logo
Особенности составления бизнес-плана

Организационный план

На этом этапе разрабатываются принципы организационного стратегического управления компанией. Если предприятие уже существует, то данный пункт все равно обязателен: здесь определяется соответствие имеющейся структуры намеченным целям. Организационная часть должна непременно содержать такие данные:

· наименование организационно-правовой формы (ИП, ОАО, товарищество и другие);

· система оргуправления, отражающая структуру в форме схемы, положений и инструкций, связи и зависимости подразделений;

· учредители, их описание и данные;

· руководящий состав;

· взаимодействие с персоналом;

· снабжение системы управления необходимыми материально-техническими ресурсами;

· местонахождение компании.

Финансовый план

Эта глава бизнес-плана дает совокупную экономическую оценку написанного проекта в сопровождении с расчетами уровня рентабельности, сроков окупаемости затрат, финансовой стабильности предприятия.

Тут необходимо сделать некоторые расчеты и подвести итоги по ним:

· динамика валют «рубль - доллар»;

· платящиеся налоги и их процентные ставки;

· источники формирования капитала (собственные средства, кредиты выпуска акций и др.);

· отчетный план прибылей и убытков.

· сводная таблица cash - flow (денежные потоки и их движение);

· балансовая ведомость (финансовое положение компании на конкретное время);

· точка безубыточности, вычисленная математическим и графическим методами

· Расчет NPV (чистого дисконтированного дохода ЧДД) и периода окупаемости вложенных средств (в виде графика)

Анализ рисков

В рисковом анализе автор должен исследовать проект и обнаружить потенциальные угрозы, которые могут привести к снижению доходов. Нужно учесть финансовые, отраслевые, природные, социальные и др. риски. При этом необходимо разработать подробный и эффективный план их предотвращения или минимизации влияния на компанию. Поэтому в бизнес-плане надо указать:

· список всех потенциальных проблем;

· комплекс методик и инструментов, предупреждающих, ликвидирующих или минимизирующих риски;

· модели поведения компании при возникновении событий, не способствующих её развитию;

· обоснование малой вероятности проявления подобных проблем.

Приложения

Это последнее звено в структуре бизнес-плана. Оно включает документы, цитаты, источники, копии договоров, соглашений, справки, письма потребителей, партнёров, данные статистики, таблицы расчетов, применённые при составлении данного документа. На приложения в тексте бизнес-плана требуется вставлять ссылки и сноски.

2. Процедура регистрации бизнеса. Формы ведения бизнеса

Итак, после того, как выбрана организационно-правовая форма и пройдены необходимые подготовительные процедуры, вам предстоит регистрация вашего бизнеса согласно Федеральному закону от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В настоящее время такую регистрацию осуществляет Федеральная налоговая служба.

Регистрация проходит по принципу «одного окна», то есть вы подаете документы, необходимые для регистрации, и в течение 5 рабочих дней вам выдают свидетельство о государственной регистрации и постановке на учёт в налоговом органе.

Теперь обо всем и по порядку:

Шаг 1. Подготовить следующие документы:

Для регистрации юридических лиц:

-- заявление о государственной регистрации по форме Р11001, подписанное заявителем;

-- решение о создании юридического лица;

-- учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

-- справка об открытии накопительного счета) для подтверждения оплаты уставного капитала для ООО);

-- выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения, если учредитель -- иностранное юридическое лицо;

-- документ об уплате государственной пошлины.

Для регистрации индивидуального предпринимателя:

-- заявление о государственной регистрации, подписанное заявителем;

-- копия паспорта (оригинал + нотариально заверенная копия);

-- документ об уплате государственной пошлины.

Итог: У вас на руках все необходимые документы для регистрации, с которыми вы смело можете отправляться в регистрирующий орган. Отметим, что подавать документы в регистрирующий орган необходимо не позднее 5 рабочих дней после даты утверждения устава, поэтому не спешите ставить дату на сдаваемых документах.

Шаг 2. Представить эти документы в регистрирующий орган (ИФНС) по месту нахождения организации или по месту жительства индивидуального предпринимателя. При этом для государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица:

-- руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица (например, директор);

-- учредитель (учредители) юридического лица при его создании;

-- руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

-- конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;

-- иное лицо, действующее на основании полномочий, предусмотренных федеральным законом или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления, либо на основании доверенности.

