11.1. Ес - Европейский Союз
ЕС – Европейский союз представляет собой наиболее развитую и совершенную интеграционную группировку в мире.
В своей эволюции ЕС, развиваясь вглубь и вширь, прошел все формы интеграции: зону свободной торговли; таможенный союз; экономический и валютный союз; политический союз (становление которого продолжается и в настоящее время). При этом неоднократно происходила смена официальных и неофициальных названий этой интеграционной группировки, что отражает ее эволюцию:
1952 г. – образование Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) – отраслевой интеграционной группировки с участием ФРГ, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга.
1 января1958 г. – вступление в силу Римского договора об образовании Европейского экономического сообщества (ЕЭС), подписанного вышеназванной шестеркой стран 25 марта 1957 года. В первые годы существования ЕЭС его неофициально называли «Общий рынок», так как процесс интеграции начался с либерализации внешней торговли.
1958 - 1968 гг. – «переходный период». Отменяются таможенные пошлины и количественные ограничения экспорта и импорта промышленной продукции внутри ЕЭС. Устанавливается особый режим наднационального регулирования производства и сбыта аграрной продукции и создается аграрный фонд ЕЭС –
117
ФЕОГА, призванный оказывать противодействие массовому разорению фермеров и способствовать модернизации аграрного сектора. Устанавливается единый таможенный режим в отношении товаров, ввозимых из третьих стран. Значительно либерализована миграция капитала и рабочей силы внутри ЕЭС.
В 1967 г. произошли слияние руководящих органов ЕЭС и двух отраслевых интеграционных группировок - ЕОУС и Европейского сообщества по атомной энергии (Евроатом), после чего вся интеграционная группировка стала официально называться Европейскими сообществами, или Европейским сообществом (ЕС).
К середине 1968 г. складывается развитый таможенный союз, который сразу же дав странам участницам значительные выгоды в использовании международного разделения труда, в то же время ослабил национально-государственные системы регулирования экономики.
В 1971 г. страны – члены ЕС принимают «План Вернера» - программу поэтапного создания экономического и валютного союза к 1980 году (по имени тогдашнего премьер-министра Люксембурга, руководившего разработкой данной программы). Воплотить этот план на практике не удалось из-за временного обострения противоречий внутри ЕС, усиления дифференциации его участников по экономическому положению и уровню хозяйственного развития в ходе циклических и структурных кризисов 70-х - начала 80-х годов.
1973 г. - к группировке присоединяются Великобритания, Дания и Ирландия.
С середины 70-х годов и до середины 80-х годов интеграция в рамках ЕС переживала длительный застой. В этот период среди интеграционных мероприятий можно выделить лишь два. С начала 1975 года страны-члены ЕС полностью передали свои полномочия в области внешнеторговой политики соответствующим органам ЕС и лишились возможности заключать двусторонние торговые отношения с третьими странами. В 1979 году была создана Европейская валютная система (ЕВС) на базе единой расчетной единицы – ЭКЮ, формировавшейся на основе «корзины валют» участников ЕВС. К ЕВС не подключились сразу Великобритания, Греция, Испания, Португалия, а Италия вошла на особых условиях.
С середины 80-х гг. в ЕС наблюдается резкая активизация интеграционных процессов, явное преобладание
118
центростремительных сил, хотя эти процессы сталкиваются с рядом серьезных проблем. Это объясняется многими обстоятельствами, среди которыхвыделим два. Во-первых, необходимостью объединить усилия участников ЕС для противодействия резко обострившейся конкуренции со стороны США, Японии и новых индустриальных стран, осуществления назревшей структурной перестройки хозяйства и решения задач нового этапа научно-технической революции.
Во-вторых, коренным изменением позиции Франции в отношении ЕС, а именно от нее и ФРГ решающим образом зависит то, насколько быстро и интенсивно протекает и будет протекать западноевропейская интеграция.
