1.3 Государственное регулирование рынка труда и проблемы уровня жизни
Во всех странах государство принимает активное участие в регулировании рынка труда, поскольку считается, что нерегулируемый рынок не обеспечивает эффективное использование трудовых ресурсов. Причинами являются неравенство сил работников и работодателей при заключении трудовых контрактов, дискриминация отдельных категорий трудящихся в оплате и условиях труда, недостаточная информированность работников о специфике рабочих мест.
Сферами государственного регулирования являются:
- Законодательное оформление и защита прав трудящихся;
- Защита уязвимых групп населения (национальных меньшинств,
мигрантов, инвалидов и др.);
- Подготовка и переподготовка трудящихся;
- Обеспечение минимальной оплаты труда;
- Гарантирование приемлемых условий труда;
- Обеспечение стабильного дохода и социальное страхование работников [18 c.134].
На функционирование рынка труда существенное значение оказывают государственные меры по борьбе с инфляцией, созданию новых рабочих мест, налоговая политика. Не следует, однако, обольщаться относительно эффективности государственного регулирования трудовых отношений. Так, в странах с развитой рыночной экономикой устанавливаемая государством минимальная заработная плата зачастую оказывается выше равновесной цены труда. В результате возникает «безработица ожидания», поскольку предложение труда возрастает, а спрос на него падает (рис. 5):
PL
S
PG
PL*
D
L
LD L* LS
Рис. 5. Минимальная заработная плата и «безработица ожидания»
PL* - равновесная заработная плата;
L* - равновесное количество труда;
PG - минимальная заработная плата, установленная государством;
Ls - предложение труда при минимальной заработной плате;
Ld - спрос на труд при минимальной заработной плате;
Ls-Ld - «безработица ожидания»
К тем же последствиям может привести и воздействие профсоюзов на рынок труда, когда профсоюзам удается добиться превышения заработной платы над ее равновесным уровнем.
Иногда государство путем стимулирования совокупного спроса пытается добиться того, чтобы безработица оказалась ниже ее естественного уровня.
Регулирование рынка труда ограничивает свободу заключения трудовых соглашений. В его отсутствие работники и работодатели самостоятельно определяют уровень оплаты и условия труда. Однако сегодня эта свобода все больше ограничивается законами о минимальных зарплатах и условиях труда. Сторонники таких законов говорят о целесообразности регулирования, поскольку оно не позволяет работодателям эксплуатировать трудящихся. Оппоненты же утверждают, что подобные законы увеличивают издержки в сфере бизнеса и не позволяют работодателям действовать гибко -- а значит, способствуют росту безработицы, особенно долгосрочной.
Обычно этот делается накануне выборов в политических целях. Но такие попытки дают лишь кратковременный эффект. Вначале, правда, производство обычно растет, а безработица падает. Но при этом фактический ВВП начинает превышать потенциальный ВВП, т.е. экономика работает с перегрузкой. Поэтому очень скоро экономика сталкивается с ростом цен, увеличившееся было производство вновь сокращается, а безработица возвращается к своему естественному уровню.
Зачастую государственное регулирование трудовых отношений обеспечивает защиту лишь относительно благополучной категории работников «формального» сектора за счет ограничения занятости в нем и развития подпольных форм занятости. Такое происходит всякий раз, когда установленные государством стандарты заметно опережают реальные возможности экономики, либо становятся препятствием для гибкости рынка труда.
Как мы видели, регулирование рынка труда предусматривает установление минимального уровня зарплат и определенных условий труда. Кроме того, оно подразумевает механизм мониторинга -- через профсоюзы, трудовую инспекцию, или то и другое сразу.
Регулирование приводит к росту зарплат и улучшению условий труда, поэтому экономистам стоит прежде всего обратить внимание на такой вопрос, как вытеснение с рынка менее квалифицированных работников. Пожилые, молодые, неопытные, необразованные работники или те, кто числился безработным достаточно долгий срок, не соответствуют жестким требованиям к производительности труда. Наш вывод заключается в том, что подобное вытеснение действительно имеет место. Другой фактор заключается в том, что финансирование развитой системы соцобеспечения требует повышения налогов, а это также препятствует созданию новых рабочих мест. Преимущества регулирования заключаются в выравнивании уровня оплаты и условий труда, сокращении количества «неблагоприятных» рабочих мест. Ценой этого становится сокращение общего количества рабочих мест и разрастание системы соцобеспечения. А исследования общественных настроений показывают, что безработные предпочли бы иную комбинацию: большее количество рабочих мест при меньшем уровне соцобеспечения.
Что же касается факторов, обусловливающих меры регулирования, способствующие росту безработицы, то здесь обе теории - «политическая» и «правовая» - имеют свои сильные стороны. Политическая гипотеза основывается на существовании эгоистических интересов. Среднестатистический избиратель получает преимущества в виде высокой зарплаты и хороших условий труда, а безработные представляют собой слишком разношерстную категорию, чтобы реально влиять на характер политического курса. Это, однако, не объясняет, почему в одних странах политика в области занятости строится на принципах свободного рынка, а в других - нет. Преобладающий избиратель во всех странах имеет одни и те же интересы, поэтому здесь должен действовать некий дополнительный фактор. В данном случае свою роль играет происхождение правовой системы, поскольку она определяет путь развития страны. Некоторые государства в свое время попали под влияние интервенционистской французской или немецкой правовой системы и продолжают идти в том же русле из-за высоких транзакционных издержек, связанных с ее изменением. Другим странам повезло больше: они унаследовали рыночную традицию английского прецедентного права. И пока мы в состоянии защитить эту традицию, мы сможем сдерживать рост долгосрочной безработицы и обеспечивать более целесообразную возрастную структуру занятости.
- Введение
- 1. Рынок труда и его специфика
- 1.1 Спрос и предложение на рынке труда
- 1.2.Безработица, ее формы и последствия
- 1.3 Государственное регулирование рынка труда и проблемы уровня жизни
- 2. Рынок труда в России: современное состояние, тенденции и перспективы развития
- 2.1 Государственная политика в области содействия занятости населения
- 2.2 Спрос и предложение на рынке труда в России
- 2.2 Тенденции развития рынка труда в России
- Рынок труда. Спрос и предложение труда.
- Спрос и предложение на рынке труда
- Спрос и предложение на рынке труда
- Спрос и предложение на рынке труда
- Спрос и предложение на рынке труда.
- Рынок труда. Спрос и предложение труда.
- Спрос и предложение на рынке труда
- Спрос и предложение на рынке труда
- Рынок труда. Спрос и предложение на рынке труда
- Спрос и предложение на рынке труда