logo
Особенности составления бизнес-плана

1. Особенности составления бизнес-плана

Бизнес-план представляет собой документ, в котором освещаются все характеристики будущей организации, проводится анализ возможных проблем и рисков, их прогнозирование и методы, с помощью которых удастся их избежать.

Проще говоря, бизнес-план для ИП и инвестора - это ответ на вопрос «Нужно ли финансировать проект или отправить его в мусорку?».

Бизнес-план оформляется на бумаге, учитывая некоторые порядки и правила. Такое представление проекта в некоторой степени материализует вашу идею, показывает ваше стремление и готовность работать. Самостоятельное составление бизнес-плана

Составить бизнес-план самому не так сложно, нужно лишь тщательно обдумать идею. Прежде чем хвататься за калькулятор и высчитывать доходы, надо предпринять несколько действий.

1. Выявить «плюсы» и «минусы» возникнувшей идеи. Если количество «минусов» зашкаливает -- не спешите сдаваться. Некоторые аспекты можно повернуть в противоположную сторону, подумайте над способами решения таких «минусов».

2. Важными характеристиками являются конкурентоспособность и рыночная устойчивость.

3. Рынок сбыта нужно продумать до мелочей.

4. Окупаемость товара (услуги) и время получения первой прибыли позволят вам определить (примерно) необходимую сумму для вложений.

Единой структуры и пошаговой инструкции того, как рассчитать бизнес-план, нет. Поэтому наличие и порядок включенных в план пунктов определяется самостоятельно. Однако специалисты установили наиболее оптимальный вариант структуры плана.

Рис. 1 Структура и порядок составления бизнес-плана

Структура хорошего бизнес-плана, как считают экономисты, должна включать 12 пунктов. Каждый из них описан далее.

Титульный лист

Здесь указываются следующие параметры:

· наименование проекта;

· наименование организации, где планируется реализация проекта, с указанием телефонов, адресов и других контактных данных;

· руководитель вышеуказанной организации;

· разработчик (команда или руководитель) бизнес-плана;

· дата составления документа;

· допускается вынесение на первый лист самых значимых показателей финансовых расчетов по проекту.

Меморандум о конфиденциальности

Этот документ необходим для защиты авторских прав на идею и бизнес-план. Здесь отражено осведомление читающего о том, что он не вправе распространять содержащуюся в документе информацию без разрешения автора.

Следующие 2 раздела плана - «Краткое резюме» и «Главная идея проекта» -- вступительные.

Краткое резюме

Хотя краткое резюме такого документа находится в начале, пишется оно на заключительном этапе, как итог. Резюме - это сокращенное описание идеи проекта и перечень наиболее значимых характеристик финансовой составляющей.

1. Какой продукт предприятие планирует реализовывать?

2. Кто захочет купить этот продукт?

3. Каков планируется объем продаж (производства) на первый год функционирования компании? Какова при этом будет выручка?

4. Сколько в сумме составляют затраты по проекту?

5. Как будет формироваться предприятие по организационно-правовой форме?

6. Какое количество рабочих планируется привлечь?

7. Каков необходим объем капитальных вложений на реализацию проекта?

8. Какие источники финансирования данного проекта?

9. Сколько составит общая прибыль (доходность) за конкретный период, срок окупаемости, объем денежных средств на конец первого года функционирования предприятия, рентабельность. Чистый дисконтированный доход.

Резюме прочитывается инвестором в первую очередь. Поэтому от этого раздела зависит дальнейшая судьба проекта: инвестору либо станет интересно, либо скучно. Эта часть не должна превышать объем в 1 страницу.

Главная идея проекта

Здесь автор описывает идею, на основе которой он хочет организовать предприятие. В этой части плана нужно ответить на такие вопросы:

1. В чем заключается главная проектная цель?

2. Каковы задачи предприятия для достижения главной цели?

3. Есть ли преграды перед поставленной целью и как их обойти?

4. Какие точные действия автор предлагает выполнить, чтобы в кратчайшие сроки добиться результата и достигнуть цели? Каковы эти сроки?

Необходимо привести четкие, реальные и явные аргументы, которые подтвердят уверенность в выгодности и успехе проекта. В этом же разделе принято использовать проведенный SWOT-анализ-оценка сильных, слабых особенностей предприятия, возможностей (перспектив), а также возможных угроз. Сделать бизнес-план правильно и наиболее полным без такого анализа вряд ли получится.

Вот какие параметры для описания сил или слабостей можно использовать:

· высокотехнологичное производство;

· сервис и обслуживание после продаж;

· многофункциональность продукта (не затрагивая конкретные его свойства);

· уровень квалификации и профессионализма работников;

· уровень технического оснащения предприятия.

К внешним факторам («возможности» и «угрозы») можно отнести:

· темпы рыночного роста;

· уровень конкуренции;

· политическая обстановка в регионе, стране;

· особенности законодательства, государственная поддержка;

· особенности платежеспособности потребителя.

Характеристика отрасли на рынке

Использовать здесь рекомендуется такие показатели:

· динамика продаж аналогичной продукции в отрасли за последние годы;

· темп роста рыночной отрасли;

· тенденции и особенности ценообразования;

· исчерпывающая оценка конкурентов;

· поиск и указание новоявленных и молодых предприятий в отрасли, а также характеристика их деятельности;

· описание рынка потребителей, их желания, намерения, требования, возможности;

· оценка возможного воздействия научных, общественных, экономических аспектов;

· перспективы в развитии на рынке.

Сущность проекта

В этом разделе раскрывается идея, предмет бизнес-плана. Также здесь отражается уровень подготовленности предприятия к выходу «в свет», наличие всех требуемых для этого средств.

Важнейшие в этом разделе положения:

· первостепенные цели;

· описание целевого потребительского сегмента;

· ключевые результативные факторы рыночного успеха;

· детализированное представление изделия, характеристики которого обязаны быть в рамках определенного выше сегмента рынка;

· этап разработки изделия (если производство запущено), патентная и авторская чистота;

· характеристика организации;

· суммарная стоимость проекта, с указанием графика финансирования по периодам и суммам вложений;

· требуемые расходы начального периода на маркетинговую кампанию и формирование слаженной оргструктуры.

Маркетинговый план

Маркетинговый план- это стратегия, совокупность последовательных и/или одновременных шагов, создающаяся для привлечения потребителей и эффективной отдачи с их стороны. Тут указываются задачи, цели маркетинговой политики и методы их решения и достижения.

Инвестор будет внимателен к таким пунктам как:

· проработанная система комплексного исследования и анализа рынка;

· планируемый объем реализации товара (услуги) и его ассортимент, расписанные по временным периодам до момента выхода предприятия на полные мощности;

· способы усовершенствования продукции;

· описание упаковки продукта и ценовой политики;

· система закупок и сбыта;

· рекламная стратегия - четко сформулированная и понятная;

· планирование сервисного обслуживания;

· контроль за осуществлением маркетинг-стратегии.

План производства

Всё, что касается непосредственно создания продукции, отражается в этой части. Поэтому этот раздел целесообразно составлять только тем компаниям, которые планируют не только распространение, но и производство продукции.

Моменты, обязательные к указанию:

· требуемая производственная мощность;

· подробное толкование технологического процесса;

· детальное описание операций, поручаемых субподрядчикам;

· необходимое оборудование, его характеристики, стоимость и способ закупки или аренды;

· субподрядчики;

· необходимая площадь под производство;

· сырье, ресурсы.

Важно указывать себестоимость всего, что требует затрат.