logo
Автосервис ИП "Богданов Мотор"

3. Анализ отрасли

Ситуация на рынке автосервисов напрямую зависит от тенденций развития отечественного автопарка. За последние 10 лет он увеличился в 2,5 раза и в настоящее время состоит более чем из 30 млн. машин.

Согласно статистическим данным министерства торговли Вологодской области, в ситуации экономического кризиса автомобильный рынок Череповца пострадал сильнее всех остальных рынков товаров и услуг. К примеру, в нижнем ценовом сегменте, где работает порядка 9 дилеров, снижение объемов продаж в 2010 года составило порядка 65%.

В настоящее время на одну тысячу россиян приходится всего 170 автомобилей, что ниже уровня развитых стран почти в четыре раза. В отношении же автосервисов сложилась благоприятная конъюнктура -- устойчивое и значительное увеличение числа потенциальных потребителей данных услуг, поскольку у автолюбителей в настоящий момент по причине отсутствия денежных средств на покупку нового автомобиля возникает необходимость ремонтировать старый. Что же касается самих автосервисов, то и их число неуклонно растет, причем преобладание сетей до сих пор не прослеживается.

2010 год, как и ожидалось, стал годом падения спроса на новые автомобили для автомобильных дилеров, а также произошло вынужденное резкое сокращение собственного кредитного портфеля. В итоге, раньше или позже, в той или иной степени, все дилеры были вынуждены решать эти задачи.

Сервисные центры приносили в 2010 году дилерам тот же или даже больший доход, чем раньше. Это привело к тому, что многие руководители автомобильных компаний сделали недалекие выводы, что "сервис теперь главнее продаж". Но к концу года уже явно стала заметна тенденция к снижению выручки сервиса. Это обусловлено снижением средней покупательской способности и услуг сервиса, а также сокращением автопарка гарантийных автомобилей, которые и являлись главной клиентской базы сервисов официальных дилеров. В октябре этого года мы опубликовали свой прогноз по выручке сервисных центров. Компанией "Интегс" были разработаны фундаментальные изменения в структуре услуг сервиса, которые позволяют избежать потенциального спада.

Автомобили российского производства получили некоторые преимущества от государства. Так, в 2009 году правительством РФ были приняты меры по поддержке "отечественного" производителя: дополнительная финансовая помощь производителям, ужесточение таможенных правил, программа потребительского кредитования "отечественных" авто, программа утилизации автомобилей при покупке новых "отечественных авто". Все это должно дать неоспоримое преимущество конкурентное автомобилям, имеющим достаточную локализацию производства на территории РФ. Реакция производителей - развитие инвестиционных проектов на территории РФ. В свою очередь у дилеров популярность стали приобретать франшизы "отечественного" производства.

Обобщая итоги 2010 года, можно сказать, что худшие времена для дилеров уже наступили и есть надежды на улучшение.

В результате резко сократилась основная доходная статья бюджета дилерских центров, произошло свертывание инвестиционных планов по строительству новых автомобильных центров, возникла резкая потребность в свободных финансовых ресурсах.

Проще говоря, вместо покупки новых автомобилей, потребители сейчас платят за те автомобили, которые уже колесят по дорогам. В связи с этим полезно рассмотреть следующие цифры:

-Как менялся объем долга (нарастающим итогом) потребителей перед банками.

-Как этот объем долга соотносился с текущими объемами продаж.

Как видно из рис. 2.1, объем долга потребителей перед банками накопившийся в 2006-2009 годы, в значительной мере погашен в 2010 году. Следовательно, у банков появились средства для новых кредитов, в свою очередь, потребители станут готовы эти кредиты брать. Это должно привести к новой волне роста кредитования покупателей автомобилей.

Рисунок 2.1 - Сравнение темпов продаж новых автомобилей и объема потребительского долга за автомобили в 2002-2010 годах

По оценкам "Интегс", объем рынка новых автомобилей может измениться в среднем на несколько процентов в плюс, по сравнению с 2009 годом.