Документы можно предоставить в Налоговую инспекцию как лично, так и почтовым отправлением с объявленной ценностью и описью вложения (в таком случае копии документов должны быть нотариально удостоверены). О получении документов на регистрацию налоговым органом выдается расписка. Для юридического лица в форме общества с ограниченной ответственностью до регистрации нужно пройти процедуру открытия накопительного счета. Сразу открыть расчётный счет, которым будет пользоваться организация, нельзя, так как для этого надо иметь ряд документов, которых ещё нет до регистрации организации (см. ниже). Именно поэтому банк сначала откроет вам накопительный счет, на который вносится не менее половины уставного капитала ООО, а затем закроет накопительный счет и откроет расчётный, на который переведёт средства с накопительного счета. Итак, для открытия накопительного счета вам потребуется:

-- письменное заявление учредителя создаваемого предприятия по форме банка;

-- решение или протокол собрания учредителей о создании предприятия с обязательным наличием пунктов о назначении руководителя предприятия и об уполномоченном лице -- заявителе, ответственном за открытие и внесение денежных средств на накопительный счет;

-- проект устава предприятия;

-- проект учредительного договора (если учредителей больше одного);

-- доверенность на открытие счета.

Об открытии накопительного счёта и о внесении средств, необходимых для регистрации предприятия, лицу, проводившему открытие счета, выдается справка.

По завершении регистрации предприятия в банк предоставляются документы, необходимые для открытия расчетного счёта.

После того, как вы сдали все необходимые документы для государственной регистрации вашего бизнеса, регистрирующий орган в течение 5 рабочих дней должен принять решение о регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица либо об отказе в такой регистрации. При этом отказ в государственной регистрации вы можете получить только в двух случаях:

1) если вы не представили необходимые для государственной регистрации документы, которые определены законом;

2) если вы представили документы не в тот регистрирующий орган.

Итог: теперь у вас есть самый главный документ для вашего бизнеса -- Свидетельство о государственной регистрации, а если мы говорим про ООО, то ещё и накопительный счет.

Шаг 3. Теперь, когда вам выдали свидетельство о государственной регистрации, необходимо встать на налоговый учёт в качестве налогоплательщика. Постановка на налоговый учёт производится тем же налоговым органом. Для получения свидетельства о присвоении идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) вам необходимо подать следующие документы:

-- для юридического лица: заявление о постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика. Такое заявление можно подать вместе с документами для государственной регистрации. В таком случае свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе вы получите одновременно со свидетельством о государственной регистрации юридического лица (или не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации).

-- для индивидуального предпринимателя: заявление на бланке;книга учёта доходов и расходов с подписью должностного лица налогового органа, которая скрепляется печатью до начала её ведения; если гражданину присвоен ИНН как физическому лицу, необходимо предоставить простую копию уведомления о присвоении ИНН или свидетельства; нотариально заверенная копия лицензии (для частных детективов, частных охранников, нотариусов, занимающихся частной практикой); трудовая книжка, если нет основного места работы; если индивидуальный предприниматель хочет применять упрощенную систему налогообложения, необходимо подать заявление установленной формы. Постановка на налоговый учёт сопровождается присвоением 12-разрядного идентификационного номера налогоплательщика (ИНН). Также налоговая инспекция выдаст вам свидетельство о постановке на налоговый учёт и сделает свои отметки на оригинале свидетельства о государственной регистрации.

Итог: в результате прохождения данной процедуры вы стали официальным налогоплательщиком.

Шаг 4. По завершении этих обязательных для прохождения процедур регистрирующий орган в срок не более, чем в 5 рабочих дней с момента государственной регистрации представляет сведения о регистрации вашего юридического лица в государственные органы:

-- территориальные органы федерального казначейства;

-- таможенные органы Российской Федерации;

-- территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации;

-- региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации;

-- территориальные органы Государственного комитета Российской Федерации по статистике;

-- территориальные органы Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу;

-- территориальные органы Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства;

-- Федеральную службу по финансовым рынкам.

