32.Особенности бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь
Республика Беларусь относится к странам с малой, но открытой экономикой, для которых в условиях трансформационного периода характерно усиление бюджетно-налоговых методов государственного регулирования в сочетании с поддержанием фиксированного обменного курса, политикой стимулирования развития экспортоориентированного производства и импортозамещения. Анализ бюджетно-налоговой системы свидетельствует, что в Беларуси высока доля централизации финансовых ресурсов в государственном бюджете (48,7 %); относительно высокая общая налоговая нагрузка на реальный сектор экономики (45,2 % к ВВП); большое количество взимаемых налогов и льгот; неравномерна налоговая нагрузка по отраслям и секторам экономики; высока дотационность бюджетов территорий и доля встречных потоков финансовых ресурсов между бюджетами. Основными недостатками проводимой в настоящее время в нашей стране фискальной политики являются ее преимущественно фискальный характер, сдерживающий производственно–инвестиционнуюактивность товаропроизводителей. Наблюдается слабая координация фискальной политики с другими формами государственного регулирования, прежде с денежно–кредитной политикой. Недостатки обусловливают необходимость поэтапного реформирования фискальной системы по следующим направлениям. В области налоговой политики предстоит серьезная реформа не только всей системы применяемых налогов и сборов, но и законодательных основ налогообложения в рамках подготовки к введению в действие Налогового кодекса Республики Беларусь унифицированного с Налоговым кодексом Российской Федерации и направленного на создание единого правового пространства и равных условий налогообложения для юридических и физических лиц Беларуси и России.Достижение поставленных целей предполагает:•введение в Республике Беларусь общепринятых в мировой практике правовых норм и правил налогообложения, понятийного и терминологического аппарата, принципов, методов и способов регулирования отношений, связанных с уплатой налогов и сборов;•совершенствование структуры налогов с ориентацией на значительное повышение роли прямого подоходного налогообложения, а также сокращение количества республиканских налогов (оставив 7–8 основных) за счет отмены малоэффективных сборов и отчислений во внебюджетные и целевые бюджетные фонды, объединения налогов, имеющих сходную налоговую базу;
•существенную модернизацию методов расчета, а также механизмов и принципов взимания таких основных налогов, как на добавленную стоимость, прибыль и доходы организаций, акцизы, подоходный налог с физических лиц;
•выравнивание условий налогообложения для всех налогоплательщиков, в первую очередь, за счет поэтапного сокращения льгот по налоговым платежам и ужесточения подходов к предоставлению индивидуальных налоговых льгот и преференций;
•установление оптимального соотношения республиканских и местных налогов и сборов, а также обеспечение эффективного взаимодействия республиканского и местных бюджетов. Бюджетная политика в ближайшие годы будет направлена на инвестирование бюджетных средств в формирование конкурентоспособной структуры национальной экономики, реализацию социально–экономических приоритетов и государственных программ, проведение активной социальной политики при одновременном ужесточении контроля за целевым исполнением запланированных расходов.
- 1.Предмет и объект исследования макроэкономики. Особенности макроэкономического анализа.
- 2.Основные методы исследования современной макроэкономики.
- 3.Моделирование как метод современной макроэкономики
- 5.Цели макроэкономического регулирования. Макроэкономическая политика
- 6.Основные макроэкономические показатели. Номинальные и реальные показатели
- 7.Ввп и внп: понятие и отличительные особенности. Метод расчета ввп (внп) по добавленной стоимости
- 8.Метод расчета ввп (внп) по доходам
- 9.Метод расчета ввп (внп) по расходам
- 10.Методологические основы классической теории.
- 11.Товарный рынок в классической модели.
- 12.Понятие совокупного спроса и факторы его определяющие
- 15.Макроэкономическое равновесие в модели ad-as
- 16.Рынок труда в классической модели.
- 17.Денежный рынок в классической модели. Количественная теория денег и общий уровень цен.
- 18.Методологические основы кейнсианского подхода.
- 19.Компоненты совокупного спроса в кейнсианской модели.
- 20.Кейнсианская функция потребления. Функция сбережений.
- 21.Сущность и структура инвестиций. Функция спроса на инвестиции. Мультипликатор инвестиций
- 24.Модель макроэкономического равновесия при сопоставлении инвестиций и сбережений
- 25.Сущность бюджетно-налоговой политики, ее цели и инструменты
- 26.Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика.
- 27.Дискреционная и недискреционная фискальная политика.
- 29.Бюджетный дефицит: понятие и виды.
- 30.Способы финансирования бюджетного дефицита.
- 31.Внутренний и внешний государственный долг. Экономические последствия государственного долга
- 32.Особенности бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь
- 33.Понятие денег и их функции. Денежная масса и денежные агрегаты.
- 34.Предложение денег. Денежный и банковский мультипликатор.
- 35.Национальная банковская система: понятие и структура
- 36.Центральный банк страны и его функции
- 37.Коммерческие банки и их виды. Основные операции коммерческих банков
- 38.Цели и задачи денежно-кредитной политики.
- 39.Прямые и косвенные инструменты денежно-кредитной политики.
- 40.Изменение нормы обязательных резервов как инструмент денежно-кредитной политики.
- 41.Изменение учетной ставки как инструмент денежно-кредитной политики.
- 42.Операции на открытом рынке как инструмент денежно-кредитной политики.
- 43.Виды денежно-кредитной политики.
- 44.Особенности денежно-кредитной политики в условиях Республики Беларусь
- 45.Особенности модели is-lm. Кривая is: равновесие на рынке товаров.
- 46.Особенности модели is-lm. Кривая lm: равновесие на денежном рынке (рынке финансовых активов).
- 47.Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынке: модель is-lm
- 48.Совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах. Классический и кейнсианский подходы к as
- 49.Безработица: понятие, формы и последствия. Закон Оукена
- 50.Инфляция: понятие, виды и причины возникновения
- 51.Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филипса
- 52.Теория адаптивных и рациональных ожиданий. Долгосрочная кривая Филипса
- 53. Экономика предложения и кривая Лаффера
- 54.Сущность и инструменты стабилизационной политики
- 55.Монетарная политика как инструмент стабилизационной политики
- 57.Проблемы стабилизационной политики. Неопределенность, связанная с временными лагами
- 59.Понятие и фазы экономического цикла. Типы циклов экономического развития
- 60.Показатели, характеризующие экономическую конъюнктуру
- 61.Теории экономических циклов
- 65.Неоклассические модели экономического роста.
- 66.Проблемы экономического роста в условиях современной Беларуси
- 67. Сущность и функции социальной политики
- 68.Основные направления современной социальной политики
- 69.Модели социальной политики
- 70.Уровень и качество жизни населения
- 71.Система социальной защиты населения
- 72.Особенности социальной политики в Республике Беларусь
- 73.Понятие открытой экономики. Уровни и критерии открытости национальной экономики. Основное макроэкономическое тождество в открытой экономике.
- 74.Валютный курс: номинальный и реальный. Режимы валютных курсов.
- 75.Макроэкономическое равновесие в открытой экономике (модель is-lm-bp).
- 76.Необходимость перехода к рыночной экономике
- 78.Концепции перехода к рыночной экономике
- 79.Роль государства в трансформационной экономике
- 80.Белорусская модель социально-экономического развития