logo search
БИЗНЕС-ИНКУБАТОРЫ

И. Чернова. Все мы в чем-то начинающие, и всем нам надо учиться

Ирина Чернова. Журналист, ООО «Защита» г. Серпухов, Московская область

Как известно, малый и средний бизнес составляет основу экономического и социального благополучия большинства высокоразвитых стран. Так, в Германии 3,3 млн. (99 %) предприятий относятся именно к этой категории, тогда как крупными являются только 5 800. На малых и средних предприятиях трудится 70% от общей численности занятых, и они дают стране 60 % валового дохода. На территории восточных земель ФРГ, где до момента воссоединения Германии малого и среднего бизнеса практически не существовало, в 2001 году зарегистрирована деятельность 550 тысяч малых предприятий. Правительство ФРГ принимает самые решительные меры по дальнейшему формированию благоприятной предпринимательской среды, здоровой конкуренции, и особенно по вовлечению в бизнес свежих сил и новых идей. Особую заботу о малом бизнесе проявляют в Германии органы местного самоуправления, не без оснований считая его поддержку важнейшим элементом местной социальной политики, направленной на сокращение безработицы, улучшение общественного климата, рост благосостояния населения.

Иное отношение к малому бизнесу все еще можно встретить в муниципалитетах нашей страны. Разумеется, сейчас ни один из российских местных политиков прямо не выскажется против развития предпринимательства. Но говорят они примерно следующее: «Да, малый бизнес нужен, но он слишком мало платит налогов в бюджет (в среднем по России вклад малого бизнеса в казну не выше 10%), наша задача увеличить его долю». Далее могут перечисляться механизмы наращивания бюджетных поступлений: повышение налоговых ставок, инспекция и полиция, установка кассовых аппаратов и т.д. Меры сколько не популярные, столько же и бесполезные, приводящие к прямо противоположному результату: сокращению количества малых и средних предприятий, численности занятых на них, а, следовательно, и бюджетных поступлений.

К сожалению, многие местные руководители никак не могут понять, что на нашем этапе экономического развития эффективность малого бизнеса невозможно измерить размером налоговых поступлений. Социальная значимость предпринимательства в нашей стране значительно выше, чем в странах с развитой рыночной экономикой. Там речь идет, прежде всего, о сокращении безработицы, у нас - о структурных реформах экономики, формировании конкурентной среды, о воспитании собственников, выращивании для нашей экономики современного кадрового потенциала. В нашей стране предприниматели - это единственный социальный слой, полностью свободный от пуповины государственной экономики с ее неумеренным потреблением ресурсов и отстраненностью большинства работников от результатов экономической деятельности. Частные предприниматели вносят свой, особый, неналоговый вклад в развитие социальной сферы. Кроме того, что они избавили государство от заботы о себе (самостоятельно покупают и строят жилье, оплачивают медицинские и образовательные услуги, обеспечивают содержание своих детей и родителей, создают собственные страховые резервы на случай болезни и старости), они еще на добровольно-принудительных началах финансируют все благотворительные мероприятия местных властей, а также праздники и соревнования, оказывают безвозмездную помощь социальным учреждениям, благоустраивают территории (яркий пример - автобусные павильоны, построенные вместе с магазинчиками и кафе). Остается удивляться, что всего этого умудряются не замечать апологеты промышленных гигантов. Мэр подмосковного Серпухова в ответ на жалобы предпринимателей о притеснениях со стороны чиновников изрек: «Не нравится заниматься бизнесом - идите к станку, вакансий много».

К счастью, подобное отношение местной власти к малому бизнесу в современной России уже не типично. Иллюстрацией постепенного приближения позиций российских муниципальных властей в вопросах поддержки начинающих предпринимателей к нормам европейских стран является 1-ая российско-германская конференция по вопросам развития малого и среднего бизнеса «Опыт создания и развития бизнес-инкубаторов в России и в Германии», прошедшая 21-22 сентября в одном из пансионатов Тверской области. Об этом, в частности, сказал руководитель консалтинговой фирмы OST-EURO д-р Берр: «Россия и Германия очень похожи. И у нас, и у вас 50-летие какого-нибудь босса крупной корпорации становится важным политическим событием: поздравлять приезжают губернаторы, мэры и министры. А юбилеи глав небольших фирм проходят тихо. Но именно малый бизнес дает работу множеству людей, обеспечивает общество всем необходимым. Как российские, так и германские власти хотят, чтобы с самого начала предприниматель становился на рельсы цивилизованного развития. В России, как и Германии, все большее развитие получает инфраструктура поддержки начинающего бизнеса. В Германии действует 200 бизнес-инкубаторов, а вместе с инновационными центрами их 330. В России таких структур пока только 80. Но, видя стремление многих местных руководителей, а также то, что существующие центры поддержки малого бизнеса становятся лучше и сильнее, что создается крепкое лобби малого бизнеса, мы ставим вполне реальную цель: 200 российских бизнес-инкубаторов к концу 2002 года».

Энтузиастам поддержки малого бизнеса (а это представители множества больших и маленьких, известных и не очень, крепко стоящих на финансовых ногах и еще совсем слабеньких фондов, центров, агентств, бизнес-инкубаторов и т. д.) конференция предоставила трибуну для обмена опытом. Здесь прозвучало немало претензий к властям всех уровней, на их основе выработаны предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность малого бизнеса.

Конференция была организована совместными усилиями национального содружества бизнес-инкубаторов России (НСБИ) и немецкого консалтингового общества OST-EURO при участии координационного бюро Посольства ФРГ в России, министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ, администрации г. Твери. Расскажем о них подробнее.

Национальное содружество бизнес-инкубаторов (НСБИ) объединяет в своих рядах около сотни постоянных членов из 40 регионов Российской Федерации. Организация ведет большую методическую работу, обеспечивает обмен опытом между элементами инфраструктуры поддержки малого бизнеса различных регионов России и стран СНГ, организует парламентские слушания по проблемам малого предпринимательства, принимает участие в различных международных проектах.

Содержательные отчеты о деятельности НСБИ регулярно публикуются в специальном информационном бюллетене этой организации.

Консалтинговая фирма OST-EURO, действующая на территории России в рамках программы технической помощи TRANSFORM (ФРГ), стоит у истоков создания целого ряда бизнес-инкубаторов в муниципальных образованиях Московской, Ленинградской, Псковской, Новгородской, Тверской областей. Часть из них уже успешно работает, пропуская через свои заботливые руки еще не оперившихся предпринимателей, помогая, обучая, подбадривая, а порой и защищая их. Причем, несмотря на общность главных идей и подходов, предложенных немецкими консультантами, в каждом конкретном случае реализуется какая-то особенная схема организации деятельности, находятся свои источники финансирования, способы взаимодействия с властью, наработан собственный уникальный опыт.

Немецкие консультанты к работе по созданию в России сети бизнес-инкубаторов приступили примерно четыре года назад, когда это словосочетание вызывало в среде муниципальных чиновников недоумение, а то и откровенные насмешки. Консультанты говорили об успешном тридцатилетнем мировом опыте функционирования специально создаваемых питомников для людей, желающих попробовать себя в бизнесе, владеющих каким-то мастерством, загоревшихся какой-то идей, но не имеющих средств для ее реализации: ни оборудования, ни помещения, ни опыта ведения дел. В Европе и в Америке на месте бизнес-инкубаторов и технопарков уже выросли целые промзоны (любимый пример -Селиконовая долина). Полученная на первых шагах предпринимательской стези помощь государства возвращается ему сторицей в виде налогов, занятости, общественного спокойствия. В бизнес-инкубаторах предприниматели с самого начала привыкают к порядку и ведению дел в рамках закона. Для них неприемлемы содержание «крыш», раздача подарков и взяток. Таким образом, инкубирование малого бизнеса способствует и оздоровлению экономической среды в целом. Представители местных властей сначала слушали все эти «сказки» с изрядной долей скепсиса. Однако постепенно к словам попривыкли, поездили, посмотрели реальные дела, подумали. Теперь можно с уверенностью сказать, что бизнес-инкубаторы стали достаточно распространенным явлением и в нашей стране.

Администрация Твери занимает одну из самых активных в России позиций по поддержке малого бизнеса, так что выбор места проведения конференции не случаен. Участники конференции из 27 регионов России, четырех стран СНГ, а также гости из международных и российских общественных и благотворительных организаций не скрывали своего восхищения местным бизнес-инкубатором, с посещения которого конференция, собственно, и началась.

Администрация Твери с гордостью называет его важнейшим инструментом муниципальной политики поддержки малого бизнеса. Инкубатор приступил к работе около полугода назад, расположившись на площади 800 кв. Метров первого этажа жилого дома в центральной части города. В прекрасно отремонтированном помещении уже разместились несколько небольших фирм с самыми разными видами деятельности: фитодизайн, обучение работе на компьютерах, научные исследования по созданию современных перевязочных материалов, разработка электронных презентационных материалов, туризм, швейное производство, арбитражное управление. Все они созданы не более года назад, и площади для размещения получили за очень небольшую плату после победы на конкурсе. Разместив по соседству с начинающими офис уже крепко стоящего на ногах предприятия, руководство бизнес-инкубатора решило сразу несколько проблем. «Тверьвторсбыт» (его здесь называют донором), кроме оплаты за пользование помещением по рыночной ставке, за свой счет предоставляет офисные услуги (секретари, оргтехника), содержит охрану, обеспечивает текущую эксплуатацию мест общего пользования и элементов коммунальной инфраструктуры. Часть площадей в бизнес-инкубаторе пока свободна. Идут конкурсы проектов на право получения места в этом гнездышке для малого бизнеса. Желающих очень много.

Система поддержки малого бизнеса в этом областном центре включает в себя и другие интересные элементы. Но главное, что предпринимателям доверено здесь исполнение около 30 % от совокупного объема муниципальных заказов, размещаемых на конкурсной основе. Ежегодно в ходе акции «Старт» выявляются лучшие бизнес-проекты начинающих предпринимателей, на реализацию которых направляется финансовая и организационная помощь городской администрации. Например, часть лауреатов «Старта» стала клиентами бизнес-инкубатора.

Очень сильно выступила на конференции команда из Нижнего Новгорода. В ее составе руководители и специалисты департаментов поддержки малого бизнеса областной и городской администраций, руководители некоммерческого партнерства «Нижегородский бизнес-инкубатор». Опыт последних по совершенно законному преодолению налоговых «рогаток», мешающих развитию бизнес-инкубатора, участники конференции слушали, буквально затаив дыхание. Например, требование по уплате налога на прибыль с доходов, полученных бизнес-инкубатором от предоставления предпринимателям своих площадей, может быть снято, если это действие будет представлено в виде составной части услуги по обучению, а не в качестве обычного договора аренды.

Серьезной проблемой российских бизнес-инкубаторов является отсутствие подготовленных для работы в них кадров. Теоретические подходы большинства преподавателей высших учебных заведений предпринимателям зачастую представляются оторванными от жизни и не убедительными. НСБИ совместно с фондом Евразия уже реализован проект «Консультанты для малого бизнеса: подготовка консультантов в бизнес-инкубаторах для работы с предприятиями-клиентами». Обучение служащих от инфраструктуры поддержки малого бизнеса, чиновников местных администраций, подготовка преподавателей из числа предпринимателей осуществляется Академией менеджмента и рынка (АМиР) в рамках «Морозовского проекта», программ TRANSFORM (ФРГ) и TACIS (ЕС). Но это только капля в море.

На конференции предлагалось с целью усиления внимания к проблемам малого бизнеса через законодательство о местном самоуправлении вменить в обязанности муниципальных властей создание инфраструктуры поддержки малого бизнеса, и, в частности, бизнес-инкубаторов, поскольку иначе доказать региональным финансовым органам необходимость включения в местный бюджет расходов на создание бизнес-инкубаторов практически невозможно. А в результате во многих муниципалитетах они остаются в зачаточном состоянии, держатся на чистом энтузиазме работающих в них людей. Впрочем, обязанность создавать условия для успешной экономической деятельности на муниципальную власть уже возложена Законом РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», и ничто не мешает включить создание бизнес-инкубаторов в одну из программ социально-экономического развития территории, сделав акцент именно на социальной составляющей их деятельности.

Немецкие участники конференции, соглашаясь с необходимостью стартовых затрат при создании бизнес-инкубаторов из местных бюджетов, все-таки настаивали на постепенном переходе бизнес-инкубаторов на условия самофинансирования. Представители бизнес-инкубатора из Нижнего Новгорода рассказывали об опыте предоставления предпринимателям очень интересных услуг, таких как: посредничество в переговорах с кредитными учреждениями, ведение реестра «кредитных историй» («ведь каждый из нас когда-то брал в долг, хотя бы у друзей или родственников»), услуги по разработке бизнес-планов, гарантированное качество которых дает возможность бизнес-инкубатору выступать поручителем перед банками. Большое будущее может быть у такой услуги, как доверительное или антикризисное (внешнее) управление предприятиями или проектами. Понятно, что для оказания подобных услуг нужна сверхвысокая квалификация сотрудников и консультантов бизнес-инкубатора. Большинство российских бизнес-инкубаторов совсем молоды, и нет для них более важной задачи, чем формирование собственного положительного имиджа, завоевание авторитета и устойчивой репутации надежного партнера.

Следует отметить, что состав участников конференции был, пожалуй, слишком разнородным по уровню подготовки. Вслед за признанными авторитетами, гигантами мысли и дела выступали начинающие руководители бизнес-инкубаторов, которых самих еще надо инкубировать (учить, консультировать, предостерегать от ошибок). На некоторые наиболее типичные ошибки муниципальных организаторов бизнес-инкубирования в своем докладе обратил внимание д-р Берр: нередко бизнес-инкубатор представляет собой только проект по недвижимости, при этом за бортом остается важнейшая функция - предоставление определенного набора услуг, обучение и взаимообучение предпринимателей, создание для них атмосферы взаимопомощи и сотрудничества; у многих бизнес-инкубаторов отсутствует специализация, и они превращаются в «лавки со смешанным товаром»; не производится ротация предпринимателей после 3-5 лет работы в бизнес-инкубаторе.

В настоящее время бизнес-инкубаторы и технопарки стремительно развиваются не только в странах западной демократии (где это в основном инициатива снизу), но и в совершенно противоположных по менталитету азиатских государствах - Китае или, например, Узбекистане. В них указания о создании сети бизнес-инкубаторов исходят от самой вершины властной пирамиды, и результаты потрясающие. У нас пока дело обстоит иначе. Низкая активность принявших участие в конференции представителей федеральных структур, призванных заниматься поддержкой предпринимательства, - тому свидетельство. Их выступления носили настолько общий характер, что расслышать в них заинтересованность в успехе развития бизнес-инкубаторов было просто невозможно. Недаром и в выступлениях участников, и в кулуарах конференции звучало мечтательное: «Вот если словосочетание «бизнес-инкубатор» произнесет Президент, тогда и в нашей стране питомники для цивилизованного бизнеса окажутся на острие внимания великой чиновной армии».