Заключение
Государственное регулирование социально-экономического развития охватывает четыре блока проблем:
Во-первых, теоретические, методологические и организационные проблемы государственного вмешательства в процесс функционирования социально-ориентированной рыночной экономики.
Во-вторых, обоснование перспектив социально-экономического развития страны, включая такие инструменты государственного воздействия, как:
- концепция социально-экономического развития,
- система экономических прогнозов,
- концепция социально-экономического развития страны,
- программы развития экономики и ее отдельных составляющих,
- индикативный план развития национальной экономики.
В-третьих, проблемы регулирования экономики страны через управление ограниченными производственными ресурсами - факторами производства, включая такие важнейшие составляющие, как: научно-технический прогресс, трудовые ресурсы и инвестиции.
В-четвертых, методы и инструменты обоснования и проведения экономической политики в рамках текущего (оперативного) регулирования экономических процессов, включая такие составляющие экономической политики, как:
-формирование конкурентной среды и эффективного предпринимательства,
- государственное регулирование деятельности банковской системы,
- бюджетное регулирование экономики страны,
- налоги как инструмент государственного регулирования экономики,
- денежное и кредитное регулирование экономики,
- государственная валютная политика,
- государственное регулирование внешнеэкономических связей страны.
Правовая база государственного регулирования экономики в Российской Федерации охватывает следующий круг вопросов:
- законодательное установление целей экономического развития и задач государственного регулирования экономики;
- законодательное определение инструментов и методов государственного регулирование экономики;
- правовое установление социальной ориентации рыночной экономики в России;
- правовое установление порядка управления государственным имуществом и государственной собственностью;
- законодательное регулирование политики в области формирования конкурентной среды.
Социально-экономическое положение Пермского края на сегодняшний день можно считать удовлетворительным. Край располагает значительными природными ресурсами, серьезным экономическим потенциалом и относительно высоким уровнем жизни населения. По многим социально-экономическим показателям Пермский край входит в число ведущих регионов России.
Отраслями-«локомотивами» экономики Пермского края, являются отрасли ориентированные на добычу и переработку сырья.
В настоящее время в Пермском крае внедрена функционально-целевая модель управления регионом, которая кардинально отличается от традиционной отраслевой системы управления. Разработка и внедрение данной модели управления в крае обусловлены усилением межрегиональной конкуренции и необходимостью поиска новых источников повышения конкурентоспособности региона.
На основе анализа выделены основные сферы постановки целей регионального развития, которые объединены в следующие блоки:
* развитие человеческого потенциала;
* экономическое развитие;
* развитие инфраструктуры;
* развитие территорий;
* управление государственной и муниципальной собственностью.
Список использованной литературы
1. Албегова И.М., Емцов Р.Г., Холопов А.В. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку / Под общей редакцией д.э.н., проф. Сидоровича А.В. - М.: Дело и Сервис, 2008. - 254 с.
2. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: Учебн. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 212 с.
3. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2009. - 340 с.
4. Багриновский К.А., Рубцов В.А. Модели и методы прогнозирования и долгосрочного планирования: Учебное пособие. - М.: 2008. - 275 с.
5. Экономика: Учебник /Под редакцией А.С. Булатова - М.: БЕК, 2007.-125 с.
6. Загороднева А.М. Государственное регулирование занятости и рынка труда. - М.: МГУ, 2009. - 180 с.
7. Матрусов Н.Д. Региональное прогнозирование регионального развития России. -М.: Наука,2005. - 247 с.
8. Мотышина М.С. Методы социально-экономического прогнозирования.: Учебное пособие. - СПб.: 2010. - 195 с.
9. Мэнкью Г. Принципы экономики: Учебник XXI века. - СПб. 2009. - 25 с.
10. Орешин В.П., Потапов Л.В. Управление региональной экономикой. - М.: ТЕИС, 2009. - 312 с.
11. Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики: Учебн. пособие. - М.: Юристъ, 2009. - 271 с.
12. Планирование народного хозяйства: Цикл лекций акад. А.И. Анчишкина. - М.: МГУ, 2008. -150 с.
13. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие для вузов. / Под ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2009. - 260с.
14. Ходов Л.Г. Основы государственной экономической политики: Учебник. - М.: БЕК, 2007. - 178 с.
15. Яременко Ю.В. Прогнозы развития народного хозяйства и варианты экономической политики. - М.: Наука, 2007. - 145 с.
16. Пермский край // Эксперт. - 2009. - N 33. - С.131-140.
17. Научно-технический потенциал Пермского края. Год 2009:
18. Научно-информационный сборник /Министерство промышленности, инноваций и науки Пермского края, Пермский научный центр УрО РАН; - Пермь, 2009. - 296 с.
19. Данные лесного плана Пермского края.
"right">Приложение 1Рис.1. Административно-территориальное деление Перми
- Введение
- Глава 1. Сущность и содержание государственного регулирования региональной экономики
- 1.1 Задачи государственного регулирования экономики
- 1.2 Инструменты государственного регулирования экономики
- 1.3 Особенности методов государственного регулирования регионального развития
- Глава 2. Инструменты и методы государственного регулирования региональной экономики Пермского края
- 2.1 Описание региона и его проблемы
- 2.2 Инструменты государственного регулирования экономики Пермского края
- 2.3 Тенденции развития Коми-Пермяцкого округа
- Заключение