logo search
Банковский сектор России

1.1 Значение банковского сектора в макроэкономической стабильности

Банковский сектор – целостный открытый комплекс, занимающий системообразующее положение в кругообороте денежных потоков всего воспроизводственного процесса. Его внешние и внутренние ресурсы используются на производство продуктов для собственного переустройства и на производство продуктов реального мира. Удовлетворяя внешние и внутренние потребности, он замыкает на себя потоки денег и капитала. Банки на ряду с другими посредниками, обеспечивают перемещение носителей стоимости от секторов с избытком денег и капитала к секторам, имеющим их дефицит, а, следовательно, и неудовлетворенные потребности в привлеченных средствах [19, с. 18].

Рисунок 1. Банковский сектор в воспроизводственном процессе

Банковский сектор представляет собой совокупность институтов, продуктов, условий, сложившихся на рынке, способов мотивации субъектов, характера межбанковских связей, организационно-правовых форм кредитных организаций, уровня надзора, масштабов и границ деятельности [19, с. 20]. Это можно представить в виде схемы (рис.2).

Рисунок 2. Структура банковского сектора

С институциональной точки зрения банковский сектор можно рассмотреть как банковскую систему, которая представляет собой совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Включает Центральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчетных центров (рис.3) [12, с.123].

Рисунок 3. Структура банковской системы

На современном этапе развития международной банковской систе­мы можно выделить два основных типа организации банковской сис­темы в развитых странах [62, с. 31]:

кредитная система с центральным банком;

кредитная система с федеральным резервом.

Банковские системы используются для решения текущих и страте­гических задач:

обеспечения экономического роста;

регулирования инфляции;

регулирования платежного баланса.

Характерная черта банковской системы (наряду с концентрацией бан­ков) - их достаточно широкая специализация. Существуют центральные (эмиссионные), коммерческие, инвестиционные, ипотечные, сберегатель­ные и другие банки. По этой причине, с одной стороны, возникает кон­курентная борьба банков за привлечение ресурсов, за надежную и выгод­ную клиентуру, за высокие доходы; с другой стороны, отсюда проистекает и стремление усилить государственное регулирование деятельности бан­ков (в отношении клиентуры, банковских процентов и др.).

Современные кредитно-банковские системы имеют сложную, много­звенную структуру. Если за основу классификации принять характер ус­луг, которые учреждения финансового сектора предоставляют своим кли­ентам, то можно выделить три важнейших элемента кредитной системы [38, с. 225]:

  1. центральный (эмиссионный банк);

  2. коммерческие банки;

  3. специализированные финансовые учреждения (страховые, сберегательные и т.д.).

В ходе исторического развития возникли сегментированные и уни­версальные банковские системы.

Сегментированная система предполагает жесткое законодательное разделение сфер операционной деятельности и функций отдельных ви­дов финансовых учреждений. Подобные структуры сложились, напри­мер, в США и Японии.

При универсальной структуре закон не содержит ограничений от­носительно отдельных видов операций и сфер финансового обслуживания. Все кредитно-финансовые институты могут осуществлять любые виды сделок и предоставлять клиентам полный набор услуг. Такой тип универсальных банков сложился в Великобритании. Большую роль в функционировании банковского сектора играет высокая степень само­контроля финансовых институтов, строгое соблюдение ими обычаев и традиций, выработанных банковским сообществом.

В странах с развитой рыночной экономикой сложились двухуров­невые банковские системы. Верхний уровень системы представлен цен­тральным (эмиссионным) банком либо резервной системой (например, в США). На нижнем уровне действуют коммерческие банки, подразде­ляющиеся на универсальные и специализированные (инвестиционные банки, сберегательные банки, ипотечные банки, банки потребительско­го кредита, отраслевые банки, внутрипроизводственные банки) и небан­ковские кредитно-финансовые институты (инвестиционные компании, инвестиционные фонды, страховые компании, пенсионные фонды, лом­барды, трастовые компании, инкассаторские агентства и др.).

Банковская система Российской Федерации является двухуровневой. На первом уровне находится Центральный банк России, на втором уровне – коммерческие банки и специализированные кредитные учреждения.

Центральный (эмиссионный) банк в большинстве стран принадлежит

государству. Но даже если государство формально не владеет его капи­талом (США, Италия, Швейцария) или владеет частично (Бельгия - 50%, Япония - 55%), все равно центральный банк выполняет функции государственного органа. Центральный банк обладает монопольным правом на выпуск в обращение (эмиссию) банкнот - основной состав­ляющей налично-денежной массы. Он хранит официальные золотова­лютные резервы, проводит государственную политику, регулируя кре­дитно-денежную сферу и валютные отношения. Центральный банк участвует в управлении государственным долгом и осуществляет кассово-расчетное обслуживание бюджета государства.

