logo search
Э спец

4 Сущность и виды экономической безопасности

Важнейший компонент экономической безопасности - признание особых национально-государственных интересов и целей России. Эти интересы су­ществуют как в пределах границ страны, так и вовне: государственный суве­ренитет; международное положение России, ее место в мировом разделении труда, в специализации и кооперации производства, в мировой торговле, в международной финансовой и банковской системах, на важнейших рынках товаров и услуг, ценных бумаг; самосохранение, самозащита и саморазвитие России как единого федерального многонационального государства.

Необходимость поддержания баланса интересов разных наций с учетом опыта развития и саморазрушения СССР делает особо значимой для России задачу самосохранения при наличии внутренних и внешних угроз. Требуются экономический, правовой и организационный механизмы защиты от само­разрушения. Урок распада СССР состоит в том, что для безопасного сущест­вования недостаточно иметь мощную армию и даже высокотехнологичную оборонную промышленность. Нужны еще многие слагаемые экономики: раз­витый сектор потребительских благ и услуг; внутренняя социально-политиче­ская стабильность и широкая и надежная социальная база реформ; достаточ­ный оборонный потенциал, сбалансированный внутренне и с общим потен­циалом экономики. Крупные диспропорции между всей экономикой и оборонной ее частью, как показал опыт СССР, очень опасны.

Сущность экономической безопасности можно определить как такое со­стояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гаранти­рованная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал даже при наиболее небла­гоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов. Важно под­черкнуть, что экономическая безопасность не есть некая абстрактная теорети­ческая конструкция. Защищенность национальных интересов обеспечивается готовностью и способностью институтов власти создавать механизмы реализа­ции и защиты интересов развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества.

Важнейшие виды экономической безопасности - финансовая, энергетиче­ская, военная или, точнее, оборонная, оборонно-промышленная и продо­вольственная безопасность.

Рассмотрим наиболее общие характеристики этих видов экономической бе­зопасности. В дальнейшем изложении они будут конкретизированы в гл. 14-16.

Финансовая безопасность - часть экономической и национальной безопас­ности. Возникает вопрос: не дублирует ли это понятие сложившуюся терми­нологию?

Нам представляется, что специальное рассмотрение этого термина нацелено на анализ и прогнозирование широкой совокупности факторов, определяющих

устойчивость финансово-банковской системы, выявляющих угрозы и слабые места в ее функционировании, с тем чтобы сделать более структурирован­ным и прозрачным функционирование всех элементов этой системы. Такой подход позволяет определить, в какой мере устойчивость и безопасность эко­номического и социального развития зависят от факторов, лежащих в сфере финансов, а в какой - от особенностей экономики и технологии развития от­раслей реального сектора. Для экономики и социальной жизни человека опасны как недооценка, так и переоценка значимости финансовой системы и инструментов налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики. Фи­нансовая безопасность - это такое состояние финансово-банковской системы, при котором государство может в определенных пределах гарантировать обще­экономические условия функционирования государственных учреждений власти и рыночных институтов.

Мировой опыт показал, что при построении модели финансовой системы с позиции национальной безопасности важно избежать двух крайностей. Первая крайность - это такая децентрализация, при которой финансовой си­стеме государства не остается необходимого минимума средств для текущих платежей и даже выплаты заработной платы государственным служащим, до­вольствия военнослужащим. Вторая крайность - это такая централизация средств в бюджете, при которой ни корпорациям, ни малому бизнесу, ни от­дельному индивидууму не остается средств для самостоятельного инноваци­онного развития. Основные структурные звенья финансовой безопасности для России - федеральный бюджет, бюджеты регионов, консолидированный бюджет, финансовый рынок, государственный долг (внутренний и внешний), платежный баланс, финансы корпораций и домашних хозяйств.

Энергетическая безопасность выделяется в специальный раздел экономи­ческой безопасности потому, что безопасное состояние российской экономи­ки во многом определяется состоянием топливно-энергетических отраслей, которые производят, по данным за 2003 г., 35,5% всей промышленной про­дукции, создают более 30% всех доходов федерального бюджета и более 56,4% всего экспорта.

В США энергетическая безопасность имеет особую значимость, но по дру­гим причинам. США в больших масштабах импортируют нефть. Примерно 45% всех потребностей США в нефти покрывается импортом. Поэтому пере­бои в ее поставках могут оказать значительное влияние на экономику США. Насколько энергетическая безопасность важна для США, свидетельствует тот факт, что в 1987 г. в США был подготовлен доклад президенту под общим на­званием «Энергетическая безопасность».

В условиях информатизации, глобализации мировой экономики от сла­женной работы энергетического хозяйства во многом зависят бесперебойное функционирование финансовых рынков и эффективность всего товарно-де­нежного механизма. Энергия - такой универсальный, структурообразующий то­вар, не поступление которого на общероссийский рынок нарушает весь ход вос­производства, останавливает работу компьютеров, Интернета, может резко подорвать функционирование как отраслей старой, традиционной экономики, так и новой экономики высоких технологий. Их высокая доходность сразу резко снизится, что подтверждают законы перелива капитала и невозможность дли­тельного извлечения сверхприбыли от инновационных технологий. России с ее огромными объемами добычи газа, нефти, угля, производства электроэнергии все труднее поддерживать достигнутые объемы производства. Все больше требуется инвестиций на разведку полезных ископаемых и добычу природного сырья. Поэтому для безопасного развития топливно-энергетических отраслей, безаварийного их функционирования первостепенное значение приобретает их модернизация. Применение новых технологий в отраслях, по­требляющих топливно-энергетические ресурсы, - другой важный путь обес­печения энергетической безопасности страны.

Расчеты показывают, что нельзя обеспечить устойчивый экономический рост без сокращения энерго- и топливоемкости ВВП. Финансово-экономиче­ские возможности страны не позволяют непрерывно увеличивать объемы до­бычи сырья для необходимого среднегодового роста ВВП в 5-10%. При самых благоприятных условиях развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК) среднегодовой прирост его продукции в долгосрочной перспективе мо­жет составить 2-3%. Прирост добычи нефти, в 2003 г. составивший почти 6%, скорее носит конъюнктурный характер и вряд ли сохранится на долгие годы.

Оборонная безопасность характеризует состояние структуры армии, ее го­товность к отражению внешних угроз. Необходимы разработка системы гео­политических интересов России, определение условий прочности ее геополи­тического статуса и на этой основе аналитическая оценка следующих состав­ляющих частей оборонной безопасности под углом зрения современных угроз: количественного и качественного состава армии, ее структуры, боевой и моральной готовности, управляемости войск, взаимодействия различных родов войск и т.д.; состояния и качества оборонных сооружений, обустройст­ва границ и т.д.; состояния и качественного состава всех видов вооружения.

Оборонно-промышленная безопасность - это состояние военно-промыш­ленного комплекса, его способность к поддержанию военной (оборонной) безопасности при самом неблагоприятном развитии международной ситуации и угрозах понижения геополитического статуса России. Аналитическая харак­теристика оборонно-промышленной безопасности с позиции структуры со­временных угроз содержит следующие оценки: состояние мощностей, спо­собных производить вооружение, по количеству и качеству соответствующее требованиям военной доктрины; состояние квалифицированных кадров; со­стояние научно-исследовательских и конструкторских организаций, способ­ных разрабатывать новые, современные виды вооружений. [1]