logo search
все лекции экономика

2. Виды активов:

1. Материальные, нематериальные (финансовые и прочие нематериальные).

2. Краткосрочные (наличные - используются сразу, в течение года, цикла) и долгосрочные (срок больше года или цикла).

3. Оперативные – долгосрочные активы, используются в процессе производства (земля, здания, оборудование и другие ОФ).

4. Ликвидные – легко реализуемые средства (краткосрочные государственные ценные бумаги, акции, облигации, текущие счета, наличность), не приносящие дохода в виде процентов.

Материальные активы имеют вещественную форму и денежную стоимость. Они бывают производственного и непроизводственного назначения (земля, здания, сооружения жилые, бытовые, культурные и др.). Различают воспроизводимые активы (ОФ, оборотные средства, материальные и художественные ценности) и невоспроизводимые – земля, недра.

Нематериальные активы:

1. Финансовые – чеки, вклады, кредит, векселя, валюта, депозиты, ценные бумаги.

2. Прочие – патенты, торговые марки, «ноу-хау», авторские права, программное обеспечение, автоматизированные системы обработки информации, франшизы (льготы, привилегии), право публикации.

Гуд-вилл – цена фирмы, совокупность таких факторов как уровень профессионализма управляющей команды, деловых связей и репутации фирмы. В целом нематериальные активы представляют собой интеллектуальную промышленную собственность.

Эти активы:

1. Не имеют материально-вещественной структуры.

2. Используются длительное время.

3. Способны приносить пользу предприятию, их отличает высокая степень неопределенности относительно размеров возможной в будущем прибыли от их использования.

3. Финансы предприятия – это совокупность экономических отношений, возникающих в связи с образованием, распределением и использованием денежных средств в процессе производственно-хозяйственной деятельности предприятий (фирм, организаций и др.) всех форм собственности. Схема:

Предприятие

поставщики

государство

банки

оплата труда

покупатели

бюджет

кредит

рабочие

подрядчики

налоги

фин. опер.

служащие

субподрядчики

 

хран. средств

 

посредники

 

 

 

Основу финансового планирования составляет процесс обоснования движения ресурсов и соответствующих финансовых взаимоотношений. Основные задачи финансового планирования:

1. Определение объема финансовых ресурсов для производства и реализации продукции.

2. Расширение производства.

3. Решение социальных задач.

4. Отношения с финансово-кредитной системой.

5. Выполнение финансовых обязательств перед бюджетом.

6. Установление оптимальных пропорций между фондом накопления и фондом потребления предприятия.

7. Раскрытие внутренних резервов роста денежных средств.

Финансовые планы бывают разные – в зависимости от хоз. субъекта:

  1. Коммерческие (фирмы, компании) составляют балансы доходов и расходов.

  2. Некоммерческие учреждения – сметы.

  3. Кооперативы, общественные организации, страховые компании – финансовые планы (на 3-5 лет).

  4. Органы гос. власти – бюджеты разных уровней.

Значение перспективности планов утрачивается при значит уровне инфляции, непрерывном изменении законодательной базы, разрыве хозяйственных отношений.