До начала 80-х гг. позиция Франции в отношении интеграции была сдержанной, достаточно противоречивой, а подчас и откровенно деструктивной. Например, в 1966 г. она в течение многих месяцев игнорировала органы ЕС и не участвовала в их деятельности, что объяснялось отголосками ее имперских амбиций и претензиями на ведущую роль в ЕС как великой ядерной державы. Однако в начале 80-х гг. правящие круги этой страны окончательно осознали, что такой курс ведет в тупик и Франция может сохранить свой высокий статус только как одна из ведущих стран — членов ЕС и один из главных «моторов» интеграции. Была сделана ставка на ЕС и усиление его наднационального характера.
1981 г. - в ЕС вступает Греция.
В конце 1985 г. был принят и вступил в силу с 1 июля 1987 г. Единый европейский акт. Он предусматривал создание к концу 1992 г. в ЕС полностью интегрированного (внутреннего) рынка, далеко идущее объединение научно-технических потенциалов и реализацию крупномасштабных исследовательских программ в новейших отраслях (микроэлектронике, информатике, телекоммуникационной технике, биотехнологии, экологии и др.), все более тесную гармонизацию экономической и валютной политики стран — членов блока, усиление наднациональных механизмов ЕС.
В 1986 году к ЕС присоединяются Испания и Португалия. Положения Единого европейского акта были выполнены в основном вовремя. И это нашло отражение в переименовании блока с 1993 г. в Европейский союз. Внутренний рынок действительно сложился к концу 1992 года по товарам. Но он не сложился по многим идам услуг, особенно важно – транспортных. Нет до сих пор единого конкурентного рынка государственных заказов. В то же время не осталось искусственных препятствий на пути свободной миграции
119
капиталов и рабочей силы, хотя фактически такие препятствия создаются в каждом конкретном случае бюрократическим исполнением нормативных актов ЕС.
Сильнейшие импульсы углубления интеграции в ЕС дал Маастрихтский договор о Европейском союзе, подписанный главами государств – членов ЕС в декабре 1991 г. и введенный действие в 1993 г. Этот договор является основной частью комплекса Маастрихтских соглашений. Австрия, Швеция и Финляндия автоматически присоединились к нему в результате своего вступления в ЕС с 1 января 1995 г.
Маастрихтский договор включает три принципиально новых качественных момента:
во-первых, введение с 1993 г. единого гражданства ЕС (имеется перечень прав и обязанностей), которое существует параллельно с национальным гражданством стран – членов ЕС;
во-вторых, формирование политического союза, что подразумевает проведение интегрированной внешней политики, тесную увязку внутренних политик (особенно в области борьбы с преступностью), сближение юридических систем, повышение роли парламента ЕС;
в-третьих, формирование экономического и валютного союза (ЭВС), сердцевиной которого должна была стать единая валюта (евро).
Переход к евро осуществляется поэтапно с 1 января 1999 года. Не все страны – члены ЕС смогли сразу же начать переход к евро, поскольку часть из них не выполнила необходимых для этого требований: дефицит госбюджета – не более 3% ВВП; накопленный государственный долг – максимально 60% ВВП и др. Первоначально евро функционировала параллельно с национальными валютами. С 2002 года евро заменила национальные валюты стран – участниц ЭВС. Лишь Великобритания пока что исходит из постулата сохранения своей национальной валюты. Дания, Швеция и Греция намерены перейти к евро, но позднее.
В отличие от ЭКЮ евро не просто расчетная единица, но и полноценная валюта, функционирующая как в виде денег на счетах, так и в форме банкнот и монет. Циркуляцию евро регулирует созданный Центральный банк ЕС. Вполне вероятно, что со временем центральные банки стран – членов ЕС исчерпают свои функции, передадут их Банку ЕС и прекратят свое существование.
С 1 мая 2004 года новыми членами Евросоюза стали 10 стран
120
Центрально-Восточной и Южной Европы: Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Мальта и Кипр. Еще никогда единовременное расширение ЕС не было столь значительным. Территория Евросоюза сразу же увеличилась на 748 тыс. кв. км, или на 23%, а население на 74 млн., или на 20%. При всем этом экономическое приращение далеко не столь впечатляюще – ВВП увеличился всего на 9%.
