logo search
Лекции по теории АХД 2011

13.1 Понятие экономической информации и ее значение

Экономический анализ занимает промежуточное место между сбором информации и принятием управленческих решений, поэтому его комплексность, глубина и эффектность во многом зависят от объема и качества используемой информации. Экономический анализ является потребителем эко­номической информации и одновременно каналом вы­дачи информации для принятия управленческих реше­ний на любом уровне.

Информация (от латинского «разъяснение, изложение, осведомление») − упорядоченные сведения о процессах и явлениях внешнего мира, совокупность каких-либо знаний, данных.

Информацию нельзя считать доступной для использования до тех пор, пока она не зафиксирована. Информация обычно регистрируется в носителях документальной формы, а применяемая в оперативном анализе может быть выражена и в устной форме.

Рыночные отношения предъявляют повы­шенные требования к своевременности, достоверности и полноте информации, без которой немыслима эффективная деятель­ность предприятий. Информация уменьшает неопределенность, снимает неясность, которая неизбежно возникает при недостатке данных. Она может быть выражена набором букв, цифр, других условных знаков (символов) и осмысливается в результате чувственного восприятия и представлений человека.

Информация неотделима от процесса информирования, поэтому необходимо рассматривать взаимодействие потребителей и источников информации. Связь между ними следует из определения: информация— это новые сведения, принятые, понятые и оцененные как полезные конечным ее потребителем.

Таким образом, экономическая информация − это совокупность (система) сведений обо всех видах деятельности предприятия, отоб­ражающих все стороны процесса общественного воспроизводства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг.

Экономическая информация подлежит хранению, передаче и преобразованию. Система экономической информации занимает промежуточное положение между процессами:

а) производственно-хозяйственной деятельности – это управляемая система, где зарождается информация;

б) процессом управления – это управляющая система, где информация фиксируется, перерабатывается и используется для повышения эффективности производства.

Таблица 6 − Классификация экономической информации

Критерий классификации

Виды информации

1

Изменяемость

постоянная (условно-постоянная) и переменная

2

Насыщенность

недостаточная, достаточная и избыточная

3

Полезность

полезная и бесполезная

4

Способ изображения

текстовая, графическая и мультимедийная

5

Функциональное назначение

плановая, норматив­ная, учетная и отчетная

6

Отношение к процессу обработки данных

обрабаты­ваемая и необрабатываемая

7

Степени обработки

первичная, промежуточная и результат­ивная

8

Отношение к управляемому объекту

внутренняя (об­разуемая на самом предприятии) и внешняя (поступающая из-за его пределов), входящая (поступающая на управляемый объект) и исходящая (поступающая от управляемого объекта)

9

Объем необходимых сведений для управления экономикой организации

комплексная и тематическая

10

Носители данных

немашинная (устная, телефонная, документальная) и машинная (на магнитных лентах, дисках, датчиках данных и др.)

11

Форма представления

документированная и недокументированная

Формирование и использование экономической информа­ции основано на системном подходе, что позволяет конструи­ровать систему в соответствии с поставленными целями, раскрывая многообразие связей и информационных потоков объекта.

Под системойв данном случае понимаются набор элементов и их информационных связей, обеспечивающих оптимальное управление экономикой предприятий, а подпотоком информации– движение информации от момента ее возникновения по всей технологической цепи преобразований. Особое значение приобретает организация потоков информации в двух направлениях: от управляющей системы к управляемой (прямая связь) и от управляемой к управляющей (обратная).

Качество используемой при анализе хозяйственной деятельности информации оценивается по четырем основным признакам:

• полнота (при минимальном ее объеме);

• достоверность;

• своевременность формирования;

• возможность использования.

Одновременно должны быть обеспечены комплексность информации; ее формирование по единым признакам; возможность группировки, перегруппировки и компьютерной обработки; доступность для восприятия и актуальность.

Ценность экономической информации может рассматриваться в трех аспектах: потребительном — ее полезности для управления, экономическом — ее стоимости и в эстетическом — ее восприятии человеком.

Основным требованием к информации является ее полезностьпри принятии решений. Для обеспечения это­го требования информация должна быть понятной, умест­ной, достоверной.

Таким образом, экономическая информация неодно­родна, сложна, наряду с систематическим ростом объ­ема информации наблюдается ее нехватка для приня­тия управленческих решений.