logo search
ekonomika_90_bil

86. Международная торговля. Принципы организации. Современная международная торговая политика

Международная торговля растет и развивается в связи с выгодностью и целесообразностью международного разделения труда (МРТ). МРТ - это сосредоточение производства определенных продуктов в экономике отдельных стран с целью последующей выгодной продажи на мировом рынке и удовлетворения тем самым потребностей других стран, в которых существует спрос на этот продукт.

В основе международной торговли лежит принцип сравнительных преимуществ. Наличие особых условий (выгодное географическое положение, наличие редких природных ресурсов, квалификация специалистов, высокий уровень технического оснащения хозяйства и производительности труда) дает стране определенные преимущества при производстве некоторых товаров и услуг. Различия в относительной эффективности при производстве разных товаров в отдельных странах, позволяют извлекать выгоды от специализации производства определенных видов товаров. Торгуя между собой, страны имеют возможность получить посредством импорта те товары, которые не производятся в стране, приобретать их при более низких денежных расходах, чем если бы страна самостоятельно производила данный вид продукции. Есть ряд стран, которые торгуют сырьем и несложными видами продукции (к таким в основном относятся развивающиеся страны), что тормозит их экономическое развитие. Однако и такие страны не лишены возможности в условиях МРТ выйти на передовые рубежи, о чем свидетельствует опыт Тайваня Гонконга, Южной Кореи. Промышленно развитые страны находятся в лучшем положении в области производства капиталоемких и высокотехнологических товаров. Изменение отраслевой структуры, технологии, технический прогресс приводят к росту эффективности производства товаров в различных странах. В последние десятилетия произошли существенные изменения в географической и отраслевой структуре экспорта. В экспорте все больше увеличивается доля услуг и продукции обрабатывающей промышленности. В географической структуре экспорта увеличивается доля взаимного экспорта продукции промышленно развитых стран при одновременном снижении доли развивающихся стран.

Внутренние цены не всегда способны служить мерилом эквивалентности обмена при купле-продаже на мировом рынке. Мировой рынок, балансируя спрос и предложение, формирует свои цены, обычно в наиболее признанной, твердо конвертируемой валюте. В основе формирования мировых цен лежит интернациональная стоимость. Мировые цены регулируются, с одной стороны, условиями производства в странах, в которых производится основная масса товаров, поставляемых на мировой рынок, а с другой стороны, спросом и предложением товаров на этом рынке. В современных условиях отдельная страна практически не в состоянии производить всю необходимую ей продукцию на высоком техническом уровне, требуемого качества. Во многих странах 20-30 процентов производимой продукции идет на экспорт. В отдельных странах, имеющих недостаточные ресурсы, этот показатель может достигать еще большей величины. Например, в Голландии, Бельгии 60-70 процентов продукции экспортируется. Мировой экспорт вырос более чем вдвое, увеличившись с 2 триллионов долларов в 1980 году до более чем 4 триллионов долларов в 1994 году. Это означает увеличение объема экспорта на 69% за восьмидесятые годы и 23% - рост за первую половину девяностых годов. Очень близки к этим цифрам и показатели импорта.

За годы реформ значительно сократился объем внешнеторгового оборота России. Особенно негативными являются тенденции возрастания доли сырья во внешнеторговом обороте. Как и любая страна, экспортирующая в основном сырье Россия в последние годы постоянно теряет в мировом обмене, т.к. существует устойчивая мировая тенденция к падению цен на сырьевые товары (за исключением нефти цены на которую начали расти в этом году). Выручка от продажи сырья значительно меньше выручки от готовой продукции из этого же сырья. Доля машиностроительной продукции в российском экспорте составляет 6-8%. В составе импорта России преобладают: машины, оборудование для добывающей промышленности, продовольствие. Таким образом структура внешнеторгового оборота России все больше приобретает черты присущие периферийной экономике. Доля России на мировых рынках экспорта ничтожно мала — 1,3%; импорта — 0,8%. Современная международная торговая политика характеризуется тем, что в товарном обмене очевидна тенденция роста доли готовых изделий, на которые приходится более 70% мировой торговли. Оставшаяся доля делится приблизительно поровну между сельскохозяйственным экспортом и добывающими отраслями. Для сравнения можно сказать, что в середине этого столетия на долю сырьевых товаров приходится около двух третей экспорта. Услуги составляют почти четверть международного торгового обмена. Внешнеторговые связи нуждаются в регулировании со стороны государства. Основной целью современной международной торговой политики является обеспечение экономических интересов страны. В современных условиях любое государство тем или иным образом регулирует, стимулирует или ограничивает международную торговлю. Государственное регулирование - это совокупность используемых государственными органами и службами форм, методов и инструментов воздействия на экономические отношения между странами в соответствии с государственными и национальными интересами, целями, задачами. Регулирующее воздействие государства осуществляется посредством принятия законов и иных государственных актов, постановлений и решений правительства. Известны два основных направления политики правительства - протекционизм (направлена на защиту собственной промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции) и фритредерство (политика свободной торговли). В международной торговле используют такие инструменты и способы воздействия, как таможенные тарифы (систематизированный перечень пошлин, которыми облагают некоторые товары), налоги, ограничительные условия, межгосударственные договоры и соглашения, мероприятия по стимулированию экспорта и импорта. Таможенные пошлины - это налоги, взимаемые государством за провоз через границу страны товаров, имущества, ценностей. Нетарифные ограничения представляют устанавливаемые прямые административные нормы, определяющие количество и номенклатуру товаров, разрешенных к вывозу или ввозу. Существует несколько видов количественных ограничений: контингентирование (ограничение экспорта и импорта определенным количеством или суммой на определенный период времени), квотирование (ограничение количества экспорта или импорта определенного наименования), лицензирование (запрет на свободный ввоз или вывоз без наличия лицензии). Комплексная система форсирования сбыта товаров на мировом рынке включает экономическое стимулирование экспорта, административные меры по воздействию на вывоз, а также использование средств морального поощрения экспортеров (кредитные и финансовые инструменты). Продажа товаров на рынках других стран по более низким ценам, чем на внутреннем рынке, называется демпингом, при этом товары часто реализуются по цене ниже издержек производства. Демпинговая политика осуждается и страна проводящая ее подвергается экономическим санкциям. Существует международная экономические организация, регулирующая международные торговые отношения — Всемирная торговая организация (ВТО). Она определяет правила международной торговли. Принципы: недискриминация в торговле, уравнивание в правах импортного и отечественного производителя; использование не количественных ограничений, а тарифных средств защиты национальных рынков; взаимность в предоставлении торгово-политических уступок и разрешение торговых споров методом переговоров и консультаций которая Кроме того имеет широкий спектр прав, среди них — надзор за соблюдением торговых соглашений. Цель организации — либерализация мировой торговли путем сокращения импортных пошлин и устранения нетарифных барьеров и ограничений в торговле. Россия подавала заявку на вступление, но пока не член. Это ведет к некоторой дискриминации со стороны западных партнеров. Вступление России в ВТО повлечет за собой резкое снижение уровень импортных пошлин и отмену всех импортных квот. Для сохранения протекционистской политики необходимо будет выработать меры по защите отечественного производителя, которые не всегда конкурентоспособны по сравнению с импортерами. В качестве защиты могут использоваться антидемпинговые меры и компенсационные пошлины, введение квот в тех отраслях, которым грозит свертывание национального производства.