъекты собственности