Финансово-кредитная система.
Централизованные и децентрализованные фонды, а так же кредитные ресурсы в совокупности составляют финансово-кредитную систему (ФКС).
В целом ФКС включает две подсистемы: финансовую и кредитную. Каждая из этих подсистем делится на сферы, а те в свою очередь - на звенья, подразделения и т.п. Хотя каждый элемент ФКС имеет свою организацию, механизмы и порядок функционирования, все они тесно взаимосвязаны и оказывают большое влияние на развитие национальной экономики. Финансовая подсистема ФКС, в свою очередь, делится на: 1) централизованные финансы: Централизованные финансы представлены бюджетной системой (совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов), местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.), а также государственным и муниципальным кредитом. Основными по размерам и значению являются социальные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; государственный бюджет; внебюджетные фонды; государственный кредит; финансы государственных предприятий; государственное страхование. 2)Децентрализованные финансы: (Децентрализованные финансы - форма организации денежных отношений, движения фондов денежных средств, формируемых на уровне различных предприятий, организаций, иных субъектов хозяйственной деятельности, домохозяйств и отдельных граждан) Финансы коммерческих предприятий и организаций; Финансы некоммерческих организаций; Финансы кредитных организаций; Финансы страховых организаций Финансы домашних хозяйств.
Централизованные финансы представляют собой финансы государства и используются для регулирования национальной экономики в целом. С их помощью денежные средства хозяйствующих субъектов и граждан аккумулируются в бюджетных и внебюджетных фондах государства в целях удовлетворения общественных потребностей.
Децентрализованные финансы – это денежные средства (доходы и накопления) хозяйствующих субъектов. Они используются для производства и реализации товаров и услуг, а так же воспроизводства капитала и рабочей силы. Именно они составляют основу финансовой системы. Поскольку преобладающая часть финансовых ресурсов сконцентрирована у предприятий, то и стабильность финансовой системы зависит от устойчивости их финансового положения.
В качестве особого звена децентрализованных финансов выступает страхование, которое представляет собой совокупность перераспределительных отношений, возникающих по поводу защиты имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных средств страхового фонда, формируемого из страховых взносов.
Выделение страхования в качестве самостоятельного звена финансовой системы обусловлено наличием в условиях рыночной экономики рисков, связанных с возможностью наступления чрезвычайных обстоятельств, результатом которых могут быть весьма существенные материальные потери как хозяйствующих субъектов так и граждан. Такими чрезвычайными обстоятельствами могут быть стихийные бедствия; непреднамеренные действия других лиц, а так же экономические действия (потеря прибыли в результате забастовок, колебание валютного курса). Хотя наступление страхового случая носит вероятностный характер, однако хозяйствующие субъекты и граждане пытаются себя обезопасить путем отчисления части денежных средств в специальные страховые фонды. Использование средств страхового фонда связано с наступлением и последствиями страхового случая. Именно эти особенности страховых отношений и выделяют их в особую группу финансовых отношений.
Кредитная подсистема ФКС включает:
1)Банковскую сферу
Эмиссионные банки (центральны и национальный Банки);
Неэмиссионные банки, которые охватывают коммерческие и специализированные банки (ипотечные, инновационные, инвестиционные, сберегательные);
2) Парабанковскую сферу:
Специализированные кредитно-финансовые институты (кредитные товарищества, расчетные центры, страховые общества, лизинговые и факторинговые фирмы, ломбарды);
Почтово-сберегательные учреждения.
В банковской сфере центральное положение занимает Центральный Банк. Именно Центральному Банку государства предоставлено исключительное право эмиссии банкнот. Так же к функциям Центрального банка относятся:
Хранение государственного золотовалютного резерва;
Хранение резервного фонда других кредитных учреждений;
Денежно-кредитное регулирование экономики;
Кредитование коммерческих банков и осуществление кассового обслуживания государственных учреждений;
Проведение расчетов и переводных операций;
Контроль за деятельностью кредитных учреждений.
