79.Роль государства в трансформационной экономике
Роль государства при некотором изменении его функций в переходной экономике возрастает. Если в прежней системе всесильное тоталитарное государство в экономической сфере прежде всего осуществляет функцию сохранения сложившейся плановой экономики, разъедаемой усиливающимся кризисом, то в переходном процессе оно призвано активно способствовать формированию новой будущей системы.Важнейшие особенные функции государства в переходной экономике:– руководство процессами либерализации цен, внешнеэкономической либерализации, формирование институтов рыночной инфраструктуры, проведение антимонопольной политики и т.п.;– руководство процессом приватизации, определение ее масштабов, сроков и форм проведения, оценка приватизируемого государственного имущества и т.д.;– обеспечение правовой основы всех преобразований; – умелое проведение макроэкономической политики – кредитно-денежной, налоговой, политики доходов и др.Одними из основных направлений вмешательства государства в переходную экономику являются стабилизационная и структурная политика, а также проводимые государством институциональные преобразования.Страны с переходной экономикой в самом начале преобразований сталкиваются с проблемой подавления высокой инфляции. Подавление инфляции, укрепление денежной единицы и достижение устойчивости валютного курса называют макроэкономической, или финансовой, стабилизацией. Стабилизационная политика направлена на восстановление и поддержание макроэкономического равновесия на уровне, близком к полному использованию факторов производства в условиях стабильного уровня цен.Эта политика обычно связана с воздействием на совокупный спрос как на более динамичный компонент макроэкономического равновесия, регулируя который можно достаточно быстро вернуть экономику к полной занятости и обеспечить равновесие, по крайней мере, в краткосрочном периоде. Такое воздействие осуществляется с помощью инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики. Центральный элемент стабилизационной политики – борьба с инфляцией. В зависимости от применяемого набора инструментов можно выделить два основных сценария макроэкономической стабилизации: ортодоксальный и гетеродоксный.Ортодоксальный сценарий представляет собой совокупность макроэкономических мероприятий, включающую устранение или сведение к минимуму дефицита государственного бюджета; жесткий контроль за объемом денежного предложения и повышения учетной ставки сверх уровня инфляции; установление «монетарного якоря».Гетеродоксный сценарий предполагает проведение жесткой денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики в сочетании с регулированием цен и доходов.В ходе макроэкономической стабилизации происходит переход от системы с мягкими бюджетными ограничениями к системе с жесткими бюджетными ограничениями.Главной задачей структурной политики является создание условий для устойчивого долгосрочного экономического роста выпуска продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках или служащей национальным интересам.Структурная политика оказывает воздействие, прежде всего, на совокупное предложение. При этом различают как прямое, так и косвенное воздействие на экономику. Прямое воздействие может иметь форму субсидий, льготных инвестиционных кредитов с целью создания, поддержки или развития отдельных предприятий, отраслей, а также проведения фундаментальных научных исследований. Косвенное воздействие осуществляется, в частности, путем налоговых льгот с целью поддержания или увеличения объема (выпуска) продукции, стимулирования инвестиций.Важной задачей структурной политики переходного периода, особенно на начальных его этапах, является государственная поддержка отечественного производства, конкурирующего с импортом, а также содействие государства формированию конкурентоспособных отраслей и предприятий, поставляющих значительную часть своих товаров и услуг на внешний рынок.Одним из главных направлений структурной политики в этот период должно стать формирование финансовой системы, которая могла бы аккумулировать временно свободные средства населения и направлять их на инвестиционные проекты, главным образом в реальный сектор экономики. Решение этой задачи может осуществляться как путем прямого участия государства в инвестициях и предоставления гарантий, так и на основе налогового и денежно-кредитного регулирования с целью сделать наиболее выгодными инвестиции в наиболее эффективные объекты реального сектора.Особое значение имеет политика по перестройке отраслевой структуры экономики. Приоритетными становятся отрасли, получившие слабое развитие в плановой экономике, – производство потребительских товаров и оказание услуг (финансовых, информационных, социальных).В переходной экономике стабилизационная и структурная политика тесно взаимосвязаны и могут как усиливать, так и существенно ослаблять действие друг друга. Так, успешная макроэкономическая стабилизация приводит к улучшению инвестиционного климата, создает условия для притока капиталов в конкурентоспособные отрасли реального сектора, открывает путь к возобновлению экономического роста. Сокращение бюджетного дефицита ведет к уменьшению государственных заимствований и к увеличению финансовых ресурсов, которые могли быть использованы в качестве частных инвестиций.Под институциональными преобразованиями понимается изменение формальных и неформальных условий хозяйственной деятельности. Эта система мер включает прежде всего разработку и применение законодательства, соответствующего рыночным условиям хозяйствования. К институциональным преобразованиям обычно относят изменение отношений собственности (создание частного сектора), формирование новых организаций и учреждений рыночного типа (коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов и др.), а также создание новой системы управления народным хозяйством (путем замены административных рычагов экономическими, прежде всего бюджетными и налоговыми).
