logo search
курс лекций по ЭПО

Современные формы добровольных объединений предприятий

В условиях рыночной экономики предприятия могут создавать различные объединения для совместного решения определенных задач, достижения определенных целей.

Основными принципами создания объединений являются:

Новыми формами добровольных объединений предприятий являются хозяйственные ассоциации, концерны, холдинги, консорциумы, финансово-промышленные группы и союзы.

Хозяйственная ассоциация – это добровольное объединение предприятий, принадлежащих различным отраслям промышленности для решения крупных научно-технических проблем, представления своих интересов перед государственными органами.

В пределах делегирования полномочий она может от своего имени заключать договора, пользоваться кредитом в банке, осуществлять экспортно-импортные операции и другую внешнеэкономическую деятельность, создавать совместные предприятия, представлять интересы ассоциации и ее участников в отношениях с другими предприятиями.

Ассоциация может создавать хозрасчетные предприятия по оказанию предприятиям-участникам строительных, транспортных, технологических, коммерческих, проектно-конструкторских, внешнеторговых, юридических, информационных, консультативных и иных услуг.

В составе структуры управления ассоциации создаются следующие звенья:

  1. Высший орган управления, через который в принятии важнейших решений участвуют входящие в ассоциацию предприятия;

  2. Исполнительный орган управления (осуществляет руководство текущей деятельностью);

  3. Исполнительный аппарат, обеспечивающий работу высшего и исполнительного органов, реализацию их решений.

Концерн - объединение предприятий, осуществляющих совместную деятельность на основе добровольной централизации многих функции производственного, научно-технического развития, инвестиционной, финансовой и внешнеэкономической деятельности. Концерны могут быть отраслевыми (например: "Беллегпром", "Беллеспром", Белгоспищепром") и межотраслевыми.

Концерн – наиболее распространенная форма корпорации в сфере промышленности. Они возникли в развитых странах в 20-е годы ХХ века на базе диверсификации производства, т.е. проникновения капитала данной корпорации в отрасли, которые прямо не связаны с основной сферой ее деятельности. Современные концерны объединяют в своем составе десятки и даже сотни предприятий, научно-исследовательские учреждения, учебные центры, испытательные полигоны, внедренческие подразделения и многие другие звенья, обеспечивающие функционирование многоотраслевого хозяйственного организма. Характерной особенностью концерна является сочетание жесткого центрального контроля в области капиталовложений, научно-исследовательских и ОКР и финансов с широкой хозяйственной самостоятельностью предприятий, отделений и филиалов.

Уже созданы концерны в газовой промышленности, производстве цемента и других отраслях стройиндустрии, энергетическом и химическом машиностроении. Характерной особенностью становления концернов в СНГ является то, что они формируются вокруг отраслевого инвестиционного банка, выполняющего роль структурообразующего звена.

Консорциум – соучастие, сотоварищество – временное добровольное соглашение между несколькими фирмами, банками, компаниями для совместного осуществления какого-либо проекта, финансирования крупного мероприятия, строительства дорогостоящего объекта, выполнение целевой научно-технической, природоохранной или иной программы, размещения займа и т.п. Банки нередко объединяются в консорциум для проведение крупных и многообещающих, но рискованных проектов и таким образом уменьшают степень риска для каждого из них. Консорциум позволяет концентрировать средства, выделение которых не по силам отдельному банку, повысить престижность и привлекательность осуществляемого мероприятия и тем самым облегчить привлечение средств вкладчиков, акционеров.

Консорциум осуществляет свою деятельность на основе распоряжения финансовыми, материальными и другими ресурсами, представленными участниками на паевой основе, а также может привлекать заемные средства по поручению участников.

Члены консорциума заключают между собой договор, соглашение, в котором предусматривается доля каждого из них в затратах, финансировании проекта или мероприятия и соответственно в ожидаемой прибыли, форма участия в осуществлении мероприятия, другие условия функционирования консорциума. Один из членов консорциума избирается его главой или лидером. В соглашении определяются функции лидера, предоставляемые ему полномочия, которые он выполняет от имени консорциума. Большим преимуществом консорциальных соглашений является их гибкость, разнообразие форм, отсутствие жестких требований, ограничивающих возможность организации консорциума. Иногда инициатором создания консорциума выступает государство, заинтересованное в решении крупной научно-технической либо иной проблемы или в привлечении средств банков, фирм для осуществления дорогостоящих проектов (например, строительство дорог, каналов, портов и т.п.). Участники консорциума полностью сохраняют экономическую самостоятельность, могут одновременно входить в другие консорциумы, ассоциации и т.п. По выполнении задач, для решения которых создавался консорциум, он прекращает свою деятельность.

Холдинг представляет собой головную компанию, которая обладает контрольным пакетом акции предприятий, объединенных в единую структуру, обеспечивает управление ими и контроль над их деятельностью.

Холдинговые структуры являются многофакторными комплексными образованиями, обеспечивающими объединения производственных и капитальных ресурсов, создание крупномасштабных производств, ориентированных на разработку и внедрение новейших технических решений, реализацию различных инвестиционных программ.

Финансово-промышленная группа (ФПГ) – хозяйственное объединение предприятий, организаций, кредитно-финансовых учреждений и инвестиционных институтов, созданное с целью ведения совместной скоординированной деятельности. Она формируется в сферах, определяющих научный, производственный и экспортный потенциал, а также отвечающих приоритетным направлениям государственной промышленной политики.

К числу наиболее существенных характеристик ФПГ можно отнести следующие:

Основными принципами создания ФПГ являются:

  1. Первоочередное создание групп на базе технологически и кооперативно связанных промышленных предприятиях, выпускающих продукцию, обеспеченную платежеспособным спросом и конкурентоспособную на внешнем и внутреннем рынке; использование холдинговых и трастовых (доверительных) отношений как основы для организационно-экономического взаимодействия участников группы с головной финансово-промышленной компанией;

  2. Предотвращение негативных монополистических тенденций в связи с концентрацией капитала;

  3. Социально-экономическая обоснованность проектов создания групп, предполагающая использование при ее формировании соответствующей экспертизы и системы количественных оценок потенциальной эффективности будущей совместной деятельности (оценка рынка продукции, экономической эффективности инвестиционных проектов, занятости, экономической безопасности создаваемых производств);

  4. Включение представителей органов государственного управления в структуру управления ФПГ и др.

Союзы - объединения предприятий, создаваемые по отраслевому, территориальному или иным признакам. Союз не ведет совместной производственно - хозяйственной деятельности. Он может разрабатывать экономические прогнозы, организовывать конференции, обобщать и распространять передовой опыт, осуществлять информационно-издательскую деятельность в интересах его участников.

Союз осуществляет свою деятельность за счет членских взносов его участников, добровольных взносов и пожертвований предприятий, организаций и граждан.