logo search
БИЗНЕС-ИНКУБАТОРЫ

Е. Переверзева и др. Развитие сети бизнес-инкубаторов республики узбекистан

И.Ю.Цихиев, З.Т.Мухитдинов, Е.И.Переверзева - Ассоциация бизнес инкубаторов и технопарков, Республика Узбекистан

Сеть бизнес-инкубаторов в Узбекистане была создана в рамках первого этапа совместного Проекта Госкомимущества Республики Узбекистан/ПРООН «Создание и развитие сети бизнес-инкубаторов в Республике Узбекистан» в 1996 -1998 гг. в соответствии с Государственной программой развития малого бизнеса и частного предпринимательства, принятой Постановлением Кабинета Министров РУ № 344 от 28.08.95.

Первоначально основной задачей, поставленной в Проекте, было создание и развитие сети из б бизнес-инкубаторов в отдельных регионах республики, формирование их материально-технической базы и создание условий для оказания поддержки частному, прежде всего, малому предпринимательству в данных регионах. При этом'со стороны Правительства предполагалось выделение денежных средств в размере 30 млн. сум на создание и развитие материально-технической базы сети, со стороны ПРООН были выделены средства на оплату международных экспертов, зарубежные стажировки менеджеров и предпринимателей, организационно-технические расходы.

В то же время, учитывая острую потребность предпринимателей в конкретной поддержке, опыт деятельности бизнес-инкубаторов за рубежом, а также предварительный опыт работы 3-х пилотных бизнес-инкубаторов, созданных на базе ВУЗов г. Ташкента и Самарканда, было принято решение значительно расширить сеть бизнес-инкубаторов путем создания их в каждой области республики. При этом в качестве основных задач перед ними были поставлены:

• создание и поддержка малых и частных предприятий (в течение 1-2 лет их деятельности), ориентированных на современные технологии, экспортоориентированные и импортозамещающие производства,

• оказание комплекса консалтинговых, информационных, организационно-технических и менеджерских услуг для предпринимателей,

• обучение предпринимателей основам рыночной экономики и профессиональным навыкам.

В настоящее время в Республике функционирует - с учетом 3-х «пилотных» бизнес-инкубаторов, созданных в 1995 г. - сеть из 23 бизнес-инкубаторов. В качестве учредителей создаваемых бизнес-инкубаторов выступили областные управления Госкомимущества Республики Узбекистан, местные университеты и институты, Республиканский бизнес-инкубатор, Академия наук Республики Узбекистан, Государственный Комитет по науке и технике, Палата товаропроизводителей и предпринимателей Республики Узбекистан, Бизнес-Фонд, Ассоциация деловых женщин, Фонд «Камолот», Ассоциация «Узмашпром», Агентство «Мадад», малые предприятия и физические лица. Все бизнес-инкубаторы созданы в форме самостоятельных юридических лиц и действуют на хозрасчетной основе.

В соответствии с договоренностью между ПРООН и Госкомимуществом Республики Узбекистан в настоящее время реализуется второй этап Проекта, главной целью которого является развитие и укрепление действующей сети бизнес-инкубаторов в 1999-2001 гг. Основными задачами Проекта являются достижение финансовой устойчивости бизнес-инкубаторов, повышение эффектвности и качества их деятельности по таким показателям, как участие в региональных программах развития МСП, подготовка «зрелых» субъектов предпринимательства, реализация инвестиционных и инновационных проектов, привлечение иностранных инвестиций и др.

На 01.04.2001 г. в качестве «субъектов» бизнес-инкубаторов функционировало 298 МП и было задействовано около 3000 рабочих мест. В качестве инкубируемых отбираются вновь создаваемые или действующие МП, предлагающие к реализации бизнес-проекты, соответствующие приоритетам деятельности бизнес-инкубаторов.

В перечне основных направлений деятельности субъектов БИ - инновационная деятельность (около 10 %), производственная деятельность, включая производство и переработку сельхозпродукции (около 50 %), оказание консалтинговых, патентных и других услуг предпринимателям, включая обучение основам рыночной экономики и профессиональным навыкам (33 %) и др.

