logo
экономика шпоры

2.Особенности отношений обмена в мед. Обслуживании.

Производителями, предлагающими медицинские услуги в обмен на другие экономические блага, выступают частнопрактикующие врачи и медицинские организации.

Потребителями выступают заболевшие люди, которые предъявляют спрос на медицинские услуги и выступают в роли их покупателей. Отношения между этими сторонами имеют следующие особенности в сравнении со случаями реализации стандартных товаров массового потребления.

Неопределенность возникновения спроса. Потребители медицинских услуг обычно не могут предвидеть.

Информационная асимметрия. Потребитель, как правило, не обладает такими знаниями о характере своего заболевания и возможных способах его лечения. Информация относительно медицинской помощи очень специализирована, сложна, требует затрат (времени, денег) для ее получения.

Вследствие информационной асимметрии потребитель вынужден полагаться на знания и опыт врача, к которому он обратился. Во взаимодействии с потребителем медицинских услуг врач играет двойственную роль: с одной стороны – посредника или агента потребителя, призванного выражать его интересы, формулировать его спрос на конкретные виды медицинских услуг, с другой – производителя этих услуг.

Если размер дохода врача прямо зависит от стоимости оказанных услуг или от их количества, то он может преувеличивать объем необходимых диагностических процедур, осмотров, лекарственных препаратов, выбирать те способы лечения, которые обеспечивают наибольшую загрузку поликлиник и больниц и т.п.

Локальный монополизм производителей. Многие медицинские организации и частнопрактикующие врачи занимают положение монопольного производителя медицинских услуг для населения, проживающего вблизи их месторасположения. Такой монополизм обусловливается особенностями потребностей в получении медицинской помощи и особенностями организации.

Ограниченный доступ на рынок новых производителей. Ограничения интереса к максимизации прибыли. Этические представления, зафиксированные, в частности, в клятве Гиппократа, требуют от врача альтруистического поведения, оказания помощи нуждающимся в ней людям безотносительно к их возможности ее оплатить.

Влияние внешних эффектов. Целый ряд медицинских благ приносят пользу не только их непосредственным потребителям, но и другим членам общества, поскольку эти услуги ограничивают распространение соответствующих заболеваний и снижают негативное воздействие их носителей на окружающих. В свою очередь блага, приносящие позитивный внешний эффект, именуют социально значимыми благами или благами, обладающими особыми достоинствами.

Билет 10.