logo
Мои ГОСы

Социально-психологические методы управления

Поскольку участниками процесса управления являются люди, то социальные отношения и отражающие их соответствующие методы управления важны и тесно связаны с другими методами управления. К ним относятся: – моральное поощрение; – социальное планирование; – убеждение; – внушение; – личный пример; – регулирование межличностных и межгрупповых отношений; – создание и поддержание морального климата в коллективе.

Мотивы человеческого поведения имеют определенную иерархию, которую обычно называют пирамидой Маслоу (рис. 8.1).

Предпосылки успешной активной работы по исполнению заключаются в возможностях исполнителей: – знать (информация о целевых установках или мероприятиях, по которым принято решение); – сметь (эти установки и мероприятия должны быть «допустимыми» для исполнителей, в том числе не нарушать юридических и этических норм); – мочь (исполнители должны иметь средства для выполнения порученного); – хотеть (они должны быть мотивированы).

Рис. 8.1. Пирамида Маслоу

Под мотивом понимают побуждение человеческого поведения, базирующееся на субъективных ощущениях недостатков или личных стимулов.

Прежде всего, следует обеспечить сотрудника: – возможностями выполнить работу; – определить его рамки действий; – четко сформулировать цели и задачи; – создать окружение, способствующее выполнению задачи (предоставить средства, необходимую информацию, сформировать организацию, использовать стиль управления, основанный на сопричастности исполнителей).

Мотивационное управление концентрируется: – на влиянии на состояние мотивации (степени идентификации сотрудника с фирмой, формировании его мотивов); – чувстве его собственного достоинства (уважения как личности, со­общения о его значении для фирмы, ожиданиях результатов от его деятельно­сти); – приведении мотивов в действие (обсуждаются личные интересы и возможности сотрудника); – усилении мотивов; – оценке работы и аттестации (пересмотр зарплаты, рост, дополнительные выгоды); – удовлетворении потребностей; – обеспечении процесса мотивации.

Хорошая работа по мотивации сотрудников ведет: – к увеличению оборота и прибыли; – улучшению качества изделий; – к более творческому подходу и активности во внедрении достижений НТП; – повышенному притоку сотрудников; – повышению их работоспособности; – большей сплоченности и солидарности; – уменьшению текучести кадров; – улучшению репутации фирмы.

Система государственного и муниципального управления.