1.1 Значение банковского сектора в макроэкономической стабильности
Банковский сектор – целостный открытый комплекс, занимающий системообразующее положение в кругообороте денежных потоков всего воспроизводственного процесса. Его внешние и внутренние ресурсы используются на производство продуктов для собственного переустройства и на производство продуктов реального мира. Удовлетворяя внешние и внутренние потребности, он замыкает на себя потоки денег и капитала. Банки на ряду с другими посредниками, обеспечивают перемещение носителей стоимости от секторов с избытком денег и капитала к секторам, имеющим их дефицит, а, следовательно, и неудовлетворенные потребности в привлеченных средствах [19, с. 18].
Рисунок 1. Банковский сектор в воспроизводственном процессе
Банковский сектор представляет собой совокупность институтов, продуктов, условий, сложившихся на рынке, способов мотивации субъектов, характера межбанковских связей, организационно-правовых форм кредитных организаций, уровня надзора, масштабов и границ деятельности [19, с. 20]. Это можно представить в виде схемы (рис.2).
Рисунок 2. Структура банковского сектора
С институциональной точки зрения банковский сектор можно рассмотреть как банковскую систему, которая представляет собой совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Включает Центральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчетных центров (рис.3) [12, с.123].
Рисунок 3. Структура банковской системы
На современном этапе развития международной банковской системы можно выделить два основных типа организации банковской системы в развитых странах [62, с. 31]:
кредитная система с центральным банком;
кредитная система с федеральным резервом.
Банковские системы используются для решения текущих и стратегических задач:
обеспечения экономического роста;
регулирования инфляции;
регулирования платежного баланса.
Характерная черта банковской системы (наряду с концентрацией банков) - их достаточно широкая специализация. Существуют центральные (эмиссионные), коммерческие, инвестиционные, ипотечные, сберегательные и другие банки. По этой причине, с одной стороны, возникает конкурентная борьба банков за привлечение ресурсов, за надежную и выгодную клиентуру, за высокие доходы; с другой стороны, отсюда проистекает и стремление усилить государственное регулирование деятельности банков (в отношении клиентуры, банковских процентов и др.).
Современные кредитно-банковские системы имеют сложную, многозвенную структуру. Если за основу классификации принять характер услуг, которые учреждения финансового сектора предоставляют своим клиентам, то можно выделить три важнейших элемента кредитной системы [38, с. 225]:
-
центральный (эмиссионный банк);
-
коммерческие банки;
-
специализированные финансовые учреждения (страховые, сберегательные и т.д.).
В ходе исторического развития возникли сегментированные и универсальные банковские системы.
Сегментированная система предполагает жесткое законодательное разделение сфер операционной деятельности и функций отдельных видов финансовых учреждений. Подобные структуры сложились, например, в США и Японии.
При универсальной структуре закон не содержит ограничений относительно отдельных видов операций и сфер финансового обслуживания. Все кредитно-финансовые институты могут осуществлять любые виды сделок и предоставлять клиентам полный набор услуг. Такой тип универсальных банков сложился в Великобритании. Большую роль в функционировании банковского сектора играет высокая степень самоконтроля финансовых институтов, строгое соблюдение ими обычаев и традиций, выработанных банковским сообществом.
В странах с развитой рыночной экономикой сложились двухуровневые банковские системы. Верхний уровень системы представлен центральным (эмиссионным) банком либо резервной системой (например, в США). На нижнем уровне действуют коммерческие банки, подразделяющиеся на универсальные и специализированные (инвестиционные банки, сберегательные банки, ипотечные банки, банки потребительского кредита, отраслевые банки, внутрипроизводственные банки) и небанковские кредитно-финансовые институты (инвестиционные компании, инвестиционные фонды, страховые компании, пенсионные фонды, ломбарды, трастовые компании, инкассаторские агентства и др.).
Банковская система Российской Федерации является двухуровневой. На первом уровне находится Центральный банк России, на втором уровне – коммерческие банки и специализированные кредитные учреждения.
Центральный (эмиссионный) банк в большинстве стран принадлежит
государству. Но даже если государство формально не владеет его капиталом (США, Италия, Швейцария) или владеет частично (Бельгия - 50%, Япония - 55%), все равно центральный банк выполняет функции государственного органа. Центральный банк обладает монопольным правом на выпуск в обращение (эмиссию) банкнот - основной составляющей налично-денежной массы. Он хранит официальные золотовалютные резервы, проводит государственную политику, регулируя кредитно-денежную сферу и валютные отношения. Центральный банк участвует в управлении государственным долгом и осуществляет кассово-расчетное обслуживание бюджета государства.
