Основные модели рынка: совершенная конкуренция и несовершенная конкуренция (монополистическая конкуренция, олигополия; чистая монополия). Виды монополий, антимонопольное законодательство.
Рыночная конкуренция – это борьба за ограниченный спрос потребителя, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.
В ходе конкурентной борьбы рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. В условиях рыночной экономики, конкуренция является важным механизмом экономических связей между потребителями и производителями. Конкуренция обеспечивает немалый экономический эффект, стимулируя снижение цен, повышения качества, расширение ассортимента выпускаемой продукции, внедрение научно-технических достижений.
Существует ценовая и неценовая конкуренция. При ценовой конкуренции в качестве главного способа борьбы за большую долю рынка используется механизм снижения цен. Неценовая конкуренция предполагает повышение потребительской ценности товара (повышение качества, улучшение сервиса, рекламы и т.д.).
По степени развития конкуренции выделяют два основных типа рынка:
рынок совершенной конкуренции
рынок несовершенной конкуренции
монополистическая конкуренция;
олигополия;
монополия.
Характерная черта | Совершенная (чистая) конкуренция | Несовершенная конкуренция | ||
Монополистическая конкуренция | Олигополия | Чистая монополия | ||
Число фирм | очень большое количество | много | от 3 до 8 классическая (жёсткая) – 3-4 фирмы; мягкая (аморфная) – 6-8 фирм | одна |
Тип продукции | однородная (гомогенная) стандартная | дифференцированная, есть заменители | стандартная или дифференцированная (зависит от отрасли) | уникальная, близких заменителей нет |
Возможность контроля над рыночной ценой | отсутствует, для каждого производителя цена – величина, данная рынком | ограничена относительно узкими рамками (зависит от эластичности спроса на данный товар) | ограничена взаимозависимостью, значительна при тайном сговоре | значительная |
Условия вступления в отрасль (барьеры) | экономические барьеры отсутствуют, рынок «прозрачен», возможен свободный вход в отрасль и выход из нее | невысокие экономические барьеры (предпочтения потребителей, эффект жизненного цикла товара и др.) | высокие экономические барьеры (высокая стоимость выхода на рынок, эффект масштаба, доступ к ресурсам и каналам распределения, патентная защита и др.) | непреодолимые экономические и юридические барьеры, доступ в отрасль закрыт |
Основные виды конкурентной борьбы | конкуренция «выживания» в равных для всех условиях | ценовая конкуренция, неценовая конкуренция (качество, новизна, реклама и др.) | неценовая конкуренция:
| конкурентная борьба отсутствует;
информационная реклама для потребителей;
связь со средствами массовой информации |
Примеры отраслей | некоторые отрасли сельского хозяйства (пшеница, хлопок, технические культуры и др.), торговля акциями на открытой бирже | розничная торговля, услуги, производство потребительских товаров, строительство и др. | производство стали, подшипников, добыча и переработка нефти (однородная продукция), производство автомобилей (дифференцированная продукция) | муниципальные предприятия, городской водопровод, теплосети и электросети, местная телефонная станция и т.п. |
При рассмотрении таблицы имеется в виду, что границы между различными моделями рынка условны, размыты, существует множество переходных вариантов и форм.
Различают три вида монополий:
естественные монополии – технологические особенности таковы, что единственный производитель обслуживает рынок более эффективно, чем это способны сделать несколько конкурирующих между собой фирм;
искусственные монополии – образуются на основе сговора и подавляют конкурентов с помощью патентов, лицензий и т. д.;
случайные монополии – образуются в результате ограниченного во времени превышения спроса на предложение, т. е. когда фирма находит свою уникальную рыночную нишу.
В антимонополистическом законодательстве большинства западных стран преобладает «доктрина рациональности». Акценты смещаются от осуждения монополии, как таковой, к объективному определению последствий монополизаций рынков, методов ценовой и неценовой конкуренции с точки зрения их воздействия на эффективность экономики, влияние на конкуренцию в общенациональном масштабе.
Таким образом, главный принцип антимонопольного законодательства состоит в том, что основным признаком монополии признаётся не крупный размер компании сам по себе и даже не большая величина контролируемого ею рынка, а наличие у компании монопольных намерений и достаточность рыночной власти для их осуществления.
Под монополией здесь понимается политика ограничения конкуренции в ее различных видах, прежде всего в виде воздействия на цены.
При рассмотрении большинства дел о нарушении антитрестовских законов решающими становятся доказательства наличия монопольной власти.
В связи с этим огромную роль играет определение рынка и в географическом и в продуктовом планах (более широко или узко с учетом товаров-субститутов) – релевантного рынка. В зависимости от определения рынка меняется и доля на нем данной компании и интенсивность конкуренции.
Важное место в антимонопольных делах занимают вопросы слияний компаний, которые могут быть:
горизонтальными – объединение фирм конкурентов;
вертикальными – объединение фирм бывших в отношениях продавца и покупателя;
конгломератными – все остальные случаи.
Противозаконными чаще всего признаются горизонтальные слияния.
Большинство антимонопольных дел направлено против сговора компаний о проведении единой рыночной политики (о фиксированных ценах, дележе рынков сбыта, бойкоте какого-либо контрагента – поставщика или дилера и т.п.).
Первые антимонопольные законы были приняты в США: в 1890 г. – закон Шермана и в 1914 г. – закон Клэйтона.
Главная особенность монополизации Российского рынка состоит в том, что она сложилась как наследница государственного монополизма социалистической экономики. То есть сознательно создавался только один производитель. Следовательно, применение антимонопольной политики и содержание антимонопольных законов должно учитывать эти особенности.
Демонополизация российской экономики возможна только вместе с развитием рыночного механизма и его конкурентной основы. Возможны три варианта демонополизации:
прямое разделение монопольных структур;
иностранная конкуренция;
создание новых предприятий.
Следует еще добавить, что, осуществляя демонополизацию, необходимо четко очертить зоны естественной монополии, которые не должны быть при этом затронуты. Это зоны контролируемых цен и деятельности командных структур государства.
- Экономика
- Ограниченность экономических ресурсов и проблема выбора в экономике. Эффективность. Кривая производственных возможностей. Закон возрастающих альтернативных издержек.
- Собственность как экономическая категория. Формы собственности.
- Основные модели рынка: совершенная конкуренция и несовершенная конкуренция (монополистическая конкуренция, олигополия; чистая монополия). Виды монополий, антимонопольное законодательство.
- Модель спроса и модель предложения. Ценовые и неценовые факторы спроса и предложения. Образование равновесной рыночной цены.
- Эластичность спроса и предложения: ценовая эластичность спроса; факторы эластичности; эластичность спроса по доходу; перекрестная эластичность спроса; факторы эластичности предложения.
- Теория потребительского выбора (кардиналистский и ординалистский подходы).
- Производственная функция в долгосрочном и краткосрочном периоде. Условие равновесия производителя.
- Издержки производства, их виды и взаимосвязь с объемом выпуска продукции.
- Максимизация прибыли фирмы в условиях несовершенной конкуренции.
- Образование рыночных цен на факторы производства и распределение доходов в рыночной экономике.
- Результаты национального производства: ввп, чнп и др. Показатели. Два метода измерения общественного продукта: «поток товаров» и «поток доходов». Элементы системы национальных счетов (снс).
- Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение.
- Потребление, сбережения, инвестиции как факторы национального производства.
- Теории мультипликатора и акселератора.
- Система государственных финансов. Государственный бюджет.
- Фискальная политика. Механизм действия фискальной политики: встроенные стабилизаторы и дискреционная фискальная политика.
- Кредитная система. Спрос и предложение на денежном рынке. Равновесный процент. Понятие и виды кредита.
- Двухуровневая банковская система. Центральный банк и его функции. Коммерческие банки, их операции и виды деятельности.
- Процесс создания банками денег. Банковский мультипликатор.
- Кредитно-денежная политика государства. Инструменты денежно-кредитной политики.
- Сущность инфляции. Причины и механизм инфляции в рыночной экономике. Измерение инфляции. Кривая Филлипса.
- Социальные и экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика.
- Рынок труда и проблемы безработицы. Основные виды и причины безработицы.
- Циклический характер экономического развития. Антициклическая политика. Государственное регулирование экономического роста.