Неэмиссионные (коммерческие) банки представляют собой главные центры кредитной системы. Коммерческие банки аккумулируют свободные денежные средства и предоставляют кредиты хозяйствующим субъектам. Они так же осуществляют расчеты и организуют платежный оборот в масштабах всего национального хозяйства, выполняют другие операции (комиссионные и посреднические операции, операции на фондовом рынке). Современные коммерческие банки выполняют до 100 видов операций.
Особое место среди неэмиссионных банков занимают специализированные банки, деятельность которых сосредоточена на выполнении отдельных операций. Так инвестиционные банки проводят операции по выпуску и размещению на фондовом рынке ценных бумаг. Свой капитал они используют для долгосрочного кредитования различных отраслей хозяйства. Ипотечные банки выдают кредиты под залог недвижимости.
Кредитная подсистема ФКС, кроме банковской среды включает еще парабанковскую сферу, куда входит обширная группа сберегательных учреждений – взаимосберегательные кассы, доверительно-сберегательные банки, ссудно-сберегательные ассоциации, кредитные кооперативы и тп. Все эти учреждения специализируются на том, что привлекают мелкие сбережения и доходы, которые без помощи кредитной системы не могут функционировать как капитал.
Финансовая и кредитная подсистема ФКС тесно связанны, друг с другом. Так, учреждения Центрального Банка и кредитные организации обслуживают счета по учету средств полученных от предпринимательской и иной деятельности. Банковская система является держателем практически всех денежных средств федерального бюджета. Коммерческие банки и учреждения Центрального Банка осуществляют безналичные расчеты между плательщиком и получателем бюджетных средств. Центральный Банк является центром информации при формировании федерального бюджета. Основываясь так же на информации Центрального Банка об остатках средств на счетах по учету средств, полученных предпринимательской и иной деятельности получателей средств федерального бюджета, правительство осуществляет мониторинг объемов и направлений использования бюджетных средств.
Основными принципами формирования ФКС являются следующие:
Наличие собственно финансовой базы;
Единство и взаимодействие всех элементов ФКС , предопределяемое общностью источника первичных доходов (ВВП) и финансово политики, направленной на согласование интересов субъектов экономических отношений;
Функциональное назначение каждой подсистемы и ее звеньев.
- Определение менеджмента. Этапы и школы в истории менеджмента.
- Разнообразие моделей менеджмента: американская, японская и др.
- Организация как система управления. Жизненный цикл и типы организации. Стратегическое управление организацией.
- Формальные и неформальные группы в организации.
- Функции менеджмента.
- Виды организационных структур управления, принципы проектирования структуры управления организацией.
- Методы менеджмента: экономические, организационно-распорядительные, социально-психологические. Экономические методы управления
- Организационно-распорядительные методы управления
- Социально-психологические методы управления
- Содержание понятия «государственное управление»
- Центральные органы государственного управления
- Региональные органы государственного управления
- Местные органы государственного управления, их иерархия, проблемы взаимоотношений
- Проблемы взаимоотношений центральных, региональных и местных органов управления
- Формирование государственной политики и ее реализация
- Взаимоотношения государственной и муниципальной власти. Разграничение полномочий государственной и муниципальной власти.
- 2. В форме влияния органов местного самоуправления на органы государственной власти.
- Муниципальное образование как социально-экономическая система
- Финансово-экономическое обеспечение местного самоуправления.
- Состав органов местного самоуправления, их задачи и формы.
- Процесс муниципального управления
- Использование современных информационных технологий в работе местной администрации.
- Основные направления государственного регулирования экономики
- Уровни государственного регулирования экономики в хозяйственном механизме
- Особенности оценки эффективности государственного регулирования экономики
- Основные цели государственного регулирования экономики
- Особенности классической модели государственного регулирования экономики
- Краткая характеристика основных факторов формирования и функционирования региональной экономики.
- Особенности административно-территориального устройства субъектов рф.
- Экономические районы и федеральные округа рф.
