logo
ответы по эт

Государственное регулирование рынка: субсидирование, государственные закупки, поддержка доходов, налогообложение. Теневая экономика и рынок.

Необходимость государственного регулирования возникает не только в связи с несовершенством отдельных рынков (не единственность равновесия, его нестабильность, неполный учет затрат и результатов), но и в связи с необходимостью решения макроэкономических задач (борьба с инфляцией, обеспечение полной занятости, совмещение принципов экономической эффективности и социальной справедливости и ряд других). Такое регулирование может иметь целью стабилизацию равновесия или его сдвиг, приближение к равновесию или, наоборот, отклонение от него. Оно может осуществляться путем прямого контроля за уровнем цен и объемов рынка (установление обязательных государственных цен или рыночных квот), путем использования финансовых инструментов (налогов и дотаций), некоторыми другими методами.

Субсидии – вид пособия в денежной или натуральной форме, предоставляемого государством либо другим учреждением юридическим и физическим лицам. Субсидия не предполагает последующего возврата получателем.

Государственная субсидия – целевое безвозвратное пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое за счет средств государственного бюджета либо специальных государственных фондов предприятиям, организациям, местным органам власти, а также отдельным лицам и другим государствам.

Основная цель субсидий – поддержка малодоходных, но важных для национальной экономики отраслей, а также производств, находящихся в состоянии реконструкции либо кризиса. Субсидии активно используются в целях стабилизации уровня цен на товары первой необходимости и коммунальные услуги в условиях инфляции.

Различают прямое и косвенное субсидирование.

Прямые государственные субсидии направляются на финансирование капиталовложений в приоритетные отрасли экономики, прежде всего в капиталоемкие отрасли промышленности, в сельское хозяйство, на развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

Косвенное субсидирование осуществляется в основном средствами налоговой и кредитно-денежной политики:

Государственные закупки создают предпринимателям особый рынок. Его специфика в индустриально развитых странах с рыночной экономикой состоит в том, что это рынок известный, гарантированный и особо прибыльный.

Иной характер носит госзаказ в командной экономике. Его плюсы для производителя: а) гарантия сбыта по фиксированным ценам, б) гарантированность ресурсов (что весьма важно в условиях дефицита). Его минус в том, что госзаказ обычно уменьшает прибыль по сравнению с той, которая может быть получена по прямым договорам. В переходной экономике госзаказ имеет двойственный характер. В нем присутствуют и прямые (административные) методы и косвенные (экономические). С одной стороны, госзаказ заранее определяет конкретные параметры будущего производства, с другой — воздействует на интересы товаропроизводителя (а это уже рыночный, экономический элемент).

Государственные закупки увеличивают внутренний рынок в том случае, если происходит мобилизация сбережений; в остальных случаях происходит простое перемещение спроса, изменение его структуры.

Закупки государством товаров частных производителей затрагивают в большинстве стран многие отрасли материального производства, в том числе и сельское хозяйство. Особенно большую роль в смешанной экономике они играют в военном секторе.

В обществе со смешанной рыночной экономикой (да и с командной экономикой тоже) налоговая политика не должна сводиться просто к фискальной политике, т.е. служить лишь пополнению бюджета, обеспечению существования за счет налогов государственного аппарата, вооруженных сил, других бюджетных сфер. Налоговая политика является мощным средством воздействия на производство, инструментом, корректирующим рыночные механизмы.