В кредитной системе центральный банк играет роль «банка банков», т.е. хранит обязательные резервы и свободные средства коммерческих бан­ков и других учреждений, предоставляет им ссуды, выступает в качестве «кредитора последней инстанции», организует национальную систему взаимозачетов денежных обязательств либо непосредственно через свои отделения, либо через специальные расчетные палаты (расчетно-кассовые центры). В России, как в ряде других стран (например, в Китае), в связи с широким развитием в условиях рыночной экономики коммерческих банков важной функцией Центрального банка стало лицензирование, т.е. выдача разрешений на различные виды деятельности коммерческих бан­ков. Законом определено, на каких условиях и какие документы должны быть представлены для лицензирования коммерческих кредитных учреж­дений. Центральный банк ведет общегосударственную книгу регистрации банков. Иностранные банки, их филиалы также могут осуществлять бан­ковские операции только с момента их регистрации в этой книге. Цент­ральный банк по согласованию с Министерством финансов определяет порядок создания страховых и резервных фондов, которые формируют­ся за счет прибыли банков и предназначаются для покрытия возможных убытков коммерческих банков. Являясь «банком банков» и организато­ром всей кредитной системы в стране, Центральный банк в целях под­держания надежности и обеспечения стабильности банковской системы имеет право при обнаружении нарушений коммерческими банками уста­новленных нормативов применять соответствующие меры воздействия. Так, в случае систематических нарушений нормативов, неисполнения предписания относительно сроков проведения банковских операций, при подведении итогов года с убытками, при возникновении ситуации, кото­рая угрожает интересам клиентов коммерческого банка, Центральный банк может ставить вопрос перед учредителями КБ о его финансовом оз­доровлении, о реорганизации такого банка и даже о его полной ликвида­ции. В качестве санкции при наступлении обязательств может быть на­значена временная администрация по управлению банком на период финансового оздоровления (санации) [57, с. 78].

Коммерческие банки - основное звено кредитной системы. Они вы­полняют практически все виды банковских операций. Исторически сло­жившимися функциями коммерческих банков являются: прием вкладов на текущие счета, краткосрочное кредитование промышленных и торго­вых предприятий, осуществление расчетов между ними. В современных условиях коммерческим банкам удалось заметно расширить прием сроч­ных и сберегательных вкладов, средне- и долгосрочное кредитование, со­здать систему кредитования населения (потребительского кредита).

Коммерческие банки организуются на паевых или акционерных на­чалах и могут различаться: по способу формирования уставного капи­тала (с участием государства, иностранного капитала и др.), по специа­лизации, по территории деятельности, видам совершаемых операций и т.д. Средства коммерческих банков подразделяются на: собственные (ус­тавный фонд, резервный и другие фонды, образованные за счет прибы­ли); привлеченные (средства на счетах предприятий, их вклады и депо­зиты, вклады граждан).

Инвестиционные операции коммерческих банков связаны в основ­ном с куплей-продажей ценных бумаг правительства и местных органов власти. После кризиса 1929-1933 гг. в США, Франции, Великобрита­нии, в ряде других стран коммерческим банкам запрещено участвовать в выпуске и покупке ценных бумаг частных предприятий небанковского сектора. Этот запрет в настоящее время преодолевается путем откры­тия банком трастовых отделов и с помощью учреждения трастовых ком­паний, управляющих имуществом клиентов по доверенности (в США 2/3 этого имущества представлено ценными бумагами корпораций) [55, с. 79].

Коммерческие банки выполняют расчетно-комиссионные и торгово-комиссионные операции, занимаются факторингом, лизингом, актив­но расширяют зарубежную филиальную сеть и участвуют в многонаци­ональных консорциумах (банковских синдикатах).

Инвестиционные банки (в Великобритании - эмиссионные дома, во Франции - деловые банки) специализируются на эмиссионно-учредительных операциях. По поручению предприятий или государства, нуж­дающихся в долгосрочных вложениях и прибегающих к выпуску акций и облигаций, инвестиционные банки берут на себя определение разме­ра, условий, срока эмиссии, выбор типа ценных бумаг, а также обязан­ности по их размещению и организации вторичного обращения. Учреж­дения этого типа гарантируют покупку выпущенных ценных бумаг, приобретая и продавая их за свой счет или организуя для этого банков­ские синдикаты, предоставляют ссуды покупателям акций и облигаций. Хотя доля инвестиционных банков в активах кредитной системы срав­нительно невелика, они благодаря их информированности и учредитель­ским связям играют в экономике важнейшую роль [21, с. 86].

