Государственные расходы и налоги
Государственные расходы – самый главный инструмент государственной экономической политики. Наