Виды планирования
Планы как выражение результатов планирования должны образовывать в совокупности пирамидальную структуру, обладать концентрированной, дифференцированной по уровням управления информативностью, подразделяться по срокам разработки (краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные).
Модель планирования с точки зрения ее предмета состоит из отдельных плановых комплексов или разделов общего плана:
1. Планирование генеральных целей;
2. Стратегическое планирование;
3. Тактическое планирование;
4. Текущее планирование.
Генеральное целевое планирование включает разработку концепции предприятия. Сюда относится планирование важнейших материальных целей: областей деятельности, важнейших результатов, которых хотят достичь; планирование важнейших стоимостных целей: финансовых результатов и ликвидности, планирование важнейших социальных целей: определенного имиджа предприятия, социального положения, определенной модели поведения по отношению к персоналу, инвесторам, рыночным партнерам, государству.
Генеральные цели предприятия формируются в виде директив общего характера. В качестве таких директив выступает глобальная цель предприятия - это прибыльность и достижение гарантированной ликвидности. Для предприятия в социальной рыночной экономике это означает, что стремление к максимальному результату, выраженному в конечном итоге в максимизации ценности капитала предприятия, формулируется, как высшая монетарная цель, которая может достигаться только при достижении установленных по периодам целей производства, и сбыта конкурентоспособных продуктов и услуг с учетом социальных целей.
Стоимостные цели с точки зрения содержания, масштабов и временных горизонтов находят свое выражение в показателях планирования результатов и финансового планирования, а также других производных от них экономических показателей, образующих многоступенчатую разветвленную совокупность высших целей в системе монетарных целей предприятия.
Стратегическое планирование осуществляется на долгосрочную перспективу и подразумевает формулирование целей, задач, масштабов и сферы деятельности предприятия на качественном уровне или в виде, весьма общих, количественных ориентиров.
Стратегическое планирование - это, прежде всего планирование достижения целей. В рамках стратегического планирования целевые установки могут упорядочиваться различными способами, однако как минимум выделяется четыре типа целей:
-
рыночные (какой сегмент рынка товаров и услуг планируется охватить, каковы приоритеты в основной производственно-коммерческой деятельности компании);
-
производственные (какие структура производства и технология обеспечат выпуск продукции необходимого объема и качества);
-
финансово-экономические (каковы основные источники финансирования и прогнозируемые финансовые результаты выбираемой стратегии);
-
социальные (в какой мере деятельность компании обеспечит удовлетворение определенных социальных потребностей общества в целом или отдельных его слоев).
Стратегическое планирование включает в себя планирование программы и потенциала (планирование численности и структуры персонала, видов, объемов и структуры средств производства, организационной и территориальной структуры предприятия). Стратегическое планирование называют также планированием стратегий полей бизнеса, стратегий функциональных сфер деятельности и региональных стратегий.
Предметом стратегического планирования является планирование выражаемого потенциалом размера предприятия, определение целеориентированной структуры потенциала, так как размер предприятия ограничен возможностями внешнего финансирования, то планирование структуры капитала (соотношение собственного и заемного капитала) также относят к стратегическому планированию.
Стратегическое планирование связано с планированием развития предприятия и инновационным планированием. Оно носит долгосрочный характер и характеризуется следующими признаками:
-
основополагающие решения должны приниматься с учетом философии и политики предприятия;
-
они имеют особое значение для развития материальной базы и (или) финансовых показателей предприятия;
-
действуют в долгосрочной перспективе и принимаются относительно редко;
-
требуют при принятии особой ответственности за предприятие в целом и учета всех взаимосвязей.
Стратегический план может иметь следующую структуру:
- Содержание
- Введение Экономика предприятия как наука. Предмет, метод, цели и задачи курса
- Тема 1. Предприятие как субъект хозяйствования Лекция 1. Предприятие как субъект хозяйствования
- Понятие предприятия, его признаки и принципы организации
- Классификация предприятий
- Общая классификация предприятий
- Сравнительная характеристика организационно-правовых форм предприятий
- Жизненный цикл предприятия
- Современные формы добровольных объединений предприятий
- Контрольные вопросы к теме №1
- Тема 2. Основные средства предприятия Лекция 2. Основные средства предприятия
- Понятие, состав и структура основных средств
- Классификация основных средств
- Методы учета и оценки основных средств
- Износ и амортизация основных средств
- Сравнительные величины норм амортизации и годовых амортизационных отчислений при различных методах начисления амортизации*
- Лизинг как форма обновления основных средств
- Показатели эффективности использования основных средств
- Контрольные вопросы к теме №2
- Тема 3. Оборотные средства предприятия и их эффективность Лекция 3. Оборотные средства предприятия и их эффективность
- Понятие, состав и структура оборотных средств предприятия
- Источники формирования оборотных средств предприятия
- Определение потребности в оборотных средствах
- Показатели использования оборотных средств
- Контрольные вопросы к теме №3
- Тема 4. Персонал предприятия и эффективность его использования Лекция 4. Персонал предприятия и эффективность его использования
- Понятие, состав и структура персонала предприятия
- Расчет численности работников предприятия
- Производительность труда и ее влияние на экономику предприятия
- Факторы и резервы роста производительности труда
- Контрольные вопросы к теме №4
- Тема 5. Оплата труда на предприятии Лекция 5. Оплата труда на предприятии
- Сущность, виды и функции заработной платы, принципы ее организации
- Формы и системы оплаты труда
- Тарифная система оплаты труда
- Значение тарифных коэффициентов
- Зарубежный опыт организации оплаты труда
- Контрольные вопросы к теме №5
- Тема 6. Система планирования деятельности предприятия Лекция 6. Система планирования деятельности предприятия
- Сущность, цели и принципы планирования
- Методы планирования
- Виды планирования
- Раздел 1. Содержание и целевые установки деятельности компании.
- Раздел 2. Прогнозы и ориентиры. Приводятся прогноз экономической ситуации на рынках капиталов, продукции и труда, намеченные перспективные ориентиры по основным показателям.
- Раздел 3. Специализированные планы и прогнозы:
- Отличительные черты стратегического и текущего планирования
- Бизнес-план: сущность, виды, структура
- Предприятия
- Контрольные вопросы к теме №6
- Тема 7. Издержки и себестоимость продукции Лекция 7 Издержки и себестоимость продукции
- Понятие, виды издержек производства и себестоимости продукции
- Классификация затрат на производство продукции (работ, услуг)
- Классификация затрат на производство
- Калькулирование себестоимости продукции и цены
- Сырье и основные материалы (за вычетом возвратных отходов).
- Основная заработная плата основных производственных рабочих.
- Износ инструмента и приспособлений целевого назначения.
- Пути снижения себестоимости продукции
- Контрольные вопросы к теме №7
- Тема 8. Результативность деятельности предприятия Лекция 8. Результативность деятельности предприятия
- Сущность, виды дохода и прибыли предприятия
- Формирование и распределение прибыли предприятия
- Показатели рентабельности и методика их расчета
- Пути повышения прибыли и рентабельности
- Контрольные вопросы к теме №8
- Тема 9. Инвестиции и инвестиционная деятельность предприятия Лекция 9. Инвестиции и инвестиционная деятельность предприятия
- Сущность и виды инвестиций
- Особенности инвестиционной деятельности
- Инвестиционный проект: понятие и основные разделы
- Оценка экономической эффективности проекта
- Коммерческая эффективность
- Бюджетная эффективность проекта
- Контрольные вопросы к теме №9
- Тема 10. Адаптация предприятий к рыночным условиям хозяйствования Лекция 10. Адаптация предприятий к рыночным условиям хозяйствования
- Реструктуризация предприятий
- Диверсификация производства
- Банкротство: понятие, причины и факторы его обуславливающие
- Признаки банкротства
- Процедуры банкротства
- Предупреждение банкротства. Санация предприятия
- Контрольные вопросы к теме №10
- Экзаменационные вопросы
- Список использованНой литературы
- 220007, Г. Минск, ул. Московская, 17.