31. Сущность и условия существования рынка. Объекты и субъекты рынка
В современной экономической литературе встречается несколько определений рынка: Рынок - это есть совокупность экономических отношений производства и обмена товаров при помощи денег; рынок - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения; рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношение спроса и предложения; рынок - это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.
В общем виде, рынок — это специфический способ организации экономической деятельности в масштабе всей экономической системы, при которой индивидуальные производители и потребители заимодействуют посредством рынка, отвечая на вопрос "Что, как, для кого производить" с помощью системы цен, прибылей и убытков, спроса и предложения. Рынок-это механизм реализации рыночной экономики.
Историческим условием возникновения рынка является общественное разделение труда. С разделением труда появилась необходимость обмена деятельностью, в результате чего работник определенного вида конкретного труда получает возможность пользоваться продуктами любого другого конкретного вида труда. Не менее важным условием возникновения рынка является специализация. Специализация — форма общественного разделения труда как между различными отраслями и сферами общественного производства, так и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса. В промышленности различают три основные формы специализации: предметную (например, автомобильные, тракторные заводы); по детальную (например, завод шарикоподшипников); технологическую — стадийную (например, прядильная фабрика).
Характерными чертами и условием существования современного рынка являются:
Свободный доступ и свободный выход. Число участников рынка ничем не ограничивается. Чем больше участников, тем заметнее проявляются рыночные законы.
Цена, назначаемая отдельным производителем оказывает незначительое влияние на общую рыночную цены, т.к. на рынке действует множество производителей.
Полная свобода перемещения материальных, финансовых и людских ресурсов.
Равные шансы для всех, признается полное право всех на всю информацию о предложении и спросе, о ценах, прибыли и т.д.
Исключаются какие-либо привелегии.
Функции рынка: Ценообразующая; Посредническая; Информационная; Регулирующая; Санирующая (очистка рынка от неконкурентоспособных производителей). Конечно, это идеальная модель, основанная на свободной конкуренции и потенциально равных шансах для всех продавцов и покупателей.
Субъектами рыночных отношений являются участники рыночных сделок (сделок купли-продажи). Это, во-первых, покупатели, продавцы, предприниматели или физические лица. Во-вторых, это юридические лица, к которым относятся разного рода предприятия и объединения, организации, ассоциации, кооперативы, акционерные общества, фирмы, государство. Для классификации субъектов рыночных отношений используются разные подходы. С позиций выполняемых на рынке функций субъекты рыночных отношений делятся на продавцов и покупателей, с позиций форм собственности — на субъекты, функционирующие в рамках общественной собственности (государственной собственности, коллективной и групповой собственности), и на субъекты, хозяйствующие на базе индивидуальной, частной собственности.
В состав субъектов входят: предприниматели, работники ( продающие свой труд), потребители, владельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг и т.д. Основных субъектов рыночного хозяйства можно подразделять на три группы: домашние хозяйства, бизнес (предприниматели) и правительство:
Домашние хозяйства являются собственниками и поставщиками факторов производства в рыночной экономике. Полученные от продажи услуг труда, капитала и т.д. деньги идут на удовлетворение личных потребностей (а не для наращивания прибыли). В рамках домашнего хозяйства потребляются конечные продукты сферы материального производства и сферы услуг.
Бизнес — это деловое предприятие, функционирующее с целью получения дохода (прибыли). Бизнес предполагает вложение в дело собственного или заемного капитала и является поставщиком товаров и услуг.
Правительство представлено главным образом различными бюджетными организациями, которые реализуют функции государственного регулирования экономики. Кроме того, правительство предоставляет на рынок товары и услуги предприятий, находящихся в собственности государства. Один и тот же человек может быть в составе домашнего хозяйства, бизнеса и правительственного учреждения. Например, работая по найму государственным служащим, он является представителем правительственной организации; владея ценными бумагами какой-либо корпорации, он представляет бизнес; расходуя свой доход на цели личного потребления, он является членом домашнего хозяйства.
Объекты рынка — все то, по поводу чего возникают отношения купли-продажи. Это материальные и нематериальные блага и услуги, факторы производства — средства производства, рабочая сила, капиталы (фонды), технические новшества и идеи.
В итоге можно сделать вывод: Рынок-это механизм реализации рыночной экономики, обладающий в обобщенном виде следующими признаками:
многообразие форм собственности (частной, коллективной, государств.);
полная административная независимость и самостоятельность товаропроизводителя - товаропроизводитель должен быть собственником результатов своего труда;
свободный выбор поставщиков сырья и потребителей продукции;
отбор наиболее эффективных технологий и организационных систем;
прогрессивная налоговая политика.
- Система производственных отношений (организационно-экономические и социально-экономические отношения).
- Проблема выбора в экономике. Понятие экономической эффективности (Паретто-эфективное состояние экономики.
- Экономические категории и экономические законы. Экономическая теория и экономическая политика
- Предмет и функции экономической теории. Взаимосвязь экономической теории с другими экономическими науками
- Методология экономического анализа. Формальная логика, диалектика и функциональный анализ
- Сущность экономической системы и ее основные элементы. Классификация экономических систем.
- Особенности и проблемы переходной экономики России
- Экономическое содержание собственности. Теория прав собственности
- Экономическая власть и экономическая зависимость
- 17. Исторические формы собственности. Современная классификация собственности
- 18. Роль государственной собственности на современном этапе
- 19. Социалистическое обобществление производства и деформация отношения собственности
- 20. Разгосударствление и приватизация. Основные методы приватизации и ее закономерности
- 21. Преобразование собственности в переходной экономике России. Этапы и последствия российской приватизации
- 24. Производственный фактор "рабочая сила". Роль личного фактора в процессе производства: необходимый и прибавочный труд
- 25. Производственный фактор "земля" и его особенности
- 28. Простой хозяйственный кругооборот. Стабильная экономика. Расширение хозяйственного оборота путем сбережений и капиталовложений
- 29. Экономическая природа предпринимательства и его основные формы. Условия активизации предпринимательской деятельности
- 30. Государственное предпринимательство
- 31. Сущность и условия существования рынка. Объекты и субъекты рынка
- 32. Конкуренция и структура рынка. Последствия несовершенной конкуренции
- 33. Классификация рынков
- 34. Сущность и основные элементы рыночной инфраструктуры, ее роль в общественном производстве
- 35. Биржа как основной элемент рыночной инфраструктуры. Виды бирж
- 37. Свободные экономические блага. Товар как экономическое благо. Классификация товаров
- 38. Товар и его св-ва: потребительная стоимость и меновая стоимость. Меновая стоимость и стоимость
- 41. Концепция предельной полезности
- 43. Сущность и функции денег в металлистическом и номиналистическом направлениях. Теории денег
- 44. Деньги. Денежная масса и ее основные агрегаты
- 45. Зарождение и эволюция количественной теории денег
- 49. Понятие спроса и его детерминанты. Закон Госсена. Феномен Гимффена. Смещение кривой спроса
- 50. Понятие предложение и его детерминанты. Смещение кривой предложения
- 51. Понятие эластичности в экономической науке. Общее экономическое понятие эластичности спроса
- 53. Мгновенное, кратковременное и долговременное равновесие в экономике
- 54. Нарушение рыночного равновесия цен
- 55. Преимущества и недостатки рыночного механизма
- 56. Экономическая природа предприятия. Экономическая обособленность и хозяйственная самостоятельность предприятия
- 57. Основные положения теории фирмы
- 58. Сравнительный анализ функционирования административного и коммерческого предприятия
- 59. Факторы повышения доходности предприятия.
- Графики
- 60. Кругооборот и оборот производственных фондов предприятий
- 61. Производственные фонды. Амортизация. Моральный износ основных производственных фондов
- 63. Хозяйственный план предприятия в условиях коммерческого расчета
- 64. Марксистская и западная теория издержек. Классификация издержек
- 65. Производственная функция. Понятие предельного продукта, доход от предельного продукта
- 66. Образование цен на факторы производства
- 67. Понятие дохода в микроэкономике. Классификация доходов
- 68. Общественные фонды потребления и страховые фонды в современной экономике
- 70. Сущность и формы земельной ренты. Цена земли
- 72. Сущность, формы и системы заработной платы. Номинальная и реальная заработная плата
- 75. Экономические функции государства. Формы и методы государственного регулирования в смешанной экономике
- 1.Распределительная ф-ция заключается в перераспределении части доходов в пользу малоимущих слоев населения и на расширение производства. Виды распределения доходов:
- 76. Повышение роли экономической политики государства в переходной экономике
- 77. Макроэкономическая нестабильность: цикличность развития рыночной экономики. Виды экономических циклов
- 78. Экономические циклы, сущность, фазы и их основные характеристики, модификации современного экономического цикла. Воздействие государства на экономический цикл
- 79. Экономический рост, сущность и факторы
- 82. Безработица, ее причины, виды и последствия. Государственная политика занятости
- 74. Общественный товар и его особенности. Политический товар
- 86. Международная торговля. Принципы организации. Современная международная торговая политика
- 87. Платежный баланс страны и его отличие от торгового, расчетного и кредитного баланса
- 88. Методы балансирования платежного баланса