Таблица 3 Прогноз изменения автомобильного рынка на 2011 год (в сравнении с 2010 годом, %)

Прогноз изменения автомобильного рынка на 2011 год

Изменение по сравнению с 2010 годом

Доля в денежном объеме продаж

Оптимистический прогноз

Пессимистический прогноз

Среднее

Рынок автокредитования

17

100

50

Средние регулярные доходы граждан

25

0

Собственные средства покупателей, истраченные на покупку авто

83

0

-20

Общий объем продаж

100

17

-8

4

Цифры показывают, что в основном изменение объёма рынка может произойти за счет новой волны роста автокредитов. А вот собственные средства граждан значительно уменьшились в 2010 году, соответственно при сохранении уровня доходов в 2010-2011 годах, в 2011 году будет потрачено еще меньше средств на покупку автомобилей.

По оценкам "Интегс", в дальнейшем ожидается новый рост автомобильного рынка, повторяющий в общих чертах рост продаж 2002-2007 г.г. Сервисные центры, как уже отмечалось в прогнозе для сервисных центров, также ожидает падение выручки, но в отличии от рынка новых автомобилей, здесь можно искать методы решения, которые позволят предотвратить сильное падение.

Падение выручки сервисных центров будет связано с сокращением парка гарантийных автомобилей, а в период интенсивного роста большинство дилеров так и не научились удерживать своих клиентов на сервисных центрах после окончания гарантии. Это приведёт к возможному падению выручки сервиса до 50%.

Рисунок 2.2 - Темпы продаж новых автомобилей 2002-2013 г.г

Рисунок 2.3 - Возрастной состав парка автомобилей 2007-2013 г.г

Основная проблема сервисных центров - это отношение к ним, как к производству, требующему повышения эффективности. Мало, кто в полной мере воспринимает сервисные центры, как подразделение, которое требует своей маркетинговой политики и конкурирует на рынке так же, как любой другой бизнес.

В итоге можно сказать, что ближайшие годы будут периодом острой конкурентной борьбы для автомобильных дилеров, что влечет за собой потребность в развитии и совершенствовании. А главным конкурентным преимуществом должны стать инновационные решения и технологии в бизнесе.

Из диаграммы видно, что сильнее всего пострадали марки, средняя цена которых составляет от 800 до 1500 тыс. руб. Это связано с наиболее сильным провалом доходов среднего класса, а также с наибольшей долей кредитных средств в выручке этого ценового диапазона.

Рисунок 2.4 - Доля различных ценовых диапазонов в общих продажах новых автомобилей в 2009 году

Рынок автокредитования, резко выросший в период с 2002 года по 2008 год, позволил увеличить продажи автомобилей, но это был разовый подъем. Для того, чтобы не произошло отката в темпах продаж, банкам пришлось бы постоянно наращивать сумму долга. Банки начали испытывать дефицит финансов, что привело к сокращению выдачи кредитов, в результате общая сумма долга автолюбителей перед банками сократилась.

Менее пострадал высокий ценовой сегмент, что говорит о том, что покупатели этого ценового сегмента сохранили достаточный доход для того, чтобы не ограничивать себя в уровне своего личного потребления. В этом ценовом сегменте уверенные позиции традиционно занимает немецкая тройка (Mercedes, BMW и VW Audi Group).

Рынок подержанных автомобилей сократился, но этот рынок остается потенциалом развития бизнеса для многих официальных дилеров. Не все уделяют этому достаточное внимание, но ведь на 1 сделку по покупке нового автомобиля приходится 2-3 сделки по покупке-продаже автомобиля с пробегом. По статистике крупных западных сетей доля в валовом доходе от продажи подержанных автомобилей может составлять до 15% от всего валового дохода дилера.

Структура рынка техобслуживания города Череповца пока еще недостаточно четко выражена. Безусловно, на нем имеется определенная специализация, можно говорить и о нескольких вертикальных уровнях. В то же время крайне мало узнаваемых автосервис-брэндов: один и тот же автосервис может работать и с "Мерседесами", и с ВАЗовской продукцией. Сейчас выделяют четыре уровня рынка.

Авторизованные автосервисы. В таких автосервисах работа ведется в четком взаимодействии с официальными дилерами и зарубежными автопроизводителями. Как правило, компания специализируется на обслуживании какой-то одной конкретной марки. Войти в этот бизнес очень непросто: вендоры требовательно относятся к выбору контрагентов. Максимальную прибыль -- от 10 тыс. долл. в месяц -- способны приносить автосервисы, расположенные в крупных городах, где продается много новых иномарок.

Сетевые автосервисы. Этот сегмент в России до сих пор недостаточно развит: нет ни одной сети технического обслуживания, которая развивалась бы в национальном масштабе (чаще всего охватывается не более пяти регионов). Западные сети автосервисов на российском рынке представлены слабо (исключением можно считать разве что станции техобслуживания Bosch, но их пока немного). Кроме того, в нашей стране имеются "псевдосети", образующиеся, когда западные компании, желая увеличить сбыт продукции, позволяют использовать свое название. Но никакого контроля за качеством оказываемых услуг такими автосервисами с их стороны не ведется. Средняя прибыль одного входящего в сеть автосервиса с несколькими боксами составляет 5-7 тыс. долл. в месяц.

Одиночные автосервисы. Такие автосервисы не имеют аккредитации, что, однако, не мешает составлять конкуренцию авторизованным автосервисам: услуги те же самые, но платить за них приходится на 20-30% меньше. Прибыль такого автосервиса редко опускается ниже 2 тыс. долл. в месяц, но практически никогда не превышает 12 тыс. долл.

Индивидуальные автосервисы. Данный вид деятельности только с большой долей условности можно назвать бизнесом -- это, скорее, самозанятость. Однако услуги индивидуалов, ремонтирующих автомашины в собственных гаражах или по вызову, пользуются стабильным спросом, принося 800-1200 долл. чистой прибыли в месяц.

На рисунке 2.5 представлено распределение автосервисов города Череповца по занимаемой ими рыночной доле.

В таблице 4 представлены автосервисные предприятия, относящиеся к вышеперечисленным категориям в городе Череповце.

Открываемое предприятие ИП "Богданов Мотор" будет относиться к категории одиночных автосервисов, что обеспечит ему большое количество конкурентов, однако за счет своей грамотной ценовой политики и качества предлагаемых услуг предприятие сможет превзойти своих конкурентов.

Таблица 4 Автосервисные предприятия города Череповца

Авторизованные сервисы

Доля рынка

Суммарная экспертная оценка конкуренто-пособности (по 5-бальной шкале)

Car Life Company™ Череповец. Автоцентр KIA - Череповец, Северное ш., 47а

1,6

4,6

Car Life Company™ Череповец. Автоцентр Uz-Daewoo - Череповец, Карла Либкнехта ул., 31