Сведения об индивидуальном предпринимателе подаются в следующие государственные органы:

-- территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации;

-- региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации;

-- территориальные органы Государственного комитета Российской Федерации по статистике.

Перечисленные ведомства уже без вашего участия проведут все необходимые процедуры и направят вам по почте документы, подтверждающие постановку на статистический учет с присвоением кодов статистики и регистрации в качестве страхователя.

Итог: Теперь о вас, как о страхователе, узнали некоторые государственные органы, и вы можете перечислять в их фонды денежные средства для формирования выплат для вас и ваших сотрудников.

Шаг 5. Если вы выбрали для вашего бизнеса форму Индивидуального предпринимателя, после всех вышеуказанных действий вам необходимо будет открыть расчетный счет в банке. Для этого вам необходимо выбрать банк, в котором будет открыт расчётный счет. Каждый банк предъявляет свои требования относительно перечня необходимых документов, но, как правило, бывает достаточно следующих документов:

-- заявление на открытие счета, подписанное вами (бланк выдается банком);

-- подписанный вами договор банковского счёта в двух экземплярах (бланки выдаются банком);

-- банковскую карточку (две банковские карточки. Нотариальному заверению подлежит одна карточка -- в зависимости от банка, который вы выберете) с образцом вашей подписи;

-- свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (нотариально заверенная копия);

-- свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе (нотариально заверенная копия);

-- справку о постановке на учёт в органах статистики (копия);

-- в случае если вы являетесь работодателем -- страховое свидетельство о регистрации индивидуального предпринимателя в качестве страхователя в исполнительном органе Фонда социального страхования РФ (нотариально заверенная копия либо копия, заверенная Фондом социального страхования);

-- квитанция об оплате тарифа за открытие счёта (о конкретных тарифах следует получить информацию в обслуживающем вас банке);

-- анкета клиента (бланк выдается банком).

Итог: расчетный счёт предоставляет вам право производить расчеты и взносы в вышеперечисленные государственные организации в безналичной форме.

Шаг 6. Теперь вам предстоит изготовить печать.

--заявление на бланке установленного образца, содержащее эскиз печати/штампа в 3 экземплярах (оригиналы). Бланк должен быть заполнен машинописным текстом либо от руки печатными буквами. Эскиз печати (штампа) выполняется методом компьютерной графики (допускается выполнение эскиза печати (штампа) методом чертежной графики;

-- ксерокопии паспортов руководителя и главного бухгалтера (все страницы, в том числе и пустые);

-- приказ (решение) руководителя на бланке организации об изготовлении печати (штампа) или нотариально заверенная копия приказа (решения). В приказе указывается причина изготовления печати, цели изготовления, если это дополнительная печать, а также описание предполагаемых к размещению на печати реквизитов (надписи). Например, «для финансовых документов», «филиал № 1» (в соответствии с уставом или положением о филиале), «отдел кадров», «склад» и пр. В приказе также указывается организация, ответственная за утверждение эскиза печати (штампа);

-- протокол (решение) о создании организации (копия простая);

-- протокол (решение) о назначении руководителя (копия простая);

-- свидетельство о государственной регистрации (нотариально заверенная копия либо оригинал и ксерокопия);

-- оригинал устава организации;

-- доверенность за подписью директора организации;

-- документ (квитанция), подтверждающий факт оплаты стоимости утверждения эскиза печати и внесения оттиска печати в городской Реестр печатей.

-- нотариально заверенная копия свидетельства Роспатента о регистрации товарного знака (при наличии в эскизе печати (штампа) средств визуальной индивидуализации (графического изображения) или оригинал свидетельства вместе с ксерокопией.

Весь процесс утверждения эскиза печати и занесение её в городской реестр печатей с присвоением номера займет у вас от 2 до 5 дней.

После этого вы выбираете фирму, которая будет изготавливать вашу печать, и оформляете заказ. Время на изготовление печати зависит от договоренности с фирмой.

Итог: У вас появилась печать, которой вы можете удостоверять ваши документы.

