logo search
Тема Методологические основы планирования в рын

1. Сущность, содержание и виды макроэкономического планирования

Планирование — это процесс подготовки управленческого решений, ос­нованный на обработке исходной информации и включающий в себя выбор и научную подготовку целей, определение средств и путей их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и принятия наиболее приемлемого из них в ожидаемых условиях развития. Сущность планирования заключается в том, чтобы на основе сознательного использования системы объективных экономических законов, основных положений и выводов экономической теории, накопленного опыта и хо­зяйственной практики обеспечить научно обоснованное руководство раз­витием народного хозяйства посредством использования системы плано­вых документов.

Планирование осуществляется на различных уровнях, иерархиях уп­равления. На уровне народного хозяйства страны, или макроэкономики, существует макроэкономическое планирование; на уровне региона как субъекта Российской Федерации — региональное (территориальное) планирование; на уровне предприятия или фирмы как первичного звена экономики — микроэкономическое планирование.

Макроэкономика — это экономика как целое или ее важнейшие со­ставляющие.

Макроэкономическое планирование есть научное предвидение развития и результатов функционирования общественного воспроизводства, осно­ванное на установлении его закономерностей, тенденций социального и научно-технического прогресса, объективных зависимостей и причинно-следственных связей в Народном хозяйстве. Научной основой макроэко­номического планирования является теория планирования.

Теория планирования — часть экономической науки, исходящая из ос­новополагающих выводов диалектического и исторического материализ­ма, общей экономической теории (политической экономии), использую­щая теоретические и методологические результаты общей теории управ­ления, отраслевых экономических наук, социально-экономической ста­тистики, кибернетики, математического моделирования социально-эко­номических процессов. Теория планирования определяет содержание об­щегосударственного планирования как систему принятия решений о пред­стоящем социально-экономическом развитии, средствах реализации технической, экономической, социальной политики, размещении производи­тельных сил по территории страны, ее внешнеэкономических связях. В планировании можно выделить три стороны: социально-экономическую, методологическую и организационную.

Социально-экономическая сторона планирования основана на познании экономических законов, на отражении экономической политики государ­ства и выражает экономические и социальные процессы расширенного воспроизводства, т. е. объект планирования.

Методологическая сторона планирования отражает совокупность прин­ципов и методов планирования, т. е. инструментарий познания и активного воздействия на социально-экономические процессы.

Организационная сторона планирования отражает структуру плановых органов и технологию разработки планов, т. е. субъект планирования.

В процессе общегосударственного планирования решаются следующие основные задачи:

В период перехода экономики к рыночным отношениям развиваются научные основы планирования, совершенствуются его формы и методы, изменяются состав и содержание плановых документов. По форме прояв­ления и содержанию планирование может быть директивным, индика­тивным, стратегическим.

Директивное планирование представляет собой процесс разработки пла­нов, имеющих силу юридического закона, и комплекс мер по обеспече­нию их выполнения. Директивные планы носят адресный характер, обя­зательны для всех исполнителей, а должностные лица несут ответствен­ность за невыполнение плановых заданий.

До второй половины 80-х гг. в бывшем СССР и ряде социалистических стран Восточной Европы директивное планирование применялось в целях прямого воздействия центральной власти на все звенья народного хозяй­ства для достижения определенных целей и заданных общих направлений развития. Планы носили директивный, адресный характер и отличались чрезмерной детализацией. Вследствие названных особенностей они были трудновыполнимыми в масштабах страны и постепенно себя исчерпали. Вместе с тем отдельные элементы директивного планирования входят в состав конституирующих элементов рыночной системы, которые в определенных условиях могут использоваться не только государством, но и в сфере бизнеса. Однако в каждом конкретном случае масштабы, объекты и сферы применения директивного планирования должны строго оговари­ваться и ограничиваться.

Индикативное планирование — это средство реализации социально-эко­номической политики государства, основной метод его воздействия на ход функционирования рыночной экономики. Оно обеспечивает решение многих вопросов социально-экономического развития, осуществление ко­торых только рыночными методами без мер государственного воздействия затруднительно. Индикативное планирование представляет собой процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих со­стояние и развитие экономики страны, соответствующее государствен­ной социально-экономической политике, и разработку мер государствен­ного воздействия на социальные и экономические процессы с целью до­стижения установленных индикаторов. В качестве индикаторов социаль­но-экономического развития используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансов, денежного обращения, рынка товаров и ценных бумаг, движение цен, занятость, уровень жизни населения, внешнеэкономические связи и т. д.

Индикативное планирование является наиболее приемлемой для усло­вий рыночной экономики и широко распространенной во всем мире фор­мой государственного планирования макроэкономического развития. Ин­дикативный план не имеет директивного характера. Он содержит ограни­ченное число обязательных заданий и носит в значительной мере направ­ляющий, рекомендательный характер.

Стратегическое планирование (как искусство руководства; как общий план ведения работы, исходя из сложившейся действительности на дан­ном этапе развития), как правило, ориентировано на долгосрочную пер­спективу и определяет основные направления социально-экономическо­го развития государства. Суть стратегического планирования состоит в выборе главных приоритетов развития национальной экономики, веду­щую роль в реализации которых должно взять на себя государство. По­средством стратегического планирования определяются пути, по кото­рым предстоит идти обществу, решается, на каких рынках лучше действо­вать, какую технологию осваивать в первую очередь, как обеспечить со­циальное единство страны, на какие секторы экономики и общественные структуры при этом следует опираться.

Основная цель стратегического планирования — обеспечение достаточ­ного потенциала для успешного развития национальной экономики. Свое отражение стратегическое планирование находит в концепциях общего­сударственного развития.

Таким образом, в переходный период суть макроэкономического пла­нирования состоит не в разработке и доведении многочисленных показа­телей до исполнителей, а в научной постановке целей предстоящего раз­вития и выработке действенных средств и возможностей для их реального достижения. Общегосударственное планирование направлено на увязку всех факторов производства и поддержание сбалансированности натурально-вещественных и финансово-стоимостных потоков, обеспечение рациональ­ного и эффективного использования ресурсов для достижения поставлен­ных целей и задач, что находит отражение в соответствующих плановых документах (планах).

По периоду действия выделяют долгосрочные планы (разрабатываемые на десять и более лет), среднесрочные (продолжительностью, как прави­ло, от трех до пяти лет) и текущие (годовые) планы. В практической дея­тельности используются различные виды плановых документов, которые обеспечивают преемственность планирования и возможность достижения стратегических целей и тактических задач, разноудаленных по времени.