В соответствии с приоритетами Проекта бизнес-инкубаторы предоставляют полный комплекс услуг своим субъектам: «внутренним», т.е. расположенным на территории бизнес-инкубатора, предоставляются в пользование отремонтированные, меблированные помещения, доступ к оргтехнике, комплекс различных услуг -от регистрации предприятия до подготовки бизнес-планов и сопровождения проектов; «внешним», т.е. не нуждающимся в офисе предприятиям, оказывается полный набор консалтинговых услуг и организационно-техническая поддержка. Кроме того, предприятиям оказываются маркетинговые услуги в целях содействия сбыту их продукции (работ, услуг). В частности, заключены соглашения о совместной деятельности Республиканского бизнес-инкубатора с газетами «Бизнес-Вестник Востока» и «Частная собственность», согласно которым открыты целевые рубрики «Есть идея!», «Свое дело» и «Технологии и оборудование для малого бизнеса». В соответствии с соглашениями Ассоциации бизнес-инкубаторов с Республиканской товарно-сырьевой биржей недвижимости и Агропромбиржей продукция предприятий выставляется на торги.

Выпуск бизнес-инкубаторами «зрелых», т.е. практически готовых к самостоятельной работе субъектов в 2000 г. составил 74 малых предприятия (МП), что на 20 МП больше, чем в 1999 г. В качестве новых субъектов принято 133 МП.

За период 1996-2000 гг. инкубируемыми фирмами произведено продукции (работ, услуг) на общую сумму более 3,4 млрд. сум и более 200 тыс. US $. В том числе за 2000 г. - более 1,14 млрд. сум, что позволило перевыполнить план на 13 %. Соответственно, в среднем, на одно предприятие в 2000 г. приходилось около 4,2 млн. сум произведенной продукции (работ, услуг). За первый квартал 2001г. субъектами БИ произведено продукции (работ, услуг) на общую сумму более 250 млн. сум.

Общие итоги. За период 1996-2000 гг. 164 субъекта бизнес-инкубаторов получили содействие в реализации инвестиционных проектов (кредиты, гранты, создание СП) на общую сумму более 412 млн. сум и $ 950 тыс. Только за 2000 г. субъектами бизнес-инкубаторов были реализованы 34 инвестиционных проекта в виде льготных кредитов и грантов в отечественной валюте - на общую сумму около 160 млн. сум, а также 4 проекта в виде кредитов и грантов международных организаций (Фонда "Евразия", Винрок Интернешнл и др.) в иностранной валюте на общую сумму 82 тыс. долл. Кроме того, в Сурхандарьинской области создано 1 СП (Узбекистан/Саудовская Аравия) по переработке сельхозпродукции, в рамках которого привлечены инвестиции в виде производственного оборудования в размере $ 187 тыс.

Для предприятий и организаций, не являющихся субъектами бизнес-инкубаторов, в 1996-2000 гг. было оказано содействие в реализации 50 проектов в форме кредитов, грантов и создания СП на общую сумму около 250 млн. сум и более $ 1,0 млн.

Разработка инновационных проектов. В результате проведенной совместно с Агентством по трансферу технологий работы была сформирована инновационная программа, включающая 20 проектов, основанных на разработках узбекских ученых и специалистов и имеющих импортозамещающий и/или экспор-ториентированный характер. По всем проектам в настоящее время идет работа по коммерциализации отечественных технологий. В частности, при поддержке бизнес-инкубатора «STBI» осуществлена реализация разработки Химико-технологического института АН РУ по производству трамвайных тормозных колодок, полностью импортировавшихся ранее; по итогам проведенной работы был заключен договор с «Электротранссиб» на производство и поставку около 4,5 тыс. колодок на сумму около 1 млн. сум.

Одним из приоритетов деятельности бизнес-инкубаторов является организация программ обучения и повышения квалификации представителей малого и среднего бизнеса. Так, за период деятельности в рамках созданной при бизнес-инкубаторах сети краткосрочных курсов, семинаров и программ было обучено около 17 тыс. человек. Только за 1 квартал 2001 года было обучено 1205 человек (за тот же период 2000 г. - 998 человек), что составило 134 % прогноза. В числе изучаемых вопросов - основы рыночной экономики, правовые основы деятельности МП, компьютерная и правовая грамотность, иностранные языки, основы фермерства, бухгалтерский учет и др.

При разработке и реализации данных программ обучения учитывались следующие факторы:

1. Контингент обучаемых - начинающие или уже действующие предприниматели /сотрудники предприятий и организаций, нуждающиеся, соответственно, в получении знаний в области бизнеса или отдельных специальностей (менеджмент, маркетинг, бухгалтерский учет, хозяйственно-договорные и правовые отношения и т.д.). В связи с этим организуются краткосрочные курсы и семинары, что сокращает время обучения и финансовые затраты обучающихся.