1.Организация соц.Страх. В России и перспективы его реформирования
В нашей стране система социального страхования в узком понимании охватывает следующие виды страховых рисков:
-временная нетрудоспособность;
-трудовое увечье и профессиональное заболевание;
-материнство;
-смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.
Принципы организации социального страхования в широком его понимании установлены Федеральным законом "Об основах обязательного социального страхования" (1999 г.). Принципы организации социального страхования в узком понимании определяются целым рядом законодательных актов.
Застрахованными в системе социального страхования являются работающие граждане. Право на получение пособий и компенсаций в ряде случаев имеют также члены семей работающих. Это касается получения пособий на погребение и компенсаций расходов на санаторно-курортное лечение, семейный отдых и путевок в летние оздоровительные лагеря.
Страхователями выступают работодатели и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой.
Страховщиком в системе социального страхования является государственный страховой фонд – Фонд социального страхования Российской Федерации.
Средства системы социального страхования формируются за счет части социального налога, уплачиваемого работодателями. Применяется регрессивная шкала начисления социального налога. Общий размер социального налога составляет с 2001 г. 35,6% размера оплаты труда, не превышающего 100 тыс. руб. на работника в год; из них четыре процентных пункта предназначается для социального страхования. При более высоких размерах оплаты труда ставка социального налога последовательно снижается вплоть до 2%.
Система социального страхования обеспечивает выплату следующих видов пособий и компенсаций:
-пособие по временной нетрудоспособности;
-пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;
-пособие по беременности и родам;
-единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
-единовременное пособие при рождении ребенка;
-ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
-пособие по уходу за ребенком-инвалидом;
-социальное пособие на погребение;
-компенсация расходов на оплату путевок на санаторно-курортное лечение работников и членов их семей;
-компенсация расходов на оздоровление работников и членов их семей.
В 1990-е гг. в России существовала также система социального страхования от потери работы. Страховщиком выступал Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, страхователями – работодатели, осуществлявшие обязательные страховые взносы в размере 1,5% величины фонда оплаты труда. Из этих средств выплачивались пособия лицам, зарегистрировавшимся в качестве безработных, а также финансировалось их переобучение, создание новых рабочих мест и т.п. С 2001 г. функции выплаты пособий по безработице и реализации других мер по сокращению безработицы были переданы органам системы социального обеспечения, а источником их финансирования стали бюджетные ассигнования. Такое решение было продиктовано стремлением снизить размер совокупного налогообложения фонда заработной платы, а также неудовлетворительной оценкой практики расходования средств, аккумулируемых в Фонде занятости, в частности многочисленными фактами реализации неэффективных программ переобучения безработных, нецелевого использования средств и злоупотреблений.
Организация управления средствами социального страхования. Российская система социального страхования сложилась в советское время, а существующую форму организации приобрела на рубеже 1990–1991 гг., когда управление этой системой было передано от профсоюзов специально созданному государственному фонду социального страхования. В настоящее время Фонд социального страхования Российской Федерации (далее – ФСС) является финансово-кредитным учреждением при правительстве России. Денежные средства фонда не входят в состав бюджетов России и других фондов и изъятию не подлежат. Бюджетным кодексом ФСС отнесен к числу государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. Средства ФСС находятся в федеральной государственной собственности.
Средства ФСС формируются за счет обязательных страховых взносов работодателей - организаций и граждан, а также целевых ассигнований из федерального бюджета.
Функциональные направ. расходования средств в системе соц. страх.:
Первую группу составляют расходы, имеющие ясно выраженную страховую природу, выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. Их доля в расходах на социальное страхование в 2000 г. составляла 54,9%.
Вторую группу образуют расходы на выплату пособий, которые представляют собой скорее формы социального обеспечения, чем страховые возмещения.
Третья группа расходов – финансирование санаторно-курортного лечения и оздоровления.
- 1. Предмет экон.Соц.Сферы.
- 2. Введение системы обязательного мед.Страх-я.
- 1. Понятие и структура соц.Сф.
- 2. Принципы организации соц.Страх.
- 1.Функциональные направления расходования средств в системе соц. Страх.
- 2.Государственные гарантии в сфере здравоохранения
- 1.Роль государства в организации здравоохранения
- 1)Регулирование деятельности в сфере здравоохранения:
- 2) Производство услуг:
- 3) Финансирование оказания медицинской помощи населению.
- 2.Конкуренция и конкурентная борьба при ведении предприн-кой деятельности в соц.Сфере
- 1.Организации и секторы социальной сферы.
- 2.Экономическая сущность, функции и уровень з/п в соц.Сфере.
- 1.Организация соц.Страх. В России и перспективы его реформирования
- 2.Здравоохранение и соц. Справедливость
- 1.Участие государства в социальном обслуживании
- 2. Методы оплаты амбулаторно-поликлинической помощи
- 1.Понятие соц. Страхования.
- 2. Методы оплаты стационарной помощи.
- 1. Характеристика отраслей соц. Сферы.
- 2.Особенности отношений обмена в мед. Обслуживании.
- 1.Экономические условия предоставления соц. Услуг государством.
- 2. Формы участия населения в оплате медицинских услуг.
- 1.Организация управления средствами соц. Страхования.
- 2. Главные экономические проблемы российского здравоохранения
- 1.Особенности отношений обмена в соц. Обслуживании.
- 2.Главные экономические проблемы российского здравоохранения.
- 1.Государственные внебюджетные фонды и их функции в соц. Сфере.
- 2.Принципы организации соц. Страхования.
- 1.Задачи и принципы экономики соц. Сферы. Задачи экономики социальной сферы.
- Принципы экономики социальной сферы.
- 2.Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.
- 1.Историческая эволюция отраслей соц. Сферы.
- 2.Причины существования соц. Страхования.
- 1.Системы государственного финансирования здравоохранения.
- 1.Участие государства в соц. Обслуживании.
- 2.Реформирование здравоохранения в странах с переходной экономикой.
- 1.Организация соц. Обслуж.
- 2.Понятие предпринимательской деятельности. Причины развития предпринимательства в соц. Сфере.
- 1.Основные типы систем финансирования здравоохранения.
- 2.Сущность и формы социального страхования.
- 1.Формы государственного финансирования соц. Обслуживания.
- 2.Реформирование здравоохранения в странах с развитой рыночной экономикой.
- 1)Регулирование уровня спроса на медицинские услуги и лекарственные средства:
- 2)Регулирование предложения медицинских услуг и лекарственных средств: