2.3 Необходимость государственного вмешательства в банковскую систему
По проведенному анализу функционирования банковской системы Российской Федерации видно, что она играет важную роль в экономической и финансовой стабильности страны. Именно поэтому ее состояние и присущие риски всегда находятся под государственным контролем и регулированием, а также пристальным вниманием финансовых аналитиков.
Основными направлениями административно-правового регулирования деятельности кредитных организаций ЦБ РФ являются [25, с. 36]:
-
осуществление Банком России государственной регистрации,
-
лицензирование деятельности кредитных организаций,
-
анализ систематически направляемой отчетности,
-
проведение контрольно-надзорных мероприятий,
-
выявление нарушений в деятельности,
-
привлечение нарушителей к ответственности,
-
отзыв лицензии,
-
участие в процедуре банкротства и ликвидации и пр.
Эффективная работа банковского сектора – это залог стабильности экономики страны в целом.
Понимая это, Центральный Банк России строго контролирует работу коммерческих банков. К нарушителям норм и законодательных актов применяются строгие меры вплоть до лишения лицензии.
ЦБ обязан лишить лицензии коммерческий банк, если [31, с. 41]:
-
достаточность капитала ниже 2%;
-
размер собственных средств меньше минимально допустимого значения уставного капитала (300 000 000 рублей);
-
несвоевременное исполнение или неисполнение требования ЦБ о приведении размеров собственных средств и уставного капитала в соответствие нормативным актам;
-
банк не имеет возможности отвечать по своим кредитным обязательствам более 14 дней с момента возникновения финансовых требований;
-
банк допустил снижение размера капитала, уровень которого стал ниже минимально допустимого размера собственных средств.
ЦБ имеет право (но не обязан) лишить коммерческий банк, если:
-
банком, при получении лицензии, были указаны недостоверные сведения;
-
банком не осуществлялись банковские операции, предусмотренные выданной лицензией, более года со дня ее получения;
-
банком предоставлялись недостоверные отчетные данные;
-
организация задержала ежемесячную отчетность более чем на две недели;
-
организация осуществляет непредусмотренные лицензией операции;
-
выявлено несоблюдение законов РФ и нормативных актов;
-
выявлено неоднократное (за год) неисполнение судебных решений различной юрисдикции;
-
есть ходатайство о временной администрации;
-
обнаружено уклонение от предоставления различных сведений и данных.
После отзыва лицензии ЦБ вводит временную администрацию и совершает процедуру добровольной ликвидации (при достаточности средств) или банкротства (при отсутствии средств у организации).
Список коммерческих банков, у которых в 2015 году были отозваны лицензии, представлен в Приложении 1. Зачистка банковского сектора набирает обороты. За 2012 год ЦБ отозвал 25 лицензий, за 2013-й - 36, за 2014-й - 87, за 2015-й – 93 [27]. В ноябре 2015 года был установлен рекорд отзыва лицензий – за месяц права работать лишились 17 кредитных организаций. В 2016 году отозваны лицензии уже у 97 банков. Список банков, лишенных лицензии в 2016 году, представлен в Приложении 2. Список, банков, лишенных лицензий в 2017 году представлен в таблице 8.
Например, ЦБ РФ 9 августа 2017 года лишил лицензии две кредитный организации - Банк «Резерв» и московский банк «Anelik. Кроме того, ЦБ лишил лицензии «Русский Международный Банк», который проводил высокорискованную кредитную политику, связанную с размещением денежных средств в низкокачественные активы.
Таблица 8. Список банков, лишенных лицензии в 2017 г.
№ п/п | Дата отзыва | Банк | № лицензии |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | 04.09.2017 | Банк «Русский Международный Банк» | 3123 |
2 | 21.08.2017 | Банк КБ «Северо-Восточный Альянс» | 2768 |
3 | 17.08.2017 | Банк «Риабанк» | 3434 |
4 | 09.08.2017 | Банк «Резерв» | 2364 |
5 | 09.08.2017 | Банк «Anelik» | 3443 |
6 | 02.08.2017 | Банк «Крыловский» | 456 |
7 | 28.07.2017 | Банк «Югра» | 880 |
8 | 20.07.2017 | Банк «Межтопэнергобанк» | 2956 |
9 | 10.07.2017 | Банк «Сталь Банк» | 2248 |
10 | 10.07.2017 | Банк «Премьер Кредит» | 1663 |
11 | 07.07.2017 | Банк «Легион» | 3117 |
12 | 29.05.2017 | НКО «ИР-Кредит» | 1724-К |
13 | 29.05.2017 | РИТЦ Банк (ООО) | 2677 |
14 | 29.05.2017 | Айви Банк (АО) | 2055 |
15 | 15.05.2017 | КБ «Информпрогресс» (ООО) | 2166 |
16 | 15.05.2017 | АКБ «Интеркоопбанк» АО | 2803 |
17 | 21.04.2017 | Банк «Сибэс» | 208 |
18 | 21.04.2017 | АО «ФИНАРС Банк» | 2938 |
19 | 21.04.2017 | АО АКИБ «ОБРАЗОВАНИЕ» | 1521 |
20 | 10.04.2017 | КБ "РОСЭНЕРГОБАНК" | 2211 |
Окончание таблицы 8
1 | 2 | 3 | 4 | |
21 | 05.04.2017 | ООО «ТАТАГРОПРОМБАНК» | 728 | |
22 | 14.03.2017 | ПАО КБ «НЕФТЯНОЙ АЛЬЯНС» | 2859 | |
23 | 13.03.2017 | АО Банк Экономический Союз | 2798 | |
24 | 13.03.2017 | АО БАНК «ТГБ» | 3180 | |
25 | 03.03.2017 | АО «АНКОР БАНК» | 889 | |
26 | 03.03.2017 | ПАО «ИнтехБанк» | 2705 | |
27 | 03.03.2017 | ПАО «Татфондбанк» | 3058 | |
28 | 16.02.2017 | АО АКБ «Северо-Западный 1 Альянс Банк» | 766 | |
29 | 09.02.2017 | ПАО АКБ «ЕНИСЕЙ» | 474 | |
30 | 23.01.2017 | ПАО АКБ «Новация» | 840 | |
31 | 23.01.2017 | ООО Сибирский Банк «Сириус» | 3506 | |
32 | 23.01.2017 | ООО «КБ «Тальменка-банк» | 826 | |
33 | 16.01.2017 | АО «Булгар банк» | 1917 |
Благодаря адекватной оценке принимаемых рисков и достоверного отражения стоимости активов банка кредитная организация смогла предупредить банкротство. Однако руководство и собственники банка не предприняли необходимых мер по нормализации его деятельности.
В связи с вышеперечисленным в «Русский Международный Банк» назначена временная администрация до тех пор, пока не будет выбран конкурсный управляющий либо предписан ликвидатор.
В условиях влияния на деятельность кредитных организаций последствий кризиса роль ЦБ РФ в их регулировании усиливается. Например, на рынке межбанковского кредитования, как было выяснено ранее, главенствующая роль закреплена за Центральным банком страны. По состоянию на 2015 год рынок межбанковского кредитования находится в кризисе. Просроченная задолженность по межбанковским кредитам в течение октября 2015 года возросла в 5 раз - с 9,3 млрд. до 47,4 млрд. рублей. К примеру, на 1 июля 2015 года банки просрочили перед друг другом 6,9 млрд. рублей, то есть на 26% меньше. На конец года она составила 5,9 млрд. руб., а на конец 2016 году – 4,4 млрд. руб. Рост показателя связан с тем, что банкам негде вовремя перекредитоваться: рынок внешних заимствований для банков закрыт из-за западных санкций, а ЦБ сокращает поддержку банковского сектора.
На рисунке 5 представлена динамика выданных кредитов ЦБ РФ коммерческим банкам страны в 2000 – 2016 гг.
Рисунок 5. Динамика выданных кредитов ЦБ РФ коммерческим банкам
В соответствии с рисунком 5 можно отметить, что объем предоставленных кредитов ЦБ РФ коммерческим банкам в 2013 году составил 3,15 трлн. долл. По состоянию на декабрь 2014 году объем выдачи кредитов ЦБ РФ составил 3,13 трлн. руб. В 2015 и 2016 годах прослеживается снижение объемов кредитования ЦБ РФ коммерческих банков [37, с. 261].
Основная доля кредитов на рынке межбанковского кредитования (МБК) приходится на кредиты ЦБ РФ коммерческим банкам страны (доля 67% в 2015 году). В настоящее время темп роста задолженности кредитных организаций перед Банком России опережает темп роста потенциала рефинансирования кредитных организаций. Можно ожидать, что к концу 2017 году указанная тенденция сохранится.
Для снижения объема рыночного обеспечения, задействованного в операциях рефинансирования Банка России, и повышения действенности рынка МБК с июля 2013 года Банк России приступил к проведению аукционов по предоставлению ликвидности под залог нерыночных активов по плавающей процентной ставке.
Центральный банк России осуществляет обязательное резервирование и нормирование деятельности кредитных организаций.
Всего ЦБ предписывает соблюдать 9 нормативов. Основными из них принято считать норматив достаточности капитала Н1 (минимум 10%) и нормативы ликвидности Н2 (минимум 15%), Н3 (минимум 50%), Н4 (максимум 120%). Кроме того, банки должны выполнять следующие нормативы:
Н6 (максимум 25%) – максимальный размер риска на одного заемщика и группу связанных заемщиков;
Н7 (максимум 800%) – максимальный размер крупных кредитных рисков;
Н9.1 (максимум 50%) – максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам);
Н10.1 (максимум 3%) – совокупная величина риска по инсайдерам банка;
Н12 (максимум 25%) – норматив использования собственных средств (капитала) банка для приобретения акций (долей) других юридических лиц
Порядок расчета нормативов можно узнать из Инструкции Банка России от 3 декабря 2012 года № 139-И «Об обязательных нормативах банков».
В соответствии со статьей 38 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации (норматив обязательных резервов, коэффициент усреднения обязательных резервов) и порядок выполнения кредитными организациями обязательных резервных требований, включая порядок депонирования обязательных резервов в Банке России, устанавливаются Советом директоров Банка России. Динамика обязательных резервов кредитных организаций, депонированных в Банке России, представлена в таблице 6.
Таблица 9. Динамика обязательных резервов кредитных организаций, депонированных в Банке России [27]
в млн. руб.
Год | Объем обязательных резервов |
2012 г. (1 января) | 378 370,1 |
2013 г. (1 января) | 425 585,7 |
2014 г. (1 января) | 408809,0 |
2015 г. (1 января) | 471312,2 |
2016 г. (1 января) | 502165,3 |
2017г. (1 января) | 531278,5 |
В соответствии с таблицей 6 можно проследить, что на 1 января 2017 года объем обязательных резервов кредитных организаций составил 531278,5 млрд. руб.
Помимо поддержания кредитного сектора роль ЦБ РФ важна в рамках операций по вкладам.
Интересно отметить, что одним из основных инструментов, который способен повысить уровень доверия вкладчиков к банковской системе, является страхование вкладов. Интересно определить особенности указанного направления в современной России (ввиду влияния кризиса на банковский сектор).
На законодательном уровне была повышена сумма страхового возмещения по вкладам физических лиц с 700 тыс. руб. до 1400 тыс. руб. Законодательным актом, подтверждающим указанный факт явился Законопроект Государственной Думы от 18.12.2014 г. №298254-6. Законопроект №298254-6 содержит, таким образом, два основных новшества, которые представлены ниже на рисунке 6.
Нововведения Законопроекта №298254-6
Повышена сумма страхового возмещения по вкладам физических лиц до 1400 тыс. руб. Сформулировано решение об образовании межфракционной депутатской группы «по стабилизации ситуации на отечественном финансовом рынке»
Рисунок 6. Нововведения Законопроекта №298254-6
В соответствии с Законопроектом №298254-6 внесены изменения в связанные законодательные акты «О страховании вкладов частных лиц в российских банках» и «О Банке России».
Необходимость повышения страхового возмещения до суммы 1400 тыс. руб. была определена, прежде всего, влиянием на банковский сектор экономики кризиса и, как следствие, подрывом доверия клиентов – физических лиц к кредитным организациям страны. Указанный факт определил снижение объемов привлечения денежных средств населения во вклады.
Помимо повышения суммы страхового возмещения, необходимо изменить порядок выплаты страховых возмещения для целей повышения ответственности вкладчиков к выбору банка (Центральным банком страны совместно с Минфином и Агентством по страхованию вкладов предложено перейти к франшизе – неполному страхованию вкладов; вторым возможным изменением, обсуждаемым вышеуказанными органами является переход к системе возмещения, при которой проценты по вкладам возмещаться не будут:
Нововведения в рамках системы страхования вкладов
Переход к неполному страхованию вкладов - франшизе Переход к системе, при которой проценты по вкладам не подлежат возмещению
Рисунок 7. Нововведения в рамках системы страхования вкладов
Предложенные выше рекомендации, по мнению законодателей, позволят решить «острую» для банка проблему – проблему безответственного поведения банкиров и клиентов (клиенты, как правило, при выборе банка руководствуются только максимально предложенными процентами по вкладам, при этом, не отслеживают репутацию учреждения, предлагающего банковские услуги). Для решения указанной проблемы в закон «О страховании вкладов» уже вводятся новые требования.
С 1 июля 2015 года введен новый механизм дифференциации ставок по вкладам банков (банки, предлагающие клиентам более высокие ставки по вкладам, будут платить большие суммы в фонд обязательного страхования вкладов).
С 1 января 2016 года осуществлен переход к многофакторной системе дифференциации взносов, суть которой заключается в том, чтобы в процессе организации депозитных операций банков учитывались всевозможные факторы финансового положения банков: от достаточности их капитала до уровня ликвидности.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Банковская система Российской Федерации прошла сложный путь
своего формирования и дальнейшего развития.
2. На данный момент в банковском секторе России пока наблюдается лишь неустойчивая стабилизация основных показателей его работы, что хорошо видно из приведенных данных финансовой отчетности. Продолжается рост доли рынка, занимаемой госбанками. А проводимая Центробанком зачистка банковской системы от недобросовестных игроков усиливает взаимное недоверие и приводит иногда к возникновению паники банковских клиентов в целых регионах.
3. В современных условиях экономики и нестабильности деятельности кредитных учреждений на законодательном уровне предпринимаются всевозможные попытки обезопасить финансовый сектор страны. Одним из стратегически важных направлений, таким образом, является организация депозитных операций коммерческих банков страны, с которой связано такое направление, как страховое возмещение вкладов населения.
4. В решении проблем развития банковской системы России и разработке стратегии развития первостепенная роль отведена Центральному Банку. Деятельность Банка России по совершенствованию банковской системы определяется требованиями российского законодательства и задачами по укреплению стабильности банковской системы Российской Федерации и повышению уровня защиты интересов вкладчиков и кредиторов.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Содержание
- Введение
- 1. Теоретические основы регулирования банковского сектора России
- 1.1 Значение банковского сектора в макроэкономической стабильности
- 1.2 Инструменты и методы регулирования денежно-кредитной политики
- 1.3 Правовые аспекты регулирования банковского сектора России
- 2. Анализ банковской системы России
- 2.1 Этапы становления и функционирования банковского сектора России
- 2.2 Особенности развития банковского сектора на современном этапе
- 2.3 Необходимость государственного вмешательства в банковскую систему
- 3. Направления совершенствования регулирования банковской системы
- 3.1 Совершенствование институциональных основ банковской деятельности
- 3.2 Улучшение качества пруденциального надзора
- 3.3 Роль государственного регулирования банковского сектора в экономике региона
- Заключение
- Библиографический список
- Османова с.Б. Современное состояние банковской системы России. / с.Б. Османова. . // Молодой ученый. - 2017. - №3. - с. 241-246.
- Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2017 год и период 2018 и 2019 годов // www.Cbr.Ru
- Приложения Приложение 1
- Приложение 2