В кредитной системе центральный банк играет роль «банка банков», т.е. хранит обязательные резервы и свободные средства коммерческих банков и других учреждений, предоставляет им ссуды, выступает в качестве «кредитора последней инстанции», организует национальную систему взаимозачетов денежных обязательств либо непосредственно через свои отделения, либо через специальные расчетные палаты (расчетно-кассовые центры). В России, как в ряде других стран (например, в Китае), в связи с широким развитием в условиях рыночной экономики коммерческих банков важной функцией Центрального банка стало лицензирование, т.е. выдача разрешений на различные виды деятельности коммерческих банков. Законом определено, на каких условиях и какие документы должны быть представлены для лицензирования коммерческих кредитных учреждений. Центральный банк ведет общегосударственную книгу регистрации банков. Иностранные банки, их филиалы также могут осуществлять банковские операции только с момента их регистрации в этой книге. Центральный банк по согласованию с Министерством финансов определяет порядок создания страховых и резервных фондов, которые формируются за счет прибыли банков и предназначаются для покрытия возможных убытков коммерческих банков. Являясь «банком банков» и организатором всей кредитной системы в стране, Центральный банк в целях поддержания надежности и обеспечения стабильности банковской системы имеет право при обнаружении нарушений коммерческими банками установленных нормативов применять соответствующие меры воздействия. Так, в случае систематических нарушений нормативов, неисполнения предписания относительно сроков проведения банковских операций, при подведении итогов года с убытками, при возникновении ситуации, которая угрожает интересам клиентов коммерческого банка, Центральный банк может ставить вопрос перед учредителями КБ о его финансовом оздоровлении, о реорганизации такого банка и даже о его полной ликвидации. В качестве санкции при наступлении обязательств может быть назначена временная администрация по управлению банком на период финансового оздоровления (санации) [57, с. 78].
Коммерческие банки - основное звено кредитной системы. Они выполняют практически все виды банковских операций. Исторически сложившимися функциями коммерческих банков являются: прием вкладов на текущие счета, краткосрочное кредитование промышленных и торговых предприятий, осуществление расчетов между ними. В современных условиях коммерческим банкам удалось заметно расширить прием срочных и сберегательных вкладов, средне- и долгосрочное кредитование, создать систему кредитования населения (потребительского кредита).
Коммерческие банки организуются на паевых или акционерных началах и могут различаться: по способу формирования уставного капитала (с участием государства, иностранного капитала и др.), по специализации, по территории деятельности, видам совершаемых операций и т.д. Средства коммерческих банков подразделяются на: собственные (уставный фонд, резервный и другие фонды, образованные за счет прибыли); привлеченные (средства на счетах предприятий, их вклады и депозиты, вклады граждан).
Инвестиционные операции коммерческих банков связаны в основном с куплей-продажей ценных бумаг правительства и местных органов власти. После кризиса 1929-1933 гг. в США, Франции, Великобритании, в ряде других стран коммерческим банкам запрещено участвовать в выпуске и покупке ценных бумаг частных предприятий небанковского сектора. Этот запрет в настоящее время преодолевается путем открытия банком трастовых отделов и с помощью учреждения трастовых компаний, управляющих имуществом клиентов по доверенности (в США 2/3 этого имущества представлено ценными бумагами корпораций) [55, с. 79].
Коммерческие банки выполняют расчетно-комиссионные и торгово-комиссионные операции, занимаются факторингом, лизингом, активно расширяют зарубежную филиальную сеть и участвуют в многонациональных консорциумах (банковских синдикатах).
Инвестиционные банки (в Великобритании - эмиссионные дома, во Франции - деловые банки) специализируются на эмиссионно-учредительных операциях. По поручению предприятий или государства, нуждающихся в долгосрочных вложениях и прибегающих к выпуску акций и облигаций, инвестиционные банки берут на себя определение размера, условий, срока эмиссии, выбор типа ценных бумаг, а также обязанности по их размещению и организации вторичного обращения. Учреждения этого типа гарантируют покупку выпущенных ценных бумаг, приобретая и продавая их за свой счет или организуя для этого банковские синдикаты, предоставляют ссуды покупателям акций и облигаций. Хотя доля инвестиционных банков в активах кредитной системы сравнительно невелика, они благодаря их информированности и учредительским связям играют в экономике важнейшую роль [21, с. 86].
Сберегательные банки (в США - взаимосберегательные банки, в ФРГ - сберегательные кассы) - это, как правило, небольшие кредитные учреждения местного значения, которые объединяются в национальные ассоциации и обычно контролируются государством, а нередко и принадлежат ему. Пассивные операции сберегательных банков включают в себя прием вкладов от населения на текущие и другие счета. Активные операции представлены потребительским и ипотечным кредитами, банковскими ссудами, покупкой частных и государственных ценных бумаг. Сберегательные банки выпускают кредитные карточки.
