logo
ответы по эт

Рынок: понятие, виды. Спрос и величина спроса. Индивидуальный спрос и рыночный спрос. Предложение и величина предложения. Рыночное равновесие. (тетрадь)

Рынок – система отношений предъявителей спроса (покупателей) и производителей, где осуществляется обмен по цене, о которой удалось договорится.

Объектом купли-продажи могут быть потребительские товары или ресурсы, услуги. В связи с этим различают:

Главной предпосылкой обмена служит принадлежность благ агентам экономических отношений. Собственник определяет, как и на каких условиях экономическое благо передается другому лицу.

Механизм рынка позволяет удовлетворить лишь те потребности человека и общества, которые выражены через спрос.

Спрос – это то количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товар.

Закон спроса состоит в том, что при прочих равных условиях величина спроса на товар тем выше, чем ниже цена этого товара, и наоборот, чем выше цена, тем ниже величина спроса на товар.

Если цены на какой-либо товар увеличиваются, и при этом все прочие параметры остаются неизменными, то спрос будет предъявляться на все меньшее количество данного товара.

Действие закона спроса может быть объяснено на основе действия двух взаимосвязанных эффектов: эффекта дохода и эффекта замещения. Суть этих эффектов в следующем:

С одно стороны, рост цен сокращает реальный доход потребителя при неизменной величине его денежного дохода, снижает его покупательную способность, что ведет к относительному сокращению величины спроса на подорожавший товар (эффект дохода).

С другой стороны, этот же рост цен делает более привлекательными для потребителя другие товары, побуждает его заменить подорожавший товар более дешевым аналогом, что опять таки ведет к сокращению величины спроса на него (эффект замещения).

Кривая спроса имеет убывающий характер. Это объясняется действующим законом спроса. Закон спроса определяет обратную связь между ценой товара и потребляемым количеством

С прос изображается в виде графика, показывающего количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определённого периода времени цен.

Функция спроса – функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов.

р – цена, q – объем (величина)спроса, d – кривая спроса

Цена спроса – максимальная цена, которую покупатели готовы заплатить за определенное количество данного товара или услуги.

Величина спроса – это количество товаров и услуг, которое покупатели готовы приобрести в данное время, в данном месте, при данных ценах.

Различают индивидуальный и рыночный спрос на товары или услуги. Если индивидуальный спрос на товары отражает желания и возможности отдельного потребителя, то общий рыночный спрос будет суммарным, или агрегированным отражением спроса на какой-либо товар со стороны всех потенциальных потребителей.

Величина рыночного спроса не обязательно совпадает с объемом рыночных продаж. Так, например, назначение государством заниженных цен на какой-либо товар (или запрет на повышение цен) может вызвать существенный рост величины спроса. При этом объем продаж может оказаться низким в результате незаинтересованности производителя продавать по установленным ценам.

Различают платежеспособный спрос на факторы производства. (спрос производства), и спрос на предметы потребления (потребительский спрос). Потребительский спрос во многом зависит от размеров денежных средств, находящихся на руках у населения, находящихся в банках, и который формирует субъективные характеристики вкусов и предпочтений населения. Спрос как экономическая категория очень подвижен, изменчив, так как на его величину и динамику влияют многочисленные факторы, как экономического, так и социального, а также техногенного характера.

Предложение – это количество товара, которое хотят и могут предложить на рынок продавцы за определенный промежуток времени при всех возможных ценах на этот товар.

Закон предложения состоит в том, что при прочих равных условиях количество предлагаемого продавцами товара тем выше, чем выше цена этого товара, и наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина его предложения

Кривая предложения имеет возрастающий характер. Это объясняется действующим законом предложения. Закон предложения определяет прямую связь между ценой товара и его предлагаемым количеством.

Объем и структура предложения характеризует экономическую ситуацию на рынке со стороны продавцов (производителей) и определяется размерами и возможностями производства, а также той долей товаров, которая направляется на рынок и при благоприятных экономических стечениях обстоятельств может быть приобретена покупателями. К товарному предложению относят все товары, находящиеся на рынке, и в том числе относят товары, находящиеся в пути.

Объем предложения, как правило, меняется в зависимости от цены. Если цена окажется низкой, то продавцы предложат мало товара, другую часть товара придержат на складе, если же цена будет высокой, то производитель предложит рынку максимальное количество товаров. Когда же цена существенно возрастет и окажется очень высокой, то производители постараются увеличить предложение товаров, пытаясь сбыть даже бракованные изделия. Предложение товаров на рынке во многом зависит от издержек производства, то есть тех производственных затрат, которые напрямую формируют издержки связанные с процессом производства.

П редложение изображается в виде графика, показывающего разные количества продукта, которые производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение определённого периода времени.

Функция предложения от цены характеризует зависимость объема предложения товара от его денежного эквивалента

p – цена, q – объем (величина) предложения, s – кривая предложения

Цена предложения – это прогнозная минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного товара.

Величина предложения – это количество товаров и услуг, которое продавцы готовы продать в данное время, в данном месте и при данных ценах, но величина предложения не всегда совпадает с объемом производства и объемом продаж на рынке.

Рыночное равновесие – состояние, при котором ни у кого из экономических субъектов не возникает побуждений к его изменению. Применительно к спросу и предложению точка равновесия будет находиться в точке пересечения кривых спроса и предложения

Равновесная цена – это такая цена, при которой объём спроса, равен объёму предложения, и этот объём называется равновесным объёмом.

Равновесная ценацена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.

Но равновесие может быть нарушено под влиянием определенных факторов. В этих случаях реальная цена будет отличаться от равновесной цены. Различают устойчивое и неустойчивое равновесие.

Р авновесие называется устойчивым, если отклонение от него сопровождается возвращением к первоначальному состоянию. В противоположном случае имеет место неустойчивое равновесие

В результате установления равновесия выигрывают и потребители, и производители.

Но потребители не всегда считают установившиеся цены оптимальными. Если потребители не удовлетворенны равновесными ценами, то создается благоприятная почва для государственного вмешательства в рыночное ценообразование. Это ведет к образованию максимальных и минимальных цен. Если государство устанавливает максимальную цену, которая находится ниже равновесной, то образуется дефицит, если государство устанавливает минимальную цену выше равновесного уровня, то образуется излишек. Фиксирование цен означает отключение механизма рыночной координации.

Если существует дефицит, то к денежным затратам потребителя добавляются неденежные, связанные с поиском товара, стоянием в очередях и др. Это бесполезные затраты, так как они не служат расширению производства дефицитного товара.

Если существует излишек, то возникает необходимость дополнительных мер, стимулирующих ограничение предложения и увеличение спроса, чтобы сократить разрыв между субсидируемой и равновесной ценами. И при излишке, и при дефиците экономика начинает функционировать менее эффективно.