Модель спроса и модель предложения. Ценовые и неценовые факторы спроса и предложения. Образование равновесной рыночной цены.
Спрос – это количество товара, которое потребители готовы и в состоянии купить при каждом возможном уровне цен в течение определённого периода времени.
Согласно закону спроса при прочих равных условиях снижение цены ведёт к увеличению спроса и наоборот. Другими словами существует обратная зависимость между ценой и величиной спроса.
Кривая спроса выглядит следующим образом:
Необходимо различать «спрос» (вся кривая) и «величину спроса» (параметр одной точки кривой на оси Х).
Таким образом, движение вдоль кривой от одной точки к другой показывает изменение величины спроса, происходящее под воздействием ценового фактора.
Кроме цены на спрос влияют неценовые факторы, которые приводят к сдвигу кривой спроса.
К неценовым факторам спроса относятся:
изменение дохода потребителя;
реклама;
изменение ожиданий потребителей;
изменение цен на взаимозаменяемые и взаимодополняющие товары;
изменение вкусов и предпочтений потребителей;
сезонность и др.
Предложение – это количество продукта, которое производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке при каждом возможном уровне цен в течение определённого периода времени.
Желание производить данный товар или заниматься данным видом деятельности определяется квалификацией, опытом, интересом к данному делу и т.п.
Возможность ограничена рыночным спросом и наличием барьеров на пути вхождения в данный вид деятельности (юридических и экономических).
С огласно закону предложения при прочих равных условиях рост цен ведёт к росту объёма предложения и наоборот. Другими словами существует прямая зависимость между ценой и величиной предложения.
Кривая предложения выглядит следующим образом:
Движение вдоль кривой предложения от одной точки к другой отражает изменение объёма предложения, вызванное только изменением цены.
В ряде случаев происходит сдвиг кривой предложения, это означает, что под воздействием неценовых факторов происходит изменение предложения.
К неценовым факторам предложения относятся:
цены на ресурсы;
характер применяемой технологии;
величина налоговых ставок;
дотации;
ожидание продавцов;
природные катастрофы;
политические факторы и др.
Равновесие на рынке образуется в случае совпадения интересов продавцов и покупателей.
Т очка О – точка равновесия, спрос в этой точке равен предложению.
Это динамическое равновесие, которое постоянно нарушается и восстанавливается в результате соответствующей реакции покупателей и продавцов на отклонение цены от равновесного уровня.
Ситуация равновесия меняется в результате действия неценовых факторов со стороны спроса и (или) предложения.
В том случае, если рыночная цена отклоняется от равновесной, на рынке может образовываться избыток или дефицит товаров.
-
Содержание
- Экономика
- Ограниченность экономических ресурсов и проблема выбора в экономике. Эффективность. Кривая производственных возможностей. Закон возрастающих альтернативных издержек.
- Собственность как экономическая категория. Формы собственности.
- Основные модели рынка: совершенная конкуренция и несовершенная конкуренция (монополистическая конкуренция, олигополия; чистая монополия). Виды монополий, антимонопольное законодательство.
- Модель спроса и модель предложения. Ценовые и неценовые факторы спроса и предложения. Образование равновесной рыночной цены.
- Эластичность спроса и предложения: ценовая эластичность спроса; факторы эластичности; эластичность спроса по доходу; перекрестная эластичность спроса; факторы эластичности предложения.
- Теория потребительского выбора (кардиналистский и ординалистский подходы).
- Производственная функция в долгосрочном и краткосрочном периоде. Условие равновесия производителя.
- Издержки производства, их виды и взаимосвязь с объемом выпуска продукции.
- Максимизация прибыли фирмы в условиях несовершенной конкуренции.
- Образование рыночных цен на факторы производства и распределение доходов в рыночной экономике.
- Результаты национального производства: ввп, чнп и др. Показатели. Два метода измерения общественного продукта: «поток товаров» и «поток доходов». Элементы системы национальных счетов (снс).
- Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение.
- Потребление, сбережения, инвестиции как факторы национального производства.
- Теории мультипликатора и акселератора.
- Система государственных финансов. Государственный бюджет.
- Фискальная политика. Механизм действия фискальной политики: встроенные стабилизаторы и дискреционная фискальная политика.
- Кредитная система. Спрос и предложение на денежном рынке. Равновесный процент. Понятие и виды кредита.
- Двухуровневая банковская система. Центральный банк и его функции. Коммерческие банки, их операции и виды деятельности.
- Процесс создания банками денег. Банковский мультипликатор.
- Кредитно-денежная политика государства. Инструменты денежно-кредитной политики.
- Сущность инфляции. Причины и механизм инфляции в рыночной экономике. Измерение инфляции. Кривая Филлипса.
- Социальные и экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика.
- Рынок труда и проблемы безработицы. Основные виды и причины безработицы.
- Циклический характер экономического развития. Антициклическая политика. Государственное регулирование экономического роста.