- Формирование и развитие свободных экономических зон в России.
- Цели и направления государственной региональной политики
- Краткая характеристика основных методов реализации региональной политики
- Сущность и функции финансов.
- Финансово-кредитная система.
- Особенности и роль государственных и муниципальных финансов.
- Характеристика звеньев финансово-кредитной системы: государственный бюджет; принципы устройства и основные функции;
- Федеральные и муниципальные финансовые институты.
- Бюджетный процесс.
- Принципы формирования бюджетов разных уровней; доходы и расходы, составление и исполнение, дефицит и профицит бюджета.
- Система налогов, формирующих государственный и муниципальный бюджеты.
- Основы межбюджетных отношений в рф.
- 10. Местные бюджеты, проблемы и реформа местных финансов.
- Территория и границы рф как фактор развития российского государства.
- Природные предпосылки социально-экономического развития России.
- Экономическая оценка природных условий и природных ресурсов России.
- Территориальные особенности демографического и этнонационального развития России.
- Территориальные факторы и особенности развития расселения.
- Закономерности территориальной организации производства.
- Основные особенности размещения и территориальной организации промышленности и ее отраслей в России.
- Особенности территориальной организации транспортной системы рф.
- Основные факторы и особенности развития и размещения сельского хозяйства рф.
- Россия в системе международного (мирового) разделения труда.
- Тенденции и особенности социально-экономического развития севера России.
- Основные направления развития приграничных районов России.
- Особенности территориальной организации экономических районов.
- Основы государственной и муниципальной социально-экономической политики.
- Условия и факторы социально-экономического развития муниципального образования.
- Муниципальные целевые программы.
- Привлечение инвестиций в социально-экономическое развития муниципальных образований.
- Управление муниципальным имуществом.
- Промышленная политика в муниципальных образованиях.
- Планирование социально-экономического развития муниципального образования.
- Лоббирование. Специалисты по отношениям с государством.
- Пр в правительстве и политике.
- Государственные пр-программы.
- Избирательные кампании.
- Технология составления пресс-релиза.
- Подготовка и проведение пресс – конференции.
- 2. Подготовка основных документов пресс-конференции:
- 3. Анонсы
- 4. Техническое оснащение.
- 6. Распределение функций.(между участниками)
- 7. Проведение предварительных медиа-тренингов с участниками пресс-конференции.
- 8. Репетиция пресс-конференции.
- Национальная безопасность государства и ее структура.
- Сущность экономической безопасности государства.
- Стратегия экономической безопасности государства.
- Классификация показателей экономической безопасности государства.
- Пороговые значения и базовые макроэкономические показатели государства.
- Оценка влияния внутреннего и внешнего долга на экономическую безопасность государства.
- Классические направления социологического анализа экономического поведения.
- Безработица как социально-экономический феномен.
- Государственное регулирование трудовых отношений.
- Государственная политика в области занятости населения.
- Рынок труда и его функции.
- Государственное регулирование социальной сферы (здравоохранение, социальное обеспечение, образование).
- Государственная политика в сфере культуры и науки.
- Участники государственно-частного партнерства. Особенности статуса
- 22. Основные формы проекторного финансирования.
- Общие черты и формы проектного финансирования:
- 23. Прямые финансовые меры поддержки функционирования государственно-частного партнерства
- 24. Нефинансовые формы поддержки функционирования государственно-частного партнерства
- 25. Специальные режимы и формы государственно-частного партнерства: особая экономическая зона, бизнес-инкубатор, технопарк.
- 26. Формы социального партнерства: социальные инициативы компаний, социальная политика на предприятиях, управление объектами социальной инфраструктуры
- 27. Организация деятельности органов государственного управления в сфере обеспечения государственно-частного партнерства
- 28 Государственная поддержка, ограничение и сопровождение направлений государственно-частного партнерства.
- 29. Специфика государственно-частного партнерства на федеральном, региональном и местном уровне
- 30). Система контроля в управлении муниципальным образованием и управлении структурой муниципальных образований.