1,3

4,7

Автомастерская Транс-Сервис Череповец, Олимпийская ул., 50

2,9

4,3

Автомастерская Транс-Сервис, Череповец, Олимпийская ул., 54

Автоцентр Вологда-4 Вологодская обл., Череповец, Энергетиков ул., 2, А

1,5

4,2

Exclusive Вологодская обл., Череповец, Рыбинская ул., ГК Политехник

2,1

4,6

Автосервисное предприятие Северсталь-Инвест ООО Череповец, Гоголя ул., 49

4,5

4,9

СТО Автотрек ООО Вологодская обл., Череповец, Гоголя ул., 47

3,1

4,4

СТО Вологодская обл., Череповец, Краснодонцев ул., 118

2,9

4,3

СТО Фиат-Сервис ООО Вологодская обл., Череповец, Краснодонцев ул., 3

0,7

4,6

СТО Череповецавтоцентр Вологодская обл., Череповец, Краснодонцев ул., 119

1,6

4,8

Сервисный центр Щеглино ООО, Череповец, Кирилловское ш., 88

2,9

4,3

Ту-Авто ООО Вологодская обл., Череповец, Олимпийская ул., 2

1,8

4,4

Центр автоэлектроники Витязь Вологодская обл., Череповец, Милютина ул., 5

2

4,2

Центр автоэлектроники Киловатт-авто Череповец г., Северное ш., 43

2,1

4,5

Одиночные сервисы

Автомастерская Вологодская обл., Череповец, Гоголя ул., 62

6,5

4,9

Автомастерская Автосервис Каскад Череповец, Боршодская ул., 52

3,5

4,4

Автомастерская Автотест Вологодская обл., Череповец, Кирилловское ш., 72, А

3,1

4,5

Автомастерская Азарт-Автостиль Череповец, Краснодонцев ул., 5

3,8

4,3

Автомастерская Дельта Вологодская обл., Череповец, Победы просп., 10, А

2,8

4,2

Автомастерская Земан Вологодская обл., Череповец, Кирилловское ш., 76А

3,6

4,8

Автосервисное предприятие Арктика-Авто Череповец, Боршодская ул., 52

3,1

4,7

Автосервисное предприятие Дива ООО Череповец, Судостроительная ул., 17

6,2

4,9

Автоцентр Автотехник ООО Череповец, Олимпийская ул., 73

4,1

4,6

Автосервисное предприятие РКД-Маркет ООО Череповец, Кирилловское ш., 72

3,8

4,2

Автосервисное предприятие Мб-центр ООО Череповец, Ухтомского пер., 5

3,8

4,3

Завод автоспецоборудования Красная Звезда ЗАО СТО Череповец, Ухтомского пер., 5

3,7

4,4

Резкое изменение налоговой политики правительства РФ (увеличение таможенных ставок) привело к тому, что ввоз запасных частей и различных марок автомобилей Германии, США, Японии резко сократился. Исключение составляют корейские автомобили, что объясняются специфическими особенностями развития Кореи.

Практически в г. Череповце до 70% населения, имеющего автомобили, не проходят официальный техосмотр, хотя администрацией Вологодской области предусмотрено, что техосмотр грузовых и легковых автомобилей проводится на базе автобусного и таксомоторного парков, автоколонны № 1456.

Проблемой развития производства остается низкий уровень жизни населения и его низкая платежеспособность. Авторемонт как сфера производства становится либо для потребителей - дорогим, либо для производителей - нерентабельным.

Перспективно-продуктивная идея.

В этих условиях ИП "Богданов Мотор" ориентируется:

-На создание комплексного автосервиса по принципу абонементного обслуживания, когда обеспечивается наибольший поток денежных средств;

-По принципу ориентации на потребность клиентов обеспечения его качественным и доступным по цене гарантийным ремонтом и другими сопутствующими услугами.

Главной перспективой в продуктивной идее является отказ от привязки к курсу доллара, что существенно снизит себестоимость ремонта.

Основная коммерческая идея:

Основными потребителями предлагаемых услуг являются автовладельцы района Заречье, внутри которого расположен наш сервисный центр. Население этого микрорайона составляет приблизительно 60 тыс.чел, то есть приблизительно 20 тыс.семей. Из расчета 40% обеспеченности семей личным автотранспортом имеем около 8 тыс. автомобилей в данном микрорайоне. Даже при условии 70% обеспеченности этого парка услугами автосервиса, остается еще неудовлетворенная потребность порядка 2400 владельцев автомобилей.

Учитывая, что хотя бы 2 раза в год необходимо посетить автосервис для замены масла и около 80% автовладельцев для этого обращаются в автосервис, емкость рынка для ИП "Богданов Мотор" составит 2400*2*80%=3840 человеко-посещений в год.

Таким образом, количество потенциальных потребителей услуг автосервиса является достаточным для успешного осуществления данного проекта.