После нового этапа расширения ЕС наибольшей проблемой станут вопросы экономической эмансипации новых членов. В настоящее время средний уровень доходов в этих странах составляет лишь 40% от среднеевропейского показателя. Для преодоления этого разрыва ЕС предусматривает потратить на подъем экономики в 10 новых странах – участницах 10 млрд. евро в 2004 г., 12,5 млрд. в 2005 г. и 15 млрд. евро в 2006 г.
Со вступлением в ЕС эти государства автоматически оказались членами единого таможенного пространства. Отсюда следуют общие таможенные тарифы и торговая политика. Точная экономия на издержках в результате отмены пограничного и таможенного контроля для вновь прибывших пока не подсчитана, однако предполагается, что отмена таможенных пошлин привела к уменьшению поступлений в госбюджет примерно на уровне 1 – 1,5% от ВВП.
Расширение ЕС задумывалось как взаимовыгодное мероприятие, в результате которого выиграют как старые члены, так и вновь присоединившиеся. Причем у последних прирост ВВП в неизменных ценах будет в 10 раз больше, чем у старых членов. Австрийские аналитики, изучающие возможные последствия расширения союза, предполагают, что среди «стариков» в наибольшем выигрыше окажутся Австрия, Германия и Италия, а вот Дания, Испания и Португалия понесут некоторые потери, особенно в средне- и долгосрочной перспективе.
Новые члены ЕС однозначно выиграют от присоединения. В них большими темпами начнет развиваться экономика, усилится поток иностранных инвестиций, сократится безработица. Эти тенденции заметны на примерах Польши, Чехии, Венгрии, Словакии. Но общее оздоровление экономики, которое сулило объединение, в отдельных случаях неминуемо приведет, и уже привело к ухудшению положения. Это, как считают евротеоретики, объективные издержки интеграции. Так, разоряются многие мелкие фирмы (особенно сельскохозяйственные), которые не выдерживают конкуренции с продукцией, поставляемой
121
Евросоюзом. Национальные правительства уже не могут поддержать местного производителя в прежних объемах и окажутся бессильными перед масштабной скупкой производительных сил «богатыми родственниками» с Запада. Такие процессы хорошо известны по опыту инкорпорации территории бывшей ГДР в состав единой Германии.
После присоединения десяти новых членов к имеющимся пятнадцати неоднородность в экономическом положении стран Евросоюза неминуемо и сильно возрастет.
Еще в январе 2000 г. разброс в размере минимальной месячной заработной платы составлял в ЕС от более чем 1100 евро в Люксембурге, Нидерландах, Бельгии, Франции и Великобритании до 600 евро в Греции, 520 в Испании, 416 в Португалии. В странах – кандидатах в тот же самый момент минимальная зарплата была в среднем значительно ниже. Конечно, и среди этих стран есть свои передовики, достигшие серьезных успехов в социально-экономической политике, где минимальная зарплата находится на уровне пусть и отстающих, но уже старых членов ЕС (Мальта – 535 евро, Словения – 451 евро). Однако в большинстве стран этот показатель балансирует у отметки 200 евро в месяц (Венгрия, Польша, Чехия) или даже сильно недотягивает до нее (в Эстонии – 138 евро, в Литве – 125, в Словакии – 118). Латвия – самая проблемная страна из вступившего в ЕС пополнения. Эта страна традиционно наиболее тесно была связана с Россией (машиностроительные предприятия в Риге, Даугавпилсе, Елгаве, морские порты в Вентспилсе и Лиепае), и ей придется коренным образом реконструировать экономику. Пока эта страна – явный аутсайдер. Ее ВВП равен люксембургскому при несопоставимых масштабах территории.