Ипотечные банки - учреждения, предоставляющие долгосрочный
кредит под залог недвижимости (земли, зданий, сооружений). Пассивные операции этих банков заключаются в выпуске ипотечных облигаций. Ипотечный кредит - это долгосрочная ссуда, выдаваемая ипотечными, коммерческими банками, страховыми и строительными обществами и прочими финансово-кредитными учреждениями под залог земли и строений производственного и жилого назначения. Ипотечный кредит применяется главным образом в сельском хозяйстве, а также в жилищном и других видах строительства. В результате увеличивается размер производительно используемого капитала.
Банковская деятельность (сфера) как основной элемент механизма финансовой деятельности государства является объектом наиболее жесткого регулирования со стороны государства, поскольку банки ставят в зависимость от своей деятельности защищенность и устойчивость национальной валюты.
Необходимость государственного регулирования банковского сектора давно признана всеми экономическими системами и во всех странах мира. Причина такого единодушия в первую очередь связана с проблемой потенциальной нестабильности отдельного банка и банковской системы в целом. Постоянно существующая проблема надежности банковского сектора вытекает из самой природы банков и их ведущего положения на финансовых рынках. Высокий уровень финансовой взаимозависимости, высокая доля в капитале банка быстро изымаемых денежных средств, многократное превышение активов над величиной собственного капитала могут явиться в случае ухудшения конъюнктуры финансовых рынков причиной потери ликвидности банка и кризиса платежеспособности.
«Регулировать» означает «упорядочивать, направлять развитие, движение с целью привести в порядок систему», применительно к банковской деятельности механизм государственного воздействия проявляется в упорядочении, систематизации, определении пути развития банковской системы, где основная нагрузка «ложится» на кредитные организации. В данном аспекте необходимо выделить два направления
регулирования банковской деятельности [31, с.124]:
1) общее, которое выражается в правотворческом процессе, с помощью которого раскрывается порядок выработки нормативной правовой основы правового регулирования банковских отношений, а также реализация определенных принципов в механизме правового регулирования;
2) непосредственное, которое проявляется в реализации Банком России интересов государства, через прямое, непосредственное воздействие на банковскую систему путем денежно-кредитной политики и нормативного регулирования и принятия правовых актов.
Таким образом, государственное регулирование предполагает (помимо прочих) воздействие соответствующими правовыми средствами как на банковскую систему страны в целом, так и на деятельность конкретных кредитных организаций. Кроме этого, устойчивость банковской системы в решающей степени зависит от деятельности самих банков.
Термины «регулирование банковской деятельности» и «контроль за банковской деятельностью» зачастую употребляется в качестве синонимов, хотя относятся к разным, пусть и взаимодополняющим, видам деятельности. Под регулированием банковской деятельности подразумевается разработка и издание уполномоченными учреждениями конкретных правил или инструкций, базирующихся на действующем законодательстве и определяющих структуру и способы осуществления банковского дела. Эти законы и инструкции формируют такие рамки поведения банков, которые способствуют поддержанию надежной и эффективной банковской системы.
Банковская сфера почти во всех странах относится к числу наиболее регулируемых, что объясняется значимостью для народного хозяйства процессов, происходящих в банковской системе. Регулирование и надзор за банками является составной частью системы государственного регулирования общеэкономических процессов [20, с.127].
Во всех странах обеспечению сильного и стабильного банковского сектора уделяется большое внимание. Банковский сектор - это неотъемлемая часть экономики и его стабильность способствует экономическому росту. Исторический опыт свидетельствует, что полная свобода банковской деятельности приводит к массовому банкротству банков и в целом неудовлетворительной работе банковской системы.
В свою очередь значимость надзора является производным от ключевой роли банковской системы в ведении текущих (расчетных и т. п.) счетов экономических контрагентов и осуществлении денежных расчетов. Незначительная заминка в проведении расчетов приводит к самым негативным последствиям для всей денежной системы и экономики страны.
Другой причиной повышенного внимания к банковскому сектору является традиционное хранение небольших накоплений и сбережений (в основном населением) на банковских вкладах. При этом мелкие вкладчики в общей массе являются наименее просвещенными, а потому и наименее защищенными участниками экономических процессов. Защита материальных интересов непосвященных в таинства экономики и финансовой науки вкладчиков выступает важной социально-экономической миссией государства. Не случайно во всех развитых и в большинстве развивающихся стран действуют системы страхования (гарантирования) банковских депозитов (вкладов).
