logo search
Экономическая теория (Экзаметационные билеты)

Причины, формы и последствия безработицы. Закон Оукена

Важным явлением, характеризующим макроэкономическую нестабильность и имеющим циклический характер развития, выступает безработица. 

Выделяют три основные причины безработицы:

  1. потеря работы (увольнение);

  2. добровольный уход с работы;

  3. первое появление на рынке труда.

Различают три типа безработицы: фрикционную, структурную и циклическую.

Фрикционная безработица (от слова «фрикция» - трение) связана с поиском работы.

Структурная безработица обусловлена структурными изменениями в экономике

Последствия безработицы:

Наличие циклической безработицы представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, служит проявлением макроэкономической нестабильности, свидетельством неполной занятости ресурсов. Выделяют экономические и неэкономические последствия безработицы, которые проявляются как на индивидуальном уровне, так и на общественном уровне. Неэкономические последствия безработицы - это психологические и социальные и политические последствия потери работы.

Зако́н О́укена — эмпирическая зависимость между темпом роста безработицы и темпом роста ВНП в США начала 60-х годов, предполагающая, что превышение уровня безработицы на 1 % над уровнем естественной безработицы снижает реальный ВНП по сравнению с потенциальным (увеличивает разрыв ВВП) на 2,5%. Для других стран, при иных условиях и для различных промежутков времени он может быть численно иным.

где Y — фактический ВВП,

Y* — потенциальный ВВП,

 — уровень циклической безработицы,

B — эмпирический коэффициент чувствительности (обычно принимается 2,5). По каждой стране в зависимости от периода будет свой коэффициент B.

Производственная функция Кобба-Дугласа. Общий, средний, предельный продукт. Закон убывающей предельной производительности

Производственная функция. Общий, средний, предельный продукт. Закон убывающей предельной производительности.

Теория производства изучает зависимость между коли­чеством используемых ресурсов и объемами выпускаемой продукции. В основе этой теории лежит концепция производственной функции.

Производственная функция определяет максимальный объем выпуска продукции при каждом заданном количестве ресурсов. Эта функция описывает зависимость между затратами ресурсов и выпуском продукции, позволяя определить максимально возможный объем выпус­ка продукции при каждом заданном количестве ресурсов, или мини­мально возможное количество ресурсов для обеспечения заданного объема выпуска продукции. Производственная функция суммирует толь­ко технологически эффективные приемы комбинирования ресурсов для обеспечения максимального выпуска продукции. Любое усовершенство­вание в технологии производства, способствующее росту производи­тельности труда, обусловливает новую производственную функцию.

Производственный процесс представляет собой способ соединения факторов производства с целью их превращения в конечные товары и услуги. Мы исходим из предположения, что главной целью фирмы яв­ляется максимизация прибыли. Для того, чтобы быть конкурентоспособ­ной, фирма должна применять такой производственный процесс, кото­рый наиболее эффективно использует имеющиеся ресурсы. Иначе го­воря, для производства заданного объема продукции используется ми­нимальное количество ресурсов. Это - главная составляющая любой функционирующей фирмы,максимизирующей прибыль. Производствен­ные методы считаются технологически неэффективными, если для вы­пуска заданного объема продукции они используют больше ресурсов, чем другие методы, обеспечивающие те же объемы выпуска.

Взаимосвязь между изменением масштаба производства и со­ответствующим изменением в объеме выпуска продукции называ­ется отдачей от масштаба. Отдачу от масштаба можно измерить путем сравнения процентного изменения в выпуске продукции с процентным изменением в количестве всех применяемых факторов.

Принято различать постоянную, возрастающую и убывающую отда­чу от масштаба.

Постоянная отдача от масштаба. Если при пропорциональном уве­личении количества факторов в n раз, объем производства тоже возра­стет в n раз, то имеет место постоянная отдача от масштаба.

Возрастающая отдача от масштаба. В случае, когда пропорцио­нальное увеличение количества всех применяемых факторов в n раз вызовет рост объема производства больше, чем в n раз, наблюдается возрастающая отдача от масштаба.

Уменьшающаяся отдача от масштаба. Когда пропорциональное увеличение всех применяемых факторов в n раз вызывает рост объема производства меньше, чем в n раз, имеет место убывающая отдача от масштаба/

Отдача от фактора показывает зависимость между объемом выпускаемой продукции и изменениями в количестве одного фак­тора при неизменном количестве другого. По мере наращивания од­ного переменного фактора начинает проявляться тенденция, известная как закон убывающей предельной производительности, или убывающей предельной доходности фактора производства.

Анализ теории предельной производительности факто­ров требует рассмотрения таких понятий, как общий, предельный и средний продукт переменного фактора производства.

Общий продукт (ТР) - это суммарный объем выпуска продукции, полученный в рамках заданной производственной функции, и измеренный в фи­зических единицах.

Понятие общего продукта позволяет выявить зависимость между объемом выпускаемой продукции и изменениями в количестве одного ресурса при неизменном количестве других.

Предельный продукт фактора производства (МPL), исчисленный в физических единицах, показывает изменение в объеме выпуска продукции, вызванное использованием дополнительной единицы данного фактора (L)  при неизменном количестве всех остальных. Предельный продукт фактора может быть исчислен следующим образом:

 МPL  = ∆ ∆ L

 где МPL - предельный продукт фактора L∆ Q - изменение общего объема выпуска продукции, L - изменение количества фактора L.

Средний продукт фактора (АРL) определяется путем деления объема выпускаемой продукции на количество используемого пе­ременного фактора L.

 АРL =   L

 Средний продукт труда показывает, какое количество произведенной продукции приходится на одну единицу труда. Очень часто средний про­дукт называют показателем производительности труда.

Существует определенная зависимость между предельным и сред­ним продуктом переменного фактора. Предельный продукт достигает своего максимального зна­чения раньше, чем средний продукт.

Закон гласит, что, по мере увеличения количества переменного фактора при неизменном количестве всех остальных будет достигнут такой рубеж, после которого предельный продукт переменного фактора начнет умень­шаться. Данный закон не имеет четкой системы доказательств, он ос­нован на здравом смысле и эмпирических наблюдениях.

Таким образом, теория предельной производительности факторов имеет исключительно важное значение для определения оптимального сочетания факторов при выпуске продукции.

Процент как факторный доход собственника капитала

Процент как факторный доход собственника капитала.

Капитал - это определенная сумма благ в виде материальных, денежных и интеллектуальных средств, используемых в качестве ресурса в дальнейшем производстве. Поэтому капитал есть сумма так называемых капитальных благ, т.е. благ по производству дру­гих благ. Под капиталом на рынке факторов производства понимается физичес­кий капитал, или производственные фонды. Последниеможно назвать капитальными благами. К капитальным благам относятся, во-первых, жилые здания; во-вторых, производственные сооружения, машины, обору­дование, инфраструктура; в-третьих, товарно-материальные запасы.

В случае с ссудным капиталом доход приобретает форму процен­та. В остальных случаях (это другие виды денежного капитала или же весь реальный капитал) доход приобретает форму прибыли. Она может быть в разных вариантах: прибыль фирмы, дивиденды владельца акций, роялти владельца интеллектуального капитала (например, собственника патента) и др.

Ставкой (нормой) процен­та называется отношение дохода, полученного от предоставления в ссуду капитала, к величине ссужаемого капитала, выраженное в процентах.

Разновидности экономических циклов

Экономические циклы — циклические изменения экономической конъюнктуры, регулярные колебания уровня деловой активности от экономического подъема (бума) до спада

Обычно выделяют четыре основных вида экономических циклов:

Ресурсы и факторы производства. Производственная функция и ее значение

Производство. Факторы производства.

Производство – это любая деятельность людей, посредством которого они удовлетворяют свои потребности. Природа сама предоставляет человеку полный комплекс удобных для потребления благ. Их необходимо производить, используя естественные ресурсы, в том числе и способности самого человека. Поэтому, производство является объективной необходимостью и осуществляется в ходе взаимодействия человека и природы, людей между собой. Общепризнанным в экономической теории является тот факт, что в производство включается не только создание материальных благ, но и предоставление разнообразных услуг.

Источником любого производства являются ресурсы, которыми располагает то или иное государство. Это совокупность природного, социального и духовного потенциалов в процессе производства товаров, услуг. Наряду с понятием ресурсы используется понятие «факторы производства». Различают 4 фактора производства: земля, труд, капитал, предпринимательская способность.

1 фактор-земля - означает все используемые в процессе производства  естественные ресурсы. Она может использоваться для производства сельскохозяйственной продукции, строительства домов, городов, железных дорог и так далее.

2. Капитал – все то, что способно приносить доход, или ресурсы, созданные людьми для производства товаров и услуг. Капитал может быть увеличен до любых размеров.

3. Труд – осознанная, общественно целесообразная деятельность человека, требующая приложений умственных и физических усилий в процессе создания материальных благ и услуг. Труд как фактор производства совершенствуется благодаря обучению работников и приобретению ими производственного опыта.

4. Предпринимательская способность. Предпринимательство – это любой вид бизнеса. Любая коммерческая деятельность с целью получения прибыли. Предприниматель способен соединять, комбинировать все 3 фактора производства на инновационной, рискованной основе.

Ресурсы производства – это совокупность социальных, природных, духовных сил, которые могут быть использованы в процессе создания товаров и услуг и духовных ценностей. Ресурсы бывают: природные, материальные, трудовые и финансовые. Процесс производства – взаимодействие факторов производства. Производство – есть прямая функция используемых факторов производства. Значение производственной функции в том, что она показывает существование альтернативных возможностей, при котором различное сочетание факторов производства обеспечивает один и тот же объем выпуска. 

Под экономическими ресурсами понимаются все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые могут использоваться для производства товаров и услуг, то есть благ.

Все разнообразие ресурсов можно классифицировать в соответствии с различными подходами. Ресурсы подразделяются на следующие виды:

1. Материальные – земля, или сырьевые материалы, и капитал.

2. Людские ресурсы - труд и предпринимательская способность.

Все экономические ресурсы, факторы производства обладают одним общим свойством: они имеются в ограниченном количестве. Эта ограниченность относительна и означает, что ресурсов, какправило меньше, чем необходимо для удовлетворения всех потребностей при данном уровне экономического развития. Вследствие ограниченности ресурсов объем производства ограничен. Общественное производство неспособно произвести весь объем товаров и услуг, который общество хотело бы получить. Ограниченность ресурсов относительно и потому, что исторически определенный уровень научно-технического прогресса (НТП) определяет границы использования того или иного ресурса, например, глубину переработки нефти.

Находящийся в распоряжении человека ресурсы и возможности не только количественно и качественно ограничены, они имеют множество вариантов использования. Многовариантностьприменения различных ресурсов определяется их природными свойствами, а альтернативность их использования – еще и относительной редкостью.

Рынок: сущность, условия возникновения, функции

Рынок: сущность, условия возникновения, функции.

Важнейшим условием возникновения рынка является общественное разделение труда. Посредством разделения труда достигается обмен деятельностью, в результате чего работник определенного вида конкретного труда получает возможность пользовать­ся продуктами любого другого конкретного вида труда.

Основоположником научной теории разделения труда считается А.Смит. В работе "Исследование о природе и причинах богатства народов" А.Смит рассмотрел все глав­ные типы разделения труда    в пределах отдельной мануфактуры, между отраслями, между городом и дерев­ней, между промышленностью и торговлей, между умст­венным и физическим трудом, между различными регио­нами и целыми национальными хозяйствами.

Важной причиной возникновения рынка является естественная ограничен­ность производственных возможностей человека, экономи­ческая обособленность товаропроизводителей, чтобы они могли свободно распоряжаться результатами своего труда.

С развитием частной собствен­ности развивалось и рыночное хозяйство. Наиболее высо­кого уровня частная собственность и рыночные отношения достигли при капитализме.

Объекты частной собственности многообразны. Они создаются и приумножаются за счет предпринимательской деятельности, доходов от ведения собственного хозяйства, доходов от средств, вложенных в кредитные учреждения, акции и другие цепные бумаги.

В дальнейшем обособленность товаропроизводителей начала распространяться па коллективную и другие формы собственности. Возникли кооперативы, товарищества, ак­ционерные общества, государственные и смешанные пред­приятия.

Кроме того, причина становления рынка кроется и в возможности (свободе) для каждого экономического субъ­екта обеспечивать свои интересы. Рынок предполагает свободу конкурентного поведения, свободу хозяйствова­ния, защиту интересов конкретного товаропроизводителя. Различные страны, их национальные хозяйства к ры­ночной экономике шли разными путями. Вместе с тем существуют общие закономерности ее становления, прису­щие любой стране. К важнейшим из них относятся:

- наличие независимых товаропроизводителей, свобода предпринимательской деятельности и гарантии прав собст­венности различных экономических субъектов;

- свободные рыночные цены, уравновешивающие спрос и предложение;

- конкуренция товаропроизводителей;

- свободный перелив капиталов между отраслями и ре­гионами;

- образование финансового рынка, включающего рынок кредитных ресурсов, рынок ценных бумаг и валютный рынок;

- наличие рынка труда, наемной рабочей силы с развитой системой ее подготовки, переподготовки, межотраслевого и межрегионального перелива;

- открытость экономики мировым интеграционным про­цессам, возможность миграции рабочей силы, товаров и капиталов.

В современной экономической лите­ратуре встречается несколько определений рынка:

- рынок - это совокупность экономических отношений производства и обмена товаров при помощи денег;

- рынок - система отношений по поводу обмена резуль­татами производства и услугами, принимающими форму товара;

- рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношение спроса и предло­жения;

- рынок - это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.

Субъектами рыночных отношений являются участники рыночных сделок: во-первых, покупатели, продавцы, предприниматели или физические лица; во-вторых, юридические лица.

Объекты рынка - все то, по поводу чего возникают отношения купли-продажи. Это материальные и нематери­альные блага и услуги, факторы производства - средства производства, рабочая сила, капиталы (фонды), техничес­кие новшества и идеи.

Рынок оказывает огромное воздейст­вие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций.

1.     Регулирующая функция. В рыночном регулировании большое значение имеет соотно­шение спроса и предложения, влияющее на цены. Растет цена - сигнал к расширению производства, падает цена - сигнал к сокращению.

2.     Стимулирующая функция стимулирует внедрение в производство дости­жения научно-технического прогресса, снижает затраты на производство продукции, повышает ее качество.

3.     Информацион­ная. Рынок представляет собой богатый источник инфор­мации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Он дает, в частности, объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортимен­те и качестве тех товаров и услуг, которые на него постав­ляются.

4.     Посредническая функция - потребитель имеет возможность выбора оп­тимального поставщика продукции. В то же время продав­цу предоставляется возможность выбрать наиболее подхо­дящего покупателя.

5.     Санирующая функция очищает общественное производство от экономически слабых, не­жизнеспособных хозяйственных единиц и, наоборот, по­ощряет развитие эффективных, предприимчивых, пер­спективных фирм.

Рынок влияет на все фазы воспроизводства - произ­водство, распределение, обмен и потребление. Конкурентная рыночная система способствует развитию научно-техничес­кого прогресса, побуждает применять новейшие технологии, рационально использовать ресурсы. Кроме того, она обеспе­чивает своим субъектам реальную экономическую свободу, свободу выбора форм и способов хозяйствования, гаранти­руемую досконально разработанным законодательством.

Рыночное равновесие, его виды

. Рыночное равновесие, его виды.

Взаимодействие между спросом и предложением лучше всего можно понять, рассматривая совместно кривые спро­са и предложения. Выше мы убедились, что спрос растет, когда цена товара понижается, а предложение увеличивает­ся с ростом цены. Путем совмещения графиков спроса и предложения можно понять их взаимодействие.  Кривые спроса и предложения пере­секаются в точке М, которую называют точкой равновесия. Она характеризует такое состоя­ние рыночных цен, когда объем спроса на товар равен объему его предложения. Если предло­жение превысит спрос, то товар перестанут покупать, и продав­цы вынуждены будут снижать цены. Когда же спрос превысит предложение, то цена повысит­ся. На диаграмме это показано стрелками: при повышении цены они направлены вниз, при увеличении спроса — вверх.

Рыночное равновесие, определяемое через равенство объемов продаж и покупок, предполагает соблюдение опре­деленных условий. Во-первых, мы рассматриваем его по отношению к какому-либо отдельному товару, абстрагиру­ясь при этом от изменения цен других товаров, считая их неизменными. Ясно, что в реальном рынке это условие нс выполняется, но для теоретического анализа всегда прихо­дится рассматривать явления или факторы обособленно, по одному, и только потом вводить усложнения и поправки. Во-вторых, следует учитывать, что при этом не происходит изменения доходов покупателей, цен конкурирующих с данным других товаров и других факторов, которые мы считаем постоянными. Поэтому, формулируя изменения спроса и предложения, а также условия рыночного равно­весия, оговаривают, что указанные соотношения имеют ме­сто лишь "при прочих равных условиях".

Совокупный спрос и совокупное предложение

Совокупный спрос и совокупное предложение.

Совокупный спрос – это спрос на общий объем товаров и услуг, который может быть предъявлен при данном уровне цен. Совокупное предложение – это общее количество товаров и услуг, которое может быть произведено и предложено в соответствии со сложившимся уровнем цен. Они могут быть измерены в текущих или неизменных ценах, изображены в виде модели (кривой, графика). Совокупный спрос имеет две формы: натурально-вещественную и стоимостную

Натурально-вещественная форма совокупного спроса отражает общественную потребность населения, фирм и государства в товарах и услугах. Его структура может быть представлена: во-первых, определенными видами продуктов и услуг непроизводственного потребления, удовлетворяющими личные и иные непроизводственные потребности; во-вторых, совокупностью всех средств производства и производственных услуг (научные исследования и разработки, направленные на совершенствование технологии; обслуживающая производство информация; связь и т.д.).

Совокупный спрос равен общей сумме спросов на конечную продукцию:  Y d =C + I + G + NX, где

C – потребительские расходы домохозяйства;

I – инвестиционные расходы частного сектора;

G - государственные закупки;

NX – чистый экспорт – разница между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на иностранные товары.

Кривая совокупного спроса АD (от английского aggregate demand) показывает количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Она дает такие комбинации объема выпуска и общего уровня цен в экономике, при которых товарный и денежный рынки находятся в равновесии.

Совокупный спрос, находясь в обратной зависимости от цены, снижается под влиянием ряда факторов. К ним относятся следующие:

1. «Эффект процентной ставки». Повышение уровня процентной ставки, т.е. цены использования ссуды. Дело в том, что рост уровня цен заставляет и потребителей, и производителей брать деньги в долг. Это обстоятельство повышает процентную ставку. Поэтому покупатели откладывают свои покупки, а предприниматели сокращают инвестиции. В результате совокупный спрос уменьшается.

2 «Эффект кассовых остатков», или «эффект богатства». Рост цен снижает реальную покупательную способность накопленных финансовых активов с фиксированной стоимостью (облигации, срочные счета), что делает их владельцев беднее и побуждает к сокращению расходов.

3. «Эффект импортных товаров». Рост цен внутри страны при стабильных ценах на импорт перекладывает часть спроса с внутренних товаров на импортные и сокращает экспорт, что снижает совокупный спрос в экономике.

Совокупное предложение  - это сумма всех произведенных в стране конечных товаров и услуг, которую фирмы готовы предложить на рынке в течение определенного периода при каждом возможном уровне цен (в стоимостном выражении). Иными словами, это реальный объем национального производства при различных значениях индекса цен на конечные товары и услуги.  Это понятие часто используется как синоним валового национального, или внутреннего продукта.

Кривая совокупного предложения, AS (от англ. аggregate supply), показывает, какой объем совокупного выпуска может быть предложен на рынок предпринимателями при разных значениях общего уровня цен в экономике.

AS может быть приравнено к величине ВНП или к величине ВВП.

AS = ВНП = ВВП

На способность экономики произвести тот или иной объем товаров и услуг влияет количество и качество применяемых факторов производства (земли, труда, капитала).

AS = зарплата + рента + процент + прибыль.

Характер влияния уровня цен на объем национального производства и, следовательно, вид кривой совокупного предложения в решающей степени зависит от продолжительности рассматриваемого времени. Поэтому следует различать долгосрочную и краткосрочную кривые совокупного предложения.

Помимо уровня цен на объем национального производства оказывают влияние многие неценовые факторы, под действием которых кривая совокупного предложения может смещаться влево или вправо. К числу этих факторов относится: изменение объема применяемых ресурсов,   изменение производительности ресурсов и изменение налогов и субсидий.

Макроэкономическое равновесие на товарном рынке наступает тогда, когда совокупный спрос равен совокупному предложению. Соотношение совокупного спроса и совокупного предложения определяют уровни реального ВНП и цен, установившихся в данный период. Общее равновесие достигается в точке пересечения AD и AS, и означает, что продавцы и покупатели удовлетворены, т.е. уровень цен таков, что покупатели готовы покупать ровно столько, сколько продавцы готовы произвести и продать. В реальной жизни равновесие часто переходит в неравновесие.  Рассмотрим варианты отклонения.

1.     Допустим, что совокупный спрос превышает совокупное предложение: AD > AS. Чтобы выйти на равновесие, возможны два варианта:

2.     - не изменяя объема производства, повысить цены;

- расширить выпуск продукции.

     Практика показывает, что фирмы идут по второму пути. Но повышение выпуска продукции приводит к росту издержек производства и росту цен. Поэтому новая точка равновесия будет соответствовать более высоким значениям объема производства и уровня цен. В экономике будет наблюдаться рост национального продукта.

3.Допустим, что совокупный спрос меньше совокупного предложения: AD < AS. Здесь также возможны два варианта: сократить производство и оставить выпуск без изменения, но понизить цены.

В этой ситуации предприниматели будут сокращать производство и продавать произведенную продукцию по выгодным ценам. Если цель не будет достигнута, то, не изменяя масштаба производства, предприниматели будут постепенно снижать цены. Это будет происходить до тех пор, пока не начнется увольнение рабочих. В итоге национальный продукт будет снижаться.