logo
Методы и инструменты государственного регулирования региональной экономики

Заключение

Государственное регулирование социально-экономического развития охватывает четыре блока проблем:

Во-первых, теоретические, методологические и организационные проблемы государственного вмешательства в процесс функционирования социально-ориентированной рыночной экономики.

Во-вторых, обоснование перспектив социально-экономического развития страны, включая такие инструменты государственного воздействия, как:

- концепция социально-экономического развития,

- система экономических прогнозов,

- концепция социально-экономического развития страны,

- программы развития экономики и ее отдельных составляющих,

- индикативный план развития национальной экономики.

В-третьих, проблемы регулирования экономики страны через управление ограниченными производственными ресурсами - факторами производства, включая такие важнейшие составляющие, как: научно-технический прогресс, трудовые ресурсы и инвестиции.

В-четвертых, методы и инструменты обоснования и проведения экономической политики в рамках текущего (оперативного) регулирования экономических процессов, включая такие составляющие экономической политики, как:

-формирование конкурентной среды и эффективного предпринимательства,

- государственное регулирование деятельности банковской системы,

- бюджетное регулирование экономики страны,

- налоги как инструмент государственного регулирования экономики,

- денежное и кредитное регулирование экономики,

- государственная валютная политика,

- государственное регулирование внешнеэкономических связей страны.

Правовая база государственного регулирования экономики в Российской Федерации охватывает следующий круг вопросов:

- законодательное установление целей экономического развития и задач государственного регулирования экономики;

- законодательное определение инструментов и методов государственного регулирование экономики;

- правовое установление социальной ориентации рыночной экономики в России;

- правовое установление порядка управления государственным имуществом и государственной собственностью;

- законодательное регулирование политики в области формирования конкурентной среды.

Социально-экономическое положение Пермского края на сегодняшний день можно считать удовлетворительным. Край располагает значительными природными ресурсами, серьезным экономическим потенциалом и относительно высоким уровнем жизни населения. По многим социально-экономическим показателям Пермский край входит в число ведущих регионов России.

Отраслями-«локомотивами» экономики Пермского края, являются отрасли ориентированные на добычу и переработку сырья.

В настоящее время в Пермском крае внедрена функционально-целевая модель управления регионом, которая кардинально отличается от традиционной отраслевой системы управления. Разработка и внедрение данной модели управления в крае обусловлены усилением межрегиональной конкуренции и необходимостью поиска новых источников повышения конкурентоспособности региона.

На основе анализа выделены основные сферы постановки целей регионального развития, которые объединены в следующие блоки:

* развитие человеческого потенциала;

* экономическое развитие;

* развитие инфраструктуры;

* развитие территорий;

* управление государственной и муниципальной собственностью.

Список использованной литературы

1. Албегова И.М., Емцов Р.Г., Холопов А.В. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку / Под общей редакцией д.э.н., проф. Сидоровича А.В. - М.: Дело и Сервис, 2008. - 254 с.

2. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: Учебн. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 212 с.

3. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2009. - 340 с.

4. Багриновский К.А., Рубцов В.А. Модели и методы прогнозирования и долгосрочного планирования: Учебное пособие. - М.: 2008. - 275 с.

5. Экономика: Учебник /Под редакцией А.С. Булатова - М.: БЕК, 2007.-125 с.

6. Загороднева А.М. Государственное регулирование занятости и рынка труда. - М.: МГУ, 2009. - 180 с.

7. Матрусов Н.Д. Региональное прогнозирование регионального развития России. -М.: Наука,2005. - 247 с.

8. Мотышина М.С. Методы социально-экономического прогнозирования.: Учебное пособие. - СПб.: 2010. - 195 с.

9. Мэнкью Г. Принципы экономики: Учебник XXI века. - СПб. 2009. - 25 с.

10. Орешин В.П., Потапов Л.В. Управление региональной экономикой. - М.: ТЕИС, 2009. - 312 с.

11. Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики: Учебн. пособие. - М.: Юристъ, 2009. - 271 с.

12. Планирование народного хозяйства: Цикл лекций акад. А.И. Анчишкина. - М.: МГУ, 2008. -150 с.

13. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие для вузов. / Под ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2009. - 260с.

14. Ходов Л.Г. Основы государственной экономической политики: Учебник. - М.: БЕК, 2007. - 178 с.

15. Яременко Ю.В. Прогнозы развития народного хозяйства и варианты экономической политики. - М.: Наука, 2007. - 145 с.

16. Пермский край // Эксперт. - 2009. - N 33. - С.131-140.

17. Научно-технический потенциал Пермского края. Год 2009:

18. Научно-информационный сборник /Министерство промышленности, инноваций и науки Пермского края, Пермский научный центр УрО РАН; - Пермь, 2009. - 296 с.

19. Данные лесного плана Пермского края.

"right"> Приложение 1

Рис.1. Административно-территориальное деление Перми