logo search
Лекции по теории АХД 2011

9.6 Цели и способы обобщения результатов анализа хозяйственной деятельности и выработки рекомендаций по их использованию

Важнейшим этапом анализа является интерпретация (вы­воды) и оформление его результатов. Поскольку оформление может быть в виде краткого или развернутого заключения, текстовой или графической информации, в методике четко оговаривается, в каком виде и кому представляются резуль­таты проведенного анализа.

Любые результаты аналитического исследования деятельности организации в целом или его сегментов должны быть оформлены соответствующими документами. Это может быть аналитический отчет (пояснительная записка), справка, заключение.

Аналитический отчет (пояснительная записка) обычно состав­ляется для внешних пользователей. Если результаты анализа пред­назначены для внутрихозяйственного использования, они оформ­ляются в виде справки или заключения. Содержание аналитического отчета должно быть достаточно полным. Прежде всего он должен содержать общие вопросы, от­ражающие экономический уровень развития организации, условия его хозяйствования, характеристику ассортиментной и ценовой политики, конкурентоспособности продукции, широту и долю рынков сбыта продукции, репутацию организации, его имидж в деловом мире. Необходимо также указать положение товаров на рынках сбыта, т. е. на какой стадии жизненного цикла находится каждый товар на рынке (внедрения, роста и развития, зрелости, насыщения или спада). Следует охарактеризовать реальных и по­тенциальных конкурентов, указать сильные и слабые стороны их бизнеса. После этого необходимо отразить динамику показателей, харак­теризующих производственные и финансовые результаты, иму­щественное и финансовое состояние организации, его деловую активность, эффективность работы, перспективы развития.

Должна быть дана расшифровка агрегированных показателей отчетности (состав дебиторской и кредиторской задолженности, краткосрочных и долгосрочных финансовых вложений, распределения прибыли и др.), а также отражена информация по сегментам (выручка, затраты, прибыль, активы, обязательства сегментов по операционным и географическим признакам).

В аналитическом отчете дается также характеристика как поло­жительных, так и отрицательных сторон деятельности организации за отчетный период, раскрываются объективные и субъективные внешние и внутренние факторы, повлиявшие на производствен­ные и финансовые результаты его работы. Кроме того, излагается перечень мероприятий, направленных на устранение имевших место недостатков и повышение эффективности функционирова­ния организации в будущем.

Аналитическая часть отчета должна быть обоснованной и кон­кретной. Она может содержать аналитические расчеты, таблицы, где сгруппированы необходимые для иллюстрации данные, графи­ки, диаграммы и т. д. При ее оформлении особое внимание нужно уделять выводам и предложениям по результатам анализа. Они должны быть всесторонне обоснованными и направленными на улучшение результатов хозяйственной деятельности, освоение вы­явленных внутрихозяйственных резервов.

Содержание справки или заключения по результатам анализа, в отличие от пояснительной записки, может быть более конкрет­ным, акцентированным на отражении недостатков или достиже­ний, выявленных резервов, способов их освоения. Здесь может быть опушена общая характеристика организации и условий его деятельности.

Отдельно следует остановиться на бестекстовой форме пред­ставления результатов анализа. Она состоит из постоянного маке­та типовых аналитических таблиц, графиков и не содержит пояс­нительного текста. Аналитические таблицы и графики позволяют систематизировать, обобщить изучаемый материал и представить его в пригодной для восприятия форме. Формы таблиц могут быть самыми разнообразными. Они строятся в соответствии с требова­ниями анализа. Показатели в аналитических таблицах необходимо размещать таким образом, чтобы они одновременно использова­лись в качестве аналитического и иллюстративного материала. При этом не нужно стремиться дать в одной таблице все показатели работы организации или бросаться в другую крайность – вводить множество таблиц. Как универсализация, так и безмерное количе­ство таблиц усложняют их использование. Аналитические таблицы и графики должны быть наглядными и простыми.

Такой порядок оформления результатов анализа в последнее вре­мя находит все большее применение. Он рассчитан на высококва­лифицированных работников, способных самостоятельно разо­браться в обработанной и систематизированной информации и принимать необходимые решения. Бестекстовый анализ повышает его действенность, так как при этом сокращается разрыв между выполнением анализа и использованием его результатов.

На практике наиболее существенные результаты заносяться в специально предусмотренные для этого разделы экономического паспорта организации. Наличие таких данных за несколько лет позволяет рассматривать результаты анализа в динамике.