Понятие эластичности. Коэффициенты эластичности. Эластичность спроса. Эластичность предложения
Эластичность - степень реагирования одной переменной величины в ответ на изменение другой, связанной с первой величиной.
Понятие "эластичность" ввел в экономическую литературу А. Маршалл (Великобритания), его идеи были развиты Дж. Хиксом (Великобритания), П. Самуэльсоном (США) и др.
Способность одной экономической переменной реагировать на изменение другой может быть проиллюстрирована различными методами, исходя из выбранных единиц измерения. В целях унификации выбора единиц измерения используется метод измерения в процентах.
Количественную меру эластичности можно выразить посредством коэффициента эластичности.
Коэффициент эластичности - это числовой показатель, показывающий процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной. Эластичность может изменяться от нуля до бесконечности.
Эластичность предложения выступает в следующих основных формах:
• эластичное предложение, когда объем предложения изменяется на больший процент, чем цена. Эта форма характерна для долгого периода;
• неэластичное предложение, когда объем предложения изменяется на меньший процент, чем цена. Эта форма характерна для короткого периода;
• абсолютно эластичное предложение присуще долгому периоду. Кривая предложения строго горизонтальна;
• абсолютно неэластичное предложение характерно для текущего периода. Кривая предложения строго вертикальна.
Основные формы эластичности спроса по доходу:
• положительная, при которой объем спроса увеличивается с увеличением дохода. Эта форма относится к нормальным товарам, в частности к предметам роскоши;
• отрицательная, при которой объем спроса сокращается с сокращением дохода. Эта форма характерна для низших товаров, выступающих в виде некачественных благ;
• нулевая, когда объем спроса не реагирует на изменение дохода. Она присуща благам, потребление которых нечувствительно к доходам. Это товары первой необходимости.
Потребление и сбережение. Склонность к потреблению, сбережению и инвестированию
Потребление и сбережение. Склонность к потреблению, сбережению и инвестированию.
Сбережения - это располагаемый доход за вычетом расходов на личное потребление, т. е. (Y - Т) - С. Сбережения мы определили «остаточным» методом, т. е. представили их как остаток от той суммы, которая осталась после вычета из дохода расходов на потребление. Примечательно, что в классической модели эти зависимости иные: потребление определяется как остаток от той суммы, из которой были сделаны сбережения. Проблема заключается в том, что сбережения осуществляются одними хозяйствующими агентами, а инвестиции могут осуществлять совсем другие группы лиц, или хозяйствующих субъектов. Так, сбережения широких слоев населения являются источником инвестиций (например, сбережения рабочего, учителя, врача, полицейского и др.). Но эти лица не осуществляют капиталовложения, или инвестирования, связанного с реальным приростом капитальных благ общества.
Совокупный спрос в кейнсианской модели зависит от таких важнейших категорий, как функции потребления и сбережения. И потребление, и сбережения являются, по Кейнсу, функцией дохода. Для лучшего понимания идей Кейнса необходимо ввести новые понятия, используемые им в «Общей теории...». Во-первых, соотношение между дополнительным потреблением и дополнительным доходом, т. е. предельную склонность к потреблению МРС
МРС = ∆С / ∆Y
Во-вторых, соотношение между дополнительным сбережением и дополнительным доходом, т. е. предельную склонность к сбережению MPS
MPS = ∆S / ∆Y
Эмпирические исследования показали, что предельная склонность к потреблению и предельная склонность к сбережению не изменяются на краткосрочных отрезках времени и нередко остаются одной и той же величиной даже на протяжении длительного периода. Поэтому в дальнейшем мы будем исходить из того, что МРС и MPS - постоянные величины на протяжении долгосрочного периода.
Величина предельной склонности к потреблению находится между нулем и единицей: 0 < МРС < 1. Сумма МРС и MPS всегда равна 1. Это нетрудно понять, поскольку дополнительный доход тратится как на потребление, так и на сбережение в определенной пропорции.
От предельной склонности к потреблению нужно отличать среднюю склонность к потреблению (АРС), т. е. отношение расходов на потребление к величине дохода: АРС= С/У; соответственно, средняя склонность к сбережению определяется как отношение сбережения к доходу: АРS = S/ Y.
Правило равенства предельных издержек и предельного дохода
. Правило равенства предельных издержек и предельного дохода.
Известны два принципа, по которым можно определить уровень производства, при котором конкурентная фирма будет получать максимальные прибыли или минимальные убытки. Первый включает сравнение валового дохода и валовых издержек, второй - сравнение предельного дохода и предельных издержек.
Если предельные издержки превысят предельный доход (MC>MR),то фирма будет сокращать производство, так как ее прибыль уменьшается. Точка E является точкой максимальной прибыли, здесь предельные издержки производства и предельный доход равны, а их кривые пересекаются в этой точке.
Правило MR=MC является точным ориентиром максимизации прибыли для всех фирм на любом рынке: чисто конкурентном, монополистическом, монополистическом, конкурентном, олигополистическом и других. Для чисто конкурентного рынка правило максимизации прибыли имеет вид: P=MR=MC. Цена равна предельным издержкам и предельному доходу, что представляет собой частный случай правила MR=MC.
Если цена будет превышать минимум средних переменных издержек, то фирма будет максимизировать прибыль, производя объем продукции при котором цена или предельный доход равны предельным издержкам.
- Бюджетно-налоговая политика
- Бюджетный дефицит. Внутренний и внешний долг
- Государственный бюджет
- Доходы в рыночной экономике. Причины неравенства доходов. КоффицентДжини, кривая Лоренца
- Закон предложения. Кривая предложения. Факторы, влияющие на предложение
- Инвестиций и их роль в формировании национального дохода. Модель мультипликатора и акселератора
- Инструменты денежно-кредитной системы
- Инфляция: сущность, причины, виды и последствия
- В зависимости от причин вызывающих инфляцию выделяют:
- Классическая и кейнсианская модели макроэкономического равновесия
- Макроэкономическая модель кругооборота доходов расходов
- Место Казахстана в системе мирового хозяйства.
- Функции экономической теории.
- Объективная необходимость многообразия форм собственности. Формы собственности
- Основной и оборотный капитал. Износ основного капитала. Амортизация основного капитала
- Основные макроэкономические показатели развития национальной экономики
- Понятие эластичности. Коэффициенты эластичности. Эластичность спроса. Эластичность предложения
- Предмет экономической теории. Этапы развития экономической теории
- 2. Основные экономические понятия и категории. Экономические законы.
- Причины, формы и последствия безработицы. Закон Оукена
- Содержание и типы экономических систем
- Социально-экономический прогресс общества. Критерии социально-экономического прогресса
- Спрос на деньги и предложение денег. Мультипликатор денежного предложения
- Стадии движения общественного продукта
- Сущность и классификация экономических благ и потребностей
- Сущность и принципы налогообложения. Налоговый мультипликатор
- Сущность предпринимательства его характерные черты. Виды предпринимательской деятельности
- Теория потребительского поведения. (Кардиналистский и ординалистский подход)
- Товар и его свойства. Теория трудовой стоимости о свойствах товара. Маржиналисткая теория полезности
- Условия возникновения и характеристика товарного хозяйства.
- Формы государственного регулирования экономики
- Экономическое и правовое содержание собственности. Объекты субъекты собственности