logo
все лекции экономика

3. Виды цен:

1. Отпускная цена – имеет место при расчетах предприятия-изготовителя с покупателями, кроме населения.

2. Оптовая цена – это отпускная цена, по которой фирмы, предприятия и другие организации (независимо от подчиненности и форм собственности) реализуют продукцию и товары всем покупателям, кроме населения. Оптовая цена определяется по соглашению сторон (покупатель-продавец) и декларируется в органы ценообразования, регистрирующие ее. Порядок декларирования цен устанавливается правительством, исходя из экономической и социальной значимости товара. Могут устанавливаться предельные уровни цен.

3. Розничная цена (фиксированная или свободная) - для населения. Формируется с учетом оптовой надбавки и торговой надбавки, исходя из плановых издержек обращения, установленных налогов и неналоговых платежей, необходимой прибыли. Торговая скидка – это разница между оптовой и розничной ценой, она остается в распоряжении торговых организаций для покрытия издержек обращения и образ прибыли. Иногда это может быть и торговая наценка (накидка) к оптовой цене.

Кроме того, различают:

1. Цена расчетная внутрифирменная – используется при товарообмене между подразделениями фирмы (в том числе в разных странах). Используется для манипуляции с прибылью, переводя ее в страны с более мягким налоговым законодательством.

2. Цена трансфертная (передаточная) - цена на товары и услуги в рамках международных крупных национальных корпораций (является коммерческой тайной).

3. Цена фактурная – цена, указываемая в счете на товар при поставках. Может включать расходы по перевозкам, страхованию, оплату экспортной пошлины, разгрузку, различные сборы и др.

4. Цена «Франко» – оптовая цена с учетом возмещения транспортных расходов при доставке заказчику.

5. Цена индикативная – цена на внешнем рынке при экспорте, подлежит государственной регистрации.

6. Цена контрактная – имеет место при заключении контракта.

7. Базисная цена – имеет фиксированные параметры качества.

8. Неизменная цена – используется при расчетах динамики физического объема продукции.

9. Сопоставимая цена – используется с пересчетом на текущий момент.