Политически взрывоопасным следствием расширения ЕС на восток является возможное усиление миграции. Граничащие с вновь вступившими в Евросоюз Германия и Австрия, а также Скандинавские страны опасаются, что массовая иммиграция, - а она вполне вероятна, если новым членам будет представлена полная свобода передвижения граждан, - может негативно повлиять на их рынки труда. Действительно, большой разрыв в заработной плате (средняя зарплата в государствах – кандидатах составляет 40% евросоюзовской) может привести к массовой миграции на Запад. Поэтому пограничные страны (прежде всего Австрия и Германия) предлагают ввести переходные период сроком до семи лет, в течение которого будут действовать
122
ограничения прав граждан новых стран на свободное передвижение. Согласно некоторым прогнозам, в 2005 г. только из Польши, Чехии и Венгрии в старые члены ЕС может эмигрировать более 140 тыс. человек, в том числе в Германию – 96 тыс., в Австрию – 18 тыс. Как показывает практика, лишь две трети иммигрантов будут востребованы на рынке труда.
Существенная разница в уровне экономического развития между старыми и новыми членами ЕС даже по самым радужным прогнозам будет сохраняться не менее 10 лет. Все это время «взросления» и «вытягивания» десятка будет лишена некоторых прав, которыми обладают страны, составляющие основу ЕС. Так, новым гостям с востока придется некоторое время ждать разрешения войти в Шенгенское безвизовое пространство. Единая европейская валюта здесь может быть введена не ранее 2007 –2008 гг.
Перспективы развития ЕС
То, что Евросоюз не остановится в своем территориальном развитии после мая 2004 г., понимают все – и еврооптимисты, и евроскептики. Вопрос в другом: насколько быстро и активно будет происходить дальнейшее расширение ЕС.
В 2007 г. планируется вхождение в Европейский Союз Румынии и Болгарии. Эти две страны уже довольно давно ведут диалог с ЕС и следуют его рекомендациям. Существенно облегчит инкорпорацию в европейскую экономико-юридическую среду вступление двух этих государств НАТО. Вместе с тем экономические показатели и Румынии, и Болгарии пока не вызывают оптимизма у европейских партнеров. Доходы на душу населения там составляют лишь четверть от среднеевропейского уровня. Именно поэтому эти две балканские страны оказались за бортом первой очереди расширения ЕС в XXI веке.
В декабре 2004 г. Евросоюз начал официальные переговоры о возможных сроках и порядке вхождения в эту организацию Турции. Вопрос этот крайне сложный и болезненный. Во-первых, Турция, строго говоря, совсем не европейское государство, доселе в ЕС не было ни восточных, ни исламских стран. Во-вторых, это крупная страна, ее население примерно равно всему совокупному пополнению ЕС в 2004 г. В-третьих, для Турции до сих пор характерна политическая нестабильность: еще сосем недавно обычным для нее были военные перевороты, до сих пор не урегулирован конфликт с курдами, Турция угрожающе близка
123
взрывоопасным Ираку, Кавказу, Ближнему Востоку.
Где же может пройти возможная граница максимального расширения Евросоюза? По мнению аналитиков из ЕС, в европейскую интеграцию могут влиться все 45 членов Совета Европы – отдельного от ЕС консультативного органа, в который входят такие государства, как Россия, Украина, Грузия, Армения, Азербайджан.
Наибольшие шансы на вступление имеют страны, входящие в Европейское экономическое пространство. Это, прежде всего, члены Шенгенской зоны Исландия и Норвегия (последняя предпринимала две попытки вступить в ЕС, в 1973 и 1995 гг., но оба раза на референдумах побеждали противники евроинтеграции). Всем стандартам ЕС соответствует и Швейцария. Но в ближайшее время ее пресловутый нейтралитет будет серьезным препятствием для врастания в Евросоюз.
Из соседей ЕС на востоке наиболее вероятно вступление в союз уже в ближайшие десятилетия Хорватии, Македонии и Албании. Там же, но не столь скоро, могут оказаться Босния и Герцеговина, Черногория и Сербия (две последние республики, скорее всего, войдут в европейский дом порознь). Из стран бывшего СССР наиболее вероятен приход в ЕС Молдавии и Украины. После этого может наступить черед Белоруссии и республик Закавказья. Вступление в ЕС Кипра в дальней перспективе открывает дорогу в европейское пространство другой азиатской по расположению, но европейской по духу стране – Израилю.