- 1.Предмет и объект исследования макроэкономики. Особенности макроэкономического анализа.
- 2.Основные методы исследования современной макроэкономики.
- 3.Моделирование как метод современной макроэкономики
- 5.Цели макроэкономического регулирования. Макроэкономическая политика
- 6.Основные макроэкономические показатели. Номинальные и реальные показатели
- 7.Ввп и внп: понятие и отличительные особенности. Метод расчета ввп (внп) по добавленной стоимости
- 8.Метод расчета ввп (внп) по доходам
- 9.Метод расчета ввп (внп) по расходам
- 10.Методологические основы классической теории.
- 11.Товарный рынок в классической модели.
- 12.Понятие совокупного спроса и факторы его определяющие
- 15.Макроэкономическое равновесие в модели ad-as
- 16.Рынок труда в классической модели.
- 17.Денежный рынок в классической модели. Количественная теория денег и общий уровень цен.
- 18.Методологические основы кейнсианского подхода.
- 19.Компоненты совокупного спроса в кейнсианской модели.
- 20.Кейнсианская функция потребления. Функция сбережений.
- 21.Сущность и структура инвестиций. Функция спроса на инвестиции. Мультипликатор инвестиций
- 24.Модель макроэкономического равновесия при сопоставлении инвестиций и сбережений
- 25.Сущность бюджетно-налоговой политики, ее цели и инструменты
- 26.Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика.
- 27.Дискреционная и недискреционная фискальная политика.
- 29.Бюджетный дефицит: понятие и виды.
- 30.Способы финансирования бюджетного дефицита.
- 31.Внутренний и внешний государственный долг. Экономические последствия государственного долга
- 32.Особенности бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь
- 33.Понятие денег и их функции. Денежная масса и денежные агрегаты.
- 34.Предложение денег. Денежный и банковский мультипликатор.
- 35.Национальная банковская система: понятие и структура
- 36.Центральный банк страны и его функции
- 37.Коммерческие банки и их виды. Основные операции коммерческих банков
- 38.Цели и задачи денежно-кредитной политики.
- 39.Прямые и косвенные инструменты денежно-кредитной политики.
- 40.Изменение нормы обязательных резервов как инструмент денежно-кредитной политики.
- 41.Изменение учетной ставки как инструмент денежно-кредитной политики.
- 42.Операции на открытом рынке как инструмент денежно-кредитной политики.
- 43.Виды денежно-кредитной политики.
- 44.Особенности денежно-кредитной политики в условиях Республики Беларусь
- 45.Особенности модели is-lm. Кривая is: равновесие на рынке товаров.
- 46.Особенности модели is-lm. Кривая lm: равновесие на денежном рынке (рынке финансовых активов).
- 47.Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынке: модель is-lm
- 48.Совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах. Классический и кейнсианский подходы к as
- 49.Безработица: понятие, формы и последствия. Закон Оукена
- 50.Инфляция: понятие, виды и причины возникновения
- 51.Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филипса
- 52.Теория адаптивных и рациональных ожиданий. Долгосрочная кривая Филипса
- 53. Экономика предложения и кривая Лаффера
- 54.Сущность и инструменты стабилизационной политики
- 55.Монетарная политика как инструмент стабилизационной политики
- 57.Проблемы стабилизационной политики. Неопределенность, связанная с временными лагами
- 59.Понятие и фазы экономического цикла. Типы циклов экономического развития
- 60.Показатели, характеризующие экономическую конъюнктуру
- 61.Теории экономических циклов
- 65.Неоклассические модели экономического роста.
- 66.Проблемы экономического роста в условиях современной Беларуси
- 67. Сущность и функции социальной политики
- 68.Основные направления современной социальной политики
- 69.Модели социальной политики
- 70.Уровень и качество жизни населения
- 71.Система социальной защиты населения
- 72.Особенности социальной политики в Республике Беларусь
- 73.Понятие открытой экономики. Уровни и критерии открытости национальной экономики. Основное макроэкономическое тождество в открытой экономике.
- 74.Валютный курс: номинальный и реальный. Режимы валютных курсов.
- 75.Макроэкономическое равновесие в открытой экономике (модель is-lm-bp).
- 76.Необходимость перехода к рыночной экономике
- 78.Концепции перехода к рыночной экономике
- 79.Роль государства в трансформационной экономике
- 80.Белорусская модель социально-экономического развития