logo search
ЭКОНОМИКА

Основные модели рынка: совершенная конкуренция и несовершенная конкуренция (монополистическая конкуренция, олигополия; чистая монополия). Виды монополий, антимонопольное законодательство.

Рыночная конкуренция – это борьба за ограниченный спрос потребителя, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.

В ходе конкурентной борьбы рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. В условиях рыночной экономики, конкуренция является важным механизмом экономических связей между потребителями и производителями. Конкуренция обеспечивает немалый экономический эффект, стимулируя снижение цен, повышения качества, расширение ассортимента выпускаемой продукции, внедрение научно-технических достижений.

Существует ценовая и неценовая конкуренция. При ценовой конкуренции в качестве главного способа борьбы за большую долю рынка используется механизм снижения цен. Неценовая конкуренция предполагает повышение потребительской ценности товара (повышение качества, улучшение сервиса, рекламы и т.д.).

По степени развития конкуренции выделяют два основных типа рынка:

    1. рынок совершенной конкуренции

    2. рынок несовершенной конкуренции

Характерная черта

Совершенная (чистая) конкуренция

Несовершенная конкуренция

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Чистая монополия

Число фирм

очень большое количество

много

от 3 до 8

классическая (жёсткая) – 3-4 фирмы;

мягкая (аморфная) – 6-8 фирм

одна

Тип продукции

однородная (гомогенная)

стандартная

дифференцированная, есть заменители

стандартная или дифференцированная (зависит от отрасли)

уникальная, близких заменителей нет

Возможность контроля над рыночной ценой

отсутствует,

для каждого производителя цена – величина, данная рынком

ограничена относительно узкими рамками (зависит от эластичности спроса на данный товар)

ограничена взаимозависимостью, значительна при тайном сговоре

значительная

Условия вступления в отрасль (барьеры)

экономические барьеры отсутствуют, рынок «прозрачен», возможен свободный вход в отрасль и выход из нее

невысокие экономические барьеры (предпочтения потребителей, эффект жизненного цикла товара и др.)

высокие экономические барьеры (высокая стоимость выхода на рынок, эффект масштаба, доступ к ресурсам и каналам распределения, патентная защита и др.)

непреодолимые экономические и юридические барьеры, доступ в отрасль закрыт

Основные виды конкурентной борьбы

конкуренция «выживания» в равных для всех условиях

ценовая конкуренция, неценовая конкуренция (качество, новизна, реклама и др.)

неценовая конкуренция:

  • для отраслей с однородной продукцией – технологическая конкуренция (за снижение издержек),

  • для отраслей с дифференцированной продукцией – конкуренция качества, реклама, новизна и др.

конкурентная борьба отсутствует;

информационная реклама для потребителей;

связь со средствами массовой информации

Примеры отраслей

некоторые отрасли сельского хозяйства (пшеница, хлопок, технические культуры и др.), торговля акциями на открытой бирже

розничная торговля, услуги, производство потребительских товаров, строительство

и др.

производство стали, подшипников, добыча и переработка нефти (однородная продукция), производство автомобилей (дифференцированная продукция)

муниципальные предприятия, городской водопровод, теплосети и электросети, местная телефонная станция

и т.п.

При рассмотрении таблицы имеется в виду, что границы между различными моделями рынка условны, размыты, существует множество переходных вариантов и форм.

Различают три вида монополий:

В антимонополистическом законодательстве большинства западных стран преобладает «доктрина рациональности». Акценты смещаются от осуждения монополии, как таковой, к объективному определению последствий монополизаций рынков, методов ценовой и неценовой конкуренции с точки зрения их воздействия на эффективность экономики, влияние на конкуренцию в общенациональном масштабе.

Таким образом, главный принцип антимонопольного законодательства состоит в том, что основным признаком монополии признаётся не крупный размер компании сам по себе и даже не большая величина контролируемого ею рынка, а наличие у компании монопольных намерений и достаточность рыночной власти для их осуществления.

Под монополией здесь понимается политика ограничения конкуренции в ее различных видах, прежде всего в виде воздействия на цены.

При рассмотрении большинства дел о нарушении антитрестовских законов решающими становятся доказательства наличия монопольной власти.

В связи с этим огромную роль играет определение рынка и в географическом и в продуктовом планах (более широко или узко с учетом товаров-субститутов) – релевантного рынка. В зависимости от определения рынка меняется и доля на нем данной компании и интенсивность конкуренции.

Важное место в антимонопольных делах занимают вопросы слияний компаний, которые могут быть:

Противозаконными чаще всего признаются горизонтальные слияния.

Большинство антимонопольных дел направлено против сговора компаний о проведении единой рыночной политики (о фиксированных ценах, дележе рынков сбыта, бойкоте какого-либо контрагента – поставщика или дилера и т.п.).

Первые антимонопольные законы были приняты в США: в 1890 г. – закон Шермана и в 1914 г. – закон Клэйтона.

Главная особенность монополизации Российского рынка состоит в том, что она сложилась как наследница государственного монополизма социалистической экономики. То есть сознательно создавался только один производитель. Следовательно, применение антимонопольной политики и содержание антимонопольных законов должно учитывать эти особенности.

Демонополизация российской экономики возможна только вместе с развитием рыночного механизма и его конкурентной основы. Возможны три варианта демонополизации:

Следует еще добавить, что, осуществляя демонополизацию, необходимо четко очертить зоны естественной монополии, которые не должны быть при этом затронуты. Это зоны контролируемых цен и деятельности командных структур государства.