logo
ответы по эт

Монополия (характеристика). Определение цены и объема выпуска. Ценовая дискриминация.

Монополия – крупный собственник товаров и денег, который захватывает подавляющую часть рынка в целях своего обогащения.

Одним из важнейших отличительных признаков монополии является наличие барьеров для входа в отрасль, то есть ограничителей, которые предотвращают появление дополнительных продавцов на рынке монопольной фирмы.

Признаки монополии:

Монополистический рынок представлен одним продавцом и множеством покупателей.

Производимая продукция является уникальной (то есть отсутствуют товары-заменители).

Вход новых фирм на рынок фактически невозможен из-за барьеров. Могут быть разные причины существования таких барьеров, к примеру:

Крупные размеры предприятий и экономия от масштабов производств.

Система лицензий на выполнение отдельных типов работ, избранно выдаваемых государством.

Монопольное право собственности на использование определённых ресурсов, связанное с производством редкого блага (к примеру, бриллиантов).

При естественной монополии значение имеют сами условия производства и характер блага.

Нечестная конкуренция, то есть воздействие на покупателей нечестными по отношению к конкуренту способами за счёт большого бюджета и масштабов предприятия в целом.

Сложность в получении полной информации обо всём рынке.

Цена — количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать), а покупатель согласен получить (купить) единицу товара. Фирма, обладающая монопольной властью, проводит политику ценовой дискриминации, если она назначает разные цены для различных категорий потребителей на основе разницы в эластичности их спроса.

Оптимальный объем производства фирмы-монопо­листа будет зависеть от двух факторов — рыночного спроса на ее продукцию, с одной стороны, и величины и структуры ее издер­жек, с другой.

Если проводить сравнения с ситуацией, представленной на рисунке выше, то можно констатировать, что опти­мальный объем производства для проводящей ценовую дискри­минацию фирмы, будет определяться по точке А. То есть опти­мальный объем производства для данной фирмы будет значитель­но превышать объемы выпуска фирмы, ценовую дискриминацию не проводящей (проекция точки Б на ось Ох на рисунке выше).

Прибыль при ценовой дискриминации будет соответствовать площади фигуры BEАС, которая больше площади прямоугольни­ка АТСВРА АВ на данном рисунке.