30). Система контроля в управлении муниципальным образованием и управлении структурой муниципальных образований.
Контроль служит одной из составляющих управленческого цикла, выступая в качестве элемента обратной связи, сигнализирующей субъекту управления о результатах его воздействия на объект. Под контролем в муниципальном образовании понимается проверка соответствия количественных и качественных характеристик объектов и процессов установленным (плановым, нормативным) требованиям.
Этот контроль ориентирован на соблюдение государственных и муниципальных норм и стандартов, строится на принципах законности, плановости, полноты и достоверности информации, целевого использования муниципального имущества и финансовых средств, эффективности контрольной деятельности. Необходимость контроля в муниципальном образовании связана с неопределенностью, присущей любому управленческому решению. Между планируемым и реальным развитием ситуации всегда наблюдается временной разрыв, способный вызвать отклонения от плана. Суть контроля заключается в получении информации о фактическом состоянии объекта контроля и соответствии полученных результатов ожидаемым. В результате контроля могут быть выявлены не только недостатки в выполнении принятых решений, но и недостатки в самих решениях. Зачастую результаты контроля являются основанием для руководителей органов местного самоуправления корректировать принятые ранее планы и решения. Существуют разные классификации видов контроля в муниципальном управлении
Наиболее важно разделение контроля на внешний (государственный), внутренний, осуществляемый органами местного самоуправления, и общественный.
По продолжительности контроль может быть периодическим и непрерывным. Непрерывный контроль обычно связан с применением технических средств контроля.
По масштабам контроль может быть общим и частным (детальным). Общий контроль осуществляется на основании знаний об отклонениях от контрольных цифр. При частном контроле контролер рассматривает все мелочи, детали, проверяет каждый шаг исполнителя.
По временному фактору контроль подразделяется на предварительный, текущий (промежуточный) и окончательный. Предварительный контроль осуществляется до начала работ. Контролируется их соответствие установленным требованиям, правилам и имеющимся ресурсам: человеческим, материальным, финансовым. Текущий или промежуточный контроль осуществляется в ходе непосредственного выполнения принятых планов и решений и основан на сравнении фактических результатов работы с запланированными. Он позволяет установить наметившиеся отклонения в ходе выполнения работ и принять корректирующие решения. Окончательный контроль осуществляется после выполнения работы. На этой стадии отсутствует возможность повлиять на ход выполнения работ, но результаты контроля учитываются при проведении последующих работ.
По форме контроль делится на контроль документальных данных, заслушивание отчетов руководителей и исполнителей работ, собеседования с ними.
По предмету выделяют контроль текущих результатов, контроль исполнения распорядительных документов, контроль деятельности структурных подразделений и служб. Контроль текущих результатов основан на оценке степени достижения поставленных целей. Контроль исполнения распорядительных документов включает контроль за точным толкованием, соблюдением и исполнением установленных этими документами требований. Контроль деятельности структур муниципального управления — это проверка целей, задач, функций, организационной структуры, методов работы, профессиональных качеств сотрудников.
Основные составляющие процесса контроля:
- выработка стандартов и критериев, по которым осуществляется контроль (если такие не были установлены ранее);
- сопоставление с этими стандартами и критериями реальных результатов;
- осуществление корректирующих действий.
Принципы и методы контроля в муниципальном образовании.
При организации системы контроля в муниципальном образовании целесообразно придерживаться общих и частных принципов. Общие принципы контроля основаны на его социально-политических аспектах, а частные отражают организационно-техническую сторону.
Общие принципы: Массовость, повсеместность контроля, всесторонность, реальность, объективность, гласность, результативность
Частные принципы: Осмысление и однозначное восприятие цели сотрудниками, двустороннее общение с сотрудниками, установление достижимых целей, отсутствие чрезмерного контроля, вознаграждение за достижение
К методам контроля относятся:
• анализ документов, характеризующих объект контроля, планы работы, отчеты, решения и т. д.;
• отчеты должностных лиц на заседаниях;
• изучение объектов контроля на месте;
• аттестация служащих на соответствие занимаемым должностям.