За банками необходимо пристальное наблюдение потому, что они способны создавать деньги путем предоставления кредитов или собственной инвестиционной деятельности. Изменение размеров создаваемой денежной массы четко коррелирует с состоянием экономики, в особенности с созданием рабочих мест и наличием или отсутствием инфляции. Предоставляя кредиты частным лицам и фирмам, банки также поддерживают потребительские расходы и инвестиционные нужды [70, с. 109].
Необходимо также подчеркнуть, что кредитные организации создаются с целью получения прибыли. При этом, практика свидетельствует, что наиболее прибыльные операции в то же время являются наиболее рисковыми. Необходимо централизованного ограничивать риски, принимаемые на себя кредитными организациями.
Немаловажной причиной повышенного внимания к банковскому сектору является создание конкурентной среды, поскольку именно эта среда наиболее благоприятна для потребителей банковских услуг. Именно благодаря конкуренции снижаются процентные ставки по кредитам, растут процентные ставки по депозитам, расширяется спектр банковских услуг. Безусловно необходимо при этом эффективность работы банковских учреждений. Клиенты банка только выигрывают, если в секторе существует конкурентная среда, если применяются передовые технологии, если финансовое положение банков устойчиво и надежно.
Банковский надзор представляет собой совокупность действий, осуществляемых органом банковского надзора в рамках установленной компетенции и, как правило, в соответствии с открытыми нормами в целях обеспечения стабильности функционирования банковской системы и защиты ее кредиторов, а также клиентов [63, с. 47].
Контроль за деятельностью банков предусматривает непрерывный надзор за осуществлением банками своей деятельности в соответствии с действующим законодательством и инструкциями (отслеживание того, чтобы банки не выходили за установленные нормы).
Банки должны действовать так, чтобы не обанкротиться, чтобы их
клиенты не понесли потери, и не началась цепная реакция банкротств, которая может нанести урон всей экономике. В этом смысле можно сказать, что коммерческие банки сами заинтересованы в эффективном надзоре и регулировании, которые помогают кредитным учреждениям заслужить доверие к себе и эффективно работать. Они либо вместе процветают, либо вместе терпят неудачу. Эффективная банковская система идет рука об руку с надежным, независимым центральным банком.
Главная цель банковского регулирования и надзора - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и
кредиторов.
В теории принято выделять три уровня регулирования банковской сферы: международный, национальный и микроуровень (саморегулирование). В конце 60-х годов ХХ в. в мировой банковской практике возникла идея создания системы международного контроля за деятельностью мировых финансовых рынков. Однако решение о создании Наблюдательного комитета, который был назван Базельский конкордат, было принято в начале 80-х годов. В настоящее время Комитет регулирует отдельные вопросы бухгалтерского учета, разрабатывает методы формирования резервов с целью покрытия долгов и методы контроля ликвидности банковских учреждений, а также дает рекомендации по ряду других проблем. При этом следует отметить, что межгосударственные соглашения в банковской сфере направлены лишь на гармонизацию норм и правил национального регулирования, либерализацию деятельности банковского сектора и регламентацию требований к ним в разных странах. Определяющим в регулировании банковской сферы все-таки является национальный уровень [63, с. 50].
Макрорегулирование банковской сферы связано с регулированием государством всех макроэкономических процессов, связанных с денежно-кредитными отношениями. При этом воздействие государства осуществляется на все структурные элементы банковской системы. В рамках макроэкономического государственного регулирования принимаются основные направления единой государственной денежно-кредитной политики, осуществляются иные меры, прямо или косвенно влияющие на состояние банковской системы и внутреннюю политику в государстве.
Ведущее место в государственном регулировании банковской сферы занимает банковское законодательство. Как и любой вид предпринимательской деятельности, банковская сфера нуждается в адекватной современным экономическим условиям правовой базе.
- Содержание
- Введение
- 1. Теоретические основы регулирования банковского сектора России
- 1.1 Значение банковского сектора в макроэкономической стабильности
- 1.2 Инструменты и методы регулирования денежно-кредитной политики
- 1.3 Правовые аспекты регулирования банковского сектора России
- 2. Анализ банковской системы России
- 2.1 Этапы становления и функционирования банковского сектора России
- 2.2 Особенности развития банковского сектора на современном этапе
- 2.3 Необходимость государственного вмешательства в банковскую систему
- 3. Направления совершенствования регулирования банковской системы
- 3.1 Совершенствование институциональных основ банковской деятельности
- 3.2 Улучшение качества пруденциального надзора
- 3.3 Роль государственного регулирования банковского сектора в экономике региона
- Заключение
- Библиографический список
- Османова с.Б. Современное состояние банковской системы России. / с.Б. Османова. . // Молодой ученый. - 2017. - №3. - с. 241-246.
- Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2017 год и период 2018 и 2019 годов // www.Cbr.Ru
- Приложения Приложение 1
- Приложение 2