logo search
экономика шпоры

2. Введение системы обязательного мед.Страх-я.

Система обязательного медицинского страхования создана с целью обеспечения конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи, закрепленных в статье 41 Конституции Российской Федерации.

Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья.

Закон "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" был принят в 1991 г. Он установил, что взносы на обязательное медицинское страхование (ОМС) работающих граждан осуществляются их работодателями. Размеры взносов устанавливаются федеральным законом. Взносы на страхование неработающего населения должны предусматриваться при формировании бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Определенная законом о медицинском страховании модель организации ОМС предусматривает, что в роли страховщиков выступают конкурирующие друг с другом страховые медицинские организации. Страховщики заключают договоры с работодателями на страхование работающих граждан и договоры с органами власти – на страхование неработающего населения, выбирают медицинские организации и оплачивают услуги, предоставляемые застрахованным.

Для сбора взносов на ОМС в каждом субъекте Российской Федерации было создано специализированное государственное финансово-кредитное учреждение – территориальный фонд ОМС. Одновременно был создан Федеральный фонд ОМС. Его главной задачей является выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов. Территориальный фонд ОМС финансирует страховые медицинские организации по подушевым нормативам в соответствии с договорами, заключенными страховщиками со страхователями.

Особенностью российской системы ОМС стало наличие двух типов страховщиков:

1)страховых медицинских организаций;

2) филиалов территориальных фондов ОМС.

Первые представляют собой, как правило, негосударственные коммерческие организации. Вторые являются структурными подразделениями государственных финансово-кредитных учреждений - территориальных фондов ОМС.

Практическое внедрение системы ОМС началось в 1993–1994 гг. Но последовательность и темпы замещения бюджетной системы финансирования на страховую не были определены в законодательстве, слабо контролировались органами федеральной власти и оказалась в полной зависимости от позиции региональных властей. Введение системы ОМС получилось частичным. Замещение бюджетного финансирования медицинских организаций страховым финансированием было начато, но не завершено.

Региональные и местные органы власти перечисляют взносы на ОМС неработающего населения в недостаточных объемах. В системе ОМС аккумулируется лишь треть средств, направляемых государством на здравоохранение, а должно было бы – две трети.

В настоящее время реализацию государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования, кроме Федерального фонда ОМС, осуществляют 86 территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Билет 2.