Контроль должен быть своевременным и гибким, ориентированным на решение поставленных перед организацией задач.
Эффективное функционирование системы муниципального контроля невозможно без современной вычислительной техники и современных систем поддержки и сопровождения процесса выработки (принятия) управленческих решений.
Система и органы муниципального контроля
Внутренний контроль в муниципальном образовании подразделяется на:
• представительный, осуществляемый представительными органами и создаваемыми контрольными органами муниципального образования;
• административный, осуществляемый руководством администрации и ее структурными подразделениями.
Представительный орган муниципального образования в соответствии с Федеральным наделен исключительными полномочиями по контролю
за исполнением органами и должностными лицами местного самоуправления. Основными объектами контроля со стороны представительного органа являются контроль за соблюдением прав граждан на территории муниципального образования, выполнением местных планов и программ развития.
Важным компонентом представительного контроля является контроль за использованием бюджетных средств и за управлением муниципальным имуществом, принадлежащим местному сообществу, предусматривается создание для этих целей специального контрольного органа муниципального образования.
Контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др.) формируется либо на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования в соответствии с его уставом. К полномочиям контрольного органа относится контроль
за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Результаты проверок, осуществляемых контрольным органом муниципального образования, подлежат опубликованию (обнародованию).
Административный контроль осуществляется исполнительными органами муниципального образования в различных формах. Руководители структурных подразделений администрации обязаны осуществлять контроль за действиями подчиненных на предмет законности их действий, необходимости, целесообразности и эффективности. Данная форма контроля включает в себя право отдавать
приказы, распоряжения, предписания, изменять или отменять решения, принятые подчиненными. В тексте каждого принятого решения должны быть указаны ответственные за исполнение, сроки исполнения и лицо, ответственное за контроль исполнения. Общий контроль за исполнением решений в администрации обычно осуществляет руководитель аппарата.
Администрация муниципального образования обязана обеспечивать не только внутренний контроль за выполнением своих решений, но и контроль за выполнением решений органов местного самоуправления всеми гражданами, предприятиями и организациями, расположенными на подведомственной территории.
- Определение менеджмента. Этапы и школы в истории менеджмента.
- Разнообразие моделей менеджмента: американская, японская и др.
- Организация как система управления. Жизненный цикл и типы организации. Стратегическое управление организацией.
- Формальные и неформальные группы в организации.
- Функции менеджмента.
- Виды организационных структур управления, принципы проектирования структуры управления организацией.
- Методы менеджмента: экономические, организационно-распорядительные, социально-психологические. Экономические методы управления
- Организационно-распорядительные методы управления
- Социально-психологические методы управления
- Содержание понятия «государственное управление»
- Центральные органы государственного управления
- Региональные органы государственного управления
- Местные органы государственного управления, их иерархия, проблемы взаимоотношений
- Проблемы взаимоотношений центральных, региональных и местных органов управления
- Формирование государственной политики и ее реализация
- Взаимоотношения государственной и муниципальной власти. Разграничение полномочий государственной и муниципальной власти.
- 2. В форме влияния органов местного самоуправления на органы государственной власти.
- Муниципальное образование как социально-экономическая система
- Финансово-экономическое обеспечение местного самоуправления.
- Состав органов местного самоуправления, их задачи и формы.
- Процесс муниципального управления
- Использование современных информационных технологий в работе местной администрации.
- Основные направления государственного регулирования экономики
- Уровни государственного регулирования экономики в хозяйственном механизме
- Особенности оценки эффективности государственного регулирования экономики
- Основные цели государственного регулирования экономики
- Особенности классической модели государственного регулирования экономики
- Краткая характеристика основных факторов формирования и функционирования региональной экономики.
- Особенности административно-территориального устройства субъектов рф.
- Экономические районы и федеральные округа рф.
- Формирование и развитие свободных экономических зон в России.