В работе евро-средиземноморской конференции, проходившей в Барселоне в ноябре 1995 г., вместе со странами ЕС участвовали средиземноморские страны Африки: Марокко, Алжир, Тунис и Египет. Европейский Союз заключил соглашения о сотрудничестве и партнерстве со многими странами Африки, Карибского бассейна и Тихого океана. Возможно ли их вступление в Евросоюз и будет ли он потом так называться? Конечно же, развитие Евросоюза «вширь» не отменяет и не поменяет развития «вглубь», направленного на дальнейшее усиление интеграции внутри самой организации. Насколько быстрыми будут эти темпы, насколько серьезна будет интеграция и приведет ли она к созданию настоящего конфедеративного или федеративного государства, покажет будущее. В настоящее время функционирование ЕС обеспечивается целой системой органов, которые активно способствуют прогрессу интеграции:
124
Совет Европейского союза (СЕС). Он не реже двух раз в год проводит сессии на уровне глав государств и правительств, а также регулярно собирается на уровне министров иностранных дел, экономики, финансов, сельского хозяйства и др. СЕС на высшем уровне принимает стратегические интеграционные решения, наподобие Единого европейского акта или Маастрихтского договора, и обладает важнейшими нормотворческими функциями.
Комиссия ЕС (КЕС) - исполнительный орган, своего рода правительство ЕС, претворяющее в жизнь решения СЕС. В то же время КЕС издает директивы и регламенты, т.е. обладает и нормотворческими компетенциями. КЕС состоит из 20 членов (комиссаров), ведающих определенными вопросами (сельское хозяйство, энергетика и т.д.) и назначаемых сроком на пять лет национальными правительствами, но не зависимых от последних. Резиденция КЕС находится в Брюсселе, штат насчитывает примерно 5 тыс. человек. Среди органов Европейского союза КЕС играет ключевую роль в том смысле, что именно в его аппарате разрабатываются идеи и конкретные предложения относительно путей и форм дальнейшего развития Союза.
Европейский парламент (ЕП) с резиденцией в Страсбурге. Избирается с 1979 г. прямым голосованием граждан во всех странах – членах ЕС. Сейчас в него входят 626 депутатов, причем Представительство каждой страны зависит от численности ее населения. После вступления в действие Маастрихтского договора с 1 ноября 1993 г. функции ЕП были значительно расширены, выйдя далеко за рамки преимущественно консультативных полномочий. К ним относятся принятие бюджета ЕС, контроль за деятельностью КЕС и право поручать ей разработку конкретных предложений по развитию интеграции, право принимать совместно с ЕС решения по отдельным вопросам законодательства ЕС.
Европейский суд, обеспечивающий правильную интерпретацию и реализацию нормативных актов (законодательства) ЕС.
Аграрный фонд ЕС – ФЕОГА, призванный способствовать модернизации аграрного сектора и противодействовать массовому разорению фермерских хозяйств. На аграрный фонд приходится большая часть бюджета ЕС.
Европейский социальный фонд, облегчающий перемещение рабочей силы внутри ЕС и ее адаптацию к изменяющимся условиям в интеграционном пространстве (например, путем содействия переподготовке).
125
Европейский фонд регионального развития, содействующий структурной перестройке кризисных регионов – слабо индустриально-развитых или депрессивных (с большим удельным весом старых отраслей).
8. Европейский инвестиционный банк, созданный на основе долевого участия стран – членов ЕС в его основном капитале. Имея функции коммерческого банка, он предоставляет кредиты государственным структурам стран – членов ЕС.
- Тема 11. Интеграционные объединения мира
- 11.1. Ес - Европейский Союз
- Взаимоотношения Россия – страны ес.
- "Дорожная карта" по общему пространству свободы, безопасности и правосудия (о визах).
- "Дорожная карта" по общему пространству науки и образования.
- 11.2. Нафта
- 11.3. Меркосур
- 11.4. Асеан
- Диалоговые отношения России и асеан.
- 11.5. Атэс
- Вопросы для самопроверки