Шаг 7. Теперь вы можете приступить к открытию расчетного счета для ООО в банке. Для этого вам необходимо предоставить в банк следующие документы:

-- заявление на открытие счета;

-- договор на расчетно-кассовое обслуживание в двух экземплярах;

-- копию свидетельства о регистрации, заверенную нотариально;

-- копию устава, заверенную нотариально;

-- копию учредительного договора, заверенную нотариально;

-- карточку с образцами подписей, оттиска печати, заверенную нотариально;

-- протокол (приказ) о назначении руководителя, приказы о назначении на должность лиц, имеющих право первой и второй подписи в карточке с образцами подписей;

-- нотариально заверенную копию свидетельства о постановке на налоговый учёт;

-- анкеты на всех лиц, имеющих право подписи в карточке (с предоставлением паспорта);

-- справку из органов статистики о присвоении кодов ОКПО;

-- документ, подтверждающий регистрацию организации в Фонде социального страхования РФ (справка из регионального отделения).

На основании предоставленных документов банк в течение нескольких дней, которые требуются для проверки документов, заключает с фирмой в лице директора договор банковского счёта.

Весь процесс прохождения необходимых процедур займет не так много времени, если вы заблаговременно найдете необходимые адреса и реквизиты, подготовите копии документов и заверите их, если это требуется, у нотариуса. Государственная регистрация и последующие действия не требуют от вас каких-либо специальных знаний и умений, обращения к посредникам и в специализированные компании (юридические консультации). Вам лишь необходимо найти немного времени и запастись терпением.

Формы ведения бизнеса.

Когда вы решаетесь на то, чтобы начать свой собственный бизнес, первый вопрос, с которым вы сталкиваетесь, -- это вопрос о форме его организации.

Даже если вы уже четко представляете, чем и как будете заниматься, эту деятельность нужно как-то юридически правильно «обозвать». Что вы предпочтёте: оформите юридические лицо (организацию) или решите вести дела от своего имени и быть индивидуальным предпринимателем решать вам! Отметим лишь основные характерные признаки обеих форм.

Что такое юридическое лицо, кого признают в качестве такового и каких видов оно бывает? Юридическое лицо-- зарегистрированная в установленном законом порядке организация, которая имеет следующие признаки:

-- имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество;

-- отвечает по своим обязательствам этим имуществом;

-- может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права;

-- несёт от своего имени обязанности;

-- может выступать в качестве истца или ответчика в суде.

Обязательными атрибутами такого лица являются учредительные документы и юридический адрес.

Существует большой перечень видов юридических лиц и классифицируются они по самым разным основаниям. Наиболее распространенной является классификация в зависимости от характера деятельности, согласно которому все юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие.

Помимо юридического лица существует также иная форма ведения предпринимательской деятельности -- предприятие без образования юридического лица или индивидуальное предпринимательство.

А теперь поговорим о том, кого закон понимает под индивидуальным предпринимателем, каков его статус и порядок регистрации. Индивидуальный предприниматель -- физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Таким образом, предприниматель -- этот тот же гражданин, только занимающийся приносящей прибыль деятельностью, действует от своего имени, на свой страх и риск и под свою ответственность. Предприниматель имеет те же права и несет те же обязанности, что и любой другой гражданин, но к этому комплексу прав и обязанностей прибавляются еще и другие, которые непосредственно связаны с осуществлением предпринимательской деятельности (обязанность зарегистрировать свой бизнес, оплатит налоги и т.д.)

Индивидуальными предпринимателями могут быть не все лица, закон ограничил таких лиц определенными рамками. Итак, предпринимателями могут быть:

-- совершеннолетние граждане РФ (достигшие 18 лет), дееспособность которых не ограничена судом;

-- несовершеннолетние граждане РФ, при:

а) наличии согласия родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности;

б) вступлении в брак;

в) принятии судом решения об объявлении физического лица полностью дееспособным;

г) принятии органами опеки и попечительства решения об объявлении физического лица полностью дееспособным;

-- иностранные граждане и лица без гражданства, временно или постоянно проживающие на территории РФ.

Помимо этого, в российском законодательстве есть отдельная категория предпринимателей, имеющих особый статус и определенные привилегии, так называемые субъекты малого и среднего предпринимательства.

Обе формы ведения бизнеса имеют свои преимущества и недостатки, остаётся только сделать правильный выбор!