Сберегательные банки (в США - взаимосберегательные банки, в ФРГ - сберегательные кассы) - это, как правило, небольшие кредитные учреждения местного значения, которые объединяются в национальные ассоциации и обычно контролируются государством, а нередко и принад­лежат ему. Пассивные операции сберегательных банков включают в себя прием вкладов от населения на текущие и другие счета. Активные опера­ции представлены потребительским и ипотечным кредитами, банковски­ми ссудами, покупкой частных и государственных ценных бумаг. Сбере­гательные банки выпускают кредитные карточки.

Ипотечные банки - учреждения, предоставляющие долгосрочный

кредит под залог недвижимости (земли, зданий, сооружений). Пассивные операции этих банков заключаются в выпуске ипотечных облигаций. Ипо­течный кредит - это долгосрочная ссуда, выдаваемая ипотечными, ком­мерческими банками, страховыми и строительными обществами и про­чими финансово-кредитными учреждениями под залог земли и строений производственного и жилого назначения. Ипотечный кредит применяется главным образом в сельском хозяйстве, а также в жилищном и других ви­дах строительства. В результате увеличивается размер производительно используемого капитала.

Банковская деятельность (сфера) как основной элемент механизма финансовой деятельности государства является объектом наиболее жесткого регулирования со стороны государства, поскольку банки ставят в зависимость от своей деятельности защищенность и устойчивость национальной валюты.

Необходимость государственного регулирования банковско­го сектора давно признана всеми экономическими системами и во всех странах мира. Причина такого единодушия в первую очередь связана с проблемой потенциальной нестабильности отдельного банка и банковской системы в целом. Постоянно существующая проблема надежности банковского сектора вы­текает из самой природы банков и их ведущего положения на финансовых рынках. Высокий уровень финансовой взаимо­зависимости, высокая доля в капитале банка быстро изыма­емых денежных средств, многократное превышение активов над величиной собственного капитала могут явиться в случае ухудшения конъюнктуры финансовых рынков причиной по­тери ликвидности банка и кризиса платежеспособности.

«Регулировать» означает «упорядочивать, направлять развитие, движение с целью привести в порядок систему», применительно к банковской деятельности механизм государственного воздействия проявляется в упорядочении, систематизации, определении пути развития банковской системы, где основная нагрузка «ложится» на кредитные организации. В данном аспекте необходимо выделить два направления

регулирования банковской деятельности [31, с.124]:

1) общее, которое выражается в правотворческом процессе, с помощью которого раскрывается порядок выработки нормативной правовой основы правового регулирования банковских отношений, а также реализация определенных принципов в механизме правового регулирования;

2) непосредственное, которое проявляется в реализации Банком России интересов государства, через прямое, непосредственное воздействие на банковскую систему путем денежно-кредитной политики и нормативного регулирования и принятия правовых актов.

Таким образом, государственное регулирование предполагает (помимо прочих) воздействие соответствующими правовыми средствами как на банковскую систему страны в целом, так и на деятельность конкретных кредитных организаций. Кроме этого, устойчивость банковской системы в решающей степени зависит от деятельности самих банков.

Термины «регулирование банковской деятельности» и «контроль за банковской деятельностью» зачастую употребляется в качестве синонимов, хотя относятся к разным, пусть и взаимодополняющим, видам деятельности. Под регулированием банковской деятельности подразумевается разработка и издание уполномоченными учреждениями конкретных правил или инструкций, базирующихся на действующем законодательстве и определяющих структуру и способы осуществления банковского дела. Эти законы и инструкции формируют такие рамки поведения банков, которые способствуют поддержанию надежной и эффективной банковской системы.

Банковская сфера почти во всех странах относится к числу наиболее регулируемых, что объясняется значимостью для народного хозяйства процессов, происходящих в банковской системе. Регулирование и надзор за банками является составной частью системы государственного регулирования общеэкономических процессов [20, с.127].

Во всех странах обеспечению сильного и стабильного банковского сектора уделяется большое внимание. Банковский сектор - это неотъемлемая часть экономики и его стабильность способствует экономическому росту. Исторический опыт свидетельствует, что полная свобода банковской деятельности приводит к массовому банкротству банков и в целом неудовлетворительной работе банковской системы.

В свою очередь значимость надзора является производным от ключевой роли банковской системы в ведении текущих (расчетных и т. п.) счетов экономических контрагентов и осуществлении денежных расчетов. Незначительная заминка в проведении расчетов приводит к самым негативным последствиям для всей денежной системы и экономики страны.

Другой причиной повышенного внимания к банковскому сектору является традиционное хранение небольших накоплений и сбережений (в основном населением) на банковских вкладах. При этом мелкие вкладчики в общей массе являются наименее просвещенными, а потому и наименее защищенными участниками экономических процессов. Защита материальных интересов непосвященных в таинства экономики и финансовой науки вкладчиков выступает важной социально-экономической миссией государства. Не случайно во всех развитых и в большинстве развивающихся стран действуют системы страхования (гарантирования) банковских депозитов (вкладов).

За банками необходимо пристальное наблюдение потому, что они способны создавать деньги путем предоставления кредитов или собственной инвестиционной деятельности. Изменение размеров создаваемой денежной массы четко коррелирует с состоянием экономики, в особенности с созданием рабочих мест и наличием или отсутствием инфляции. Предоставляя кредиты частным лицам и фирмам, банки также поддерживают потребительские расходы и инвестиционные нужды [70, с. 109].

Необходимо также подчеркнуть, что кредитные организации создаются с целью получения прибыли. При этом, практика свидетельствует, что наиболее прибыльные операции в то же время являются наиболее рисковыми. Необходимо централизованного ограничивать риски, принимаемые на себя кредитными организациями.

Немаловажной причиной повышенного внимания к банковскому сектору является создание конкурентной среды, поскольку именно эта среда наиболее благоприятна для потребителей банковских услуг. Именно благодаря конкуренции снижаются процентные ставки по кредитам, растут процентные ставки по депозитам, расширяется спектр банковских услуг. Безусловно необходимо при этом эффективность работы банковских учреждений. Клиенты банка только выигрывают, если в секторе существует конкурентная среда, если применяются передовые технологии, если финансовое положение банков устойчиво и надежно.

Банковский надзор представляет собой совокупность действий, осуществляемых органом банковского надзора в рамках установленной компетенции и, как правило, в соответствии с открытыми нормами в целях обеспечения стабильности функционирования банковской системы и защиты ее кредиторов, а также клиентов [63, с. 47].

Контроль за деятельностью банков предусматривает непрерывный надзор за осуществлением банками своей деятельности в соответствии с действующим законодательством и инструкциями (отслеживание того, чтобы банки не выходили за установленные нормы).

Банки должны действовать так, чтобы не обанкротиться, чтобы их

клиенты не понесли потери, и не началась цепная реакция банкротств, которая может нанести урон всей экономике. В этом смысле можно сказать, что коммерческие банки сами заинтересованы в эффективном надзоре и регулировании, которые помогают кредитным учреждениям заслужить доверие к себе и эффективно работать. Они либо вместе процветают, либо вместе терпят неудачу. Эффективная банковская система идет рука об руку с надежным, независимым центральным банком.

Главная цель банковского регулирования и надзора - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и

кредиторов.

В теории принято выделять три уровня регулирования бан­ковской сферы: международный, национальный и микроуро­вень (саморегулирование). В конце 60-х годов ХХ в. в мировой банковской практике возникла идея создания системы международного контроля за деятельностью мировых финансовых рынков. Однако решение о создании Наблюдательного коми­тета, который был назван Базельский конкордат, было принято в начале 80-х годов. В настоящее время Комитет регулирует от­дельные вопросы бухгалтерского учета, разрабатывает методы формирования резервов с целью покрытия долгов и методы контроля ликвидности банковских учреждений, а также дает рекомендации по ряду других проблем. При этом следует отметить, что межгосударственные соглашения в банковской сфере направлены лишь на гармонизацию норм и правил на­ционального регулирования, либерализацию деятельности банковского сектора и регламентацию требований к ним в раз­ных странах. Определяющим в регулировании банковской сферы все-таки является национальный уровень [63, с. 50].

Макрорегулирование банковской сферы связано с регули­рованием государством всех макроэкономических процессов, связанных с денежно-кредитными отношениями. При этом воздействие государства осуществляется на все структурные элементы банковской системы. В рамках макроэкономическо­го государственного регулирования принимаются основные направления единой государственной денежно-кредитной политики, осуществляются иные меры, прямо или косвенно влияющие на состояние банковской системы и внутреннюю политику в государстве.

Ведущее место в государственном регулировании банков­ской сферы занимает банковское законодательство. Как и лю­бой вид предпринимательской деятельности, банковская сфера нуждается в адекватной со­временным экономическим условиям правовой базе.