- Цели и направления государственной региональной политики
- Краткая характеристика основных методов реализации региональной политики
- Сущность и функции финансов.
- Финансово-кредитная система.
- Особенности и роль государственных и муниципальных финансов.
- Характеристика звеньев финансово-кредитной системы: государственный бюджет; принципы устройства и основные функции;
- Федеральные и муниципальные финансовые институты.
- Бюджетный процесс.
- Принципы формирования бюджетов разных уровней; доходы и расходы, составление и исполнение, дефицит и профицит бюджета.
- Система налогов, формирующих государственный и муниципальный бюджеты.
- Основы межбюджетных отношений в рф.
- 10. Местные бюджеты, проблемы и реформа местных финансов.
- Территория и границы рф как фактор развития российского государства.
- Природные предпосылки социально-экономического развития России.
- Экономическая оценка природных условий и природных ресурсов России.
- Территориальные особенности демографического и этнонационального развития России.
- Территориальные факторы и особенности развития расселения.
- Закономерности территориальной организации производства.
- Основные особенности размещения и территориальной организации промышленности и ее отраслей в России.
- Особенности территориальной организации транспортной системы рф.
- Основные факторы и особенности развития и размещения сельского хозяйства рф.
- Россия в системе международного (мирового) разделения труда.
- Тенденции и особенности социально-экономического развития севера России.
- Основные направления развития приграничных районов России.
- Особенности территориальной организации экономических районов.
- Основы государственной и муниципальной социально-экономической политики.
- Условия и факторы социально-экономического развития муниципального образования.
- Муниципальные целевые программы.
- Привлечение инвестиций в социально-экономическое развития муниципальных образований.
- Управление муниципальным имуществом.
- Промышленная политика в муниципальных образованиях.
- Планирование социально-экономического развития муниципального образования.
- Лоббирование. Специалисты по отношениям с государством.
- Пр в правительстве и политике.
- Государственные пр-программы.
- Избирательные кампании.
- Технология составления пресс-релиза.
- Подготовка и проведение пресс – конференции.
- 2. Подготовка основных документов пресс-конференции:
- 3. Анонсы
- 4. Техническое оснащение.
- 6. Распределение функций.(между участниками)
- 7. Проведение предварительных медиа-тренингов с участниками пресс-конференции.
- 8. Репетиция пресс-конференции.
- Национальная безопасность государства и ее структура.
- Сущность экономической безопасности государства.
- Стратегия экономической безопасности государства.
- Классификация показателей экономической безопасности государства.
- Пороговые значения и базовые макроэкономические показатели государства.
- Оценка влияния внутреннего и внешнего долга на экономическую безопасность государства.
- Классические направления социологического анализа экономического поведения.
- Безработица как социально-экономический феномен.
- Государственное регулирование трудовых отношений.
- Государственная политика в области занятости населения.
- Рынок труда и его функции.
- Государственное регулирование социальной сферы (здравоохранение, социальное обеспечение, образование).
- Государственная политика в сфере культуры и науки.
- Участники государственно-частного партнерства. Особенности статуса
- 22. Основные формы проекторного финансирования.
- Общие черты и формы проектного финансирования:
- 23. Прямые финансовые меры поддержки функционирования государственно-частного партнерства
- 24. Нефинансовые формы поддержки функционирования государственно-частного партнерства
- 25. Специальные режимы и формы государственно-частного партнерства: особая экономическая зона, бизнес-инкубатор, технопарк.
- 26. Формы социального партнерства: социальные инициативы компаний, социальная политика на предприятиях, управление объектами социальной инфраструктуры
- 27. Организация деятельности органов государственного управления в сфере обеспечения государственно-частного партнерства
- 28 Государственная поддержка, ограничение и сопровождение направлений государственно-частного партнерства.
- 29. Специфика государственно-частного партнерства на федеральном, региональном и местном уровне
- 30). Система контроля в управлении муниципальным образованием и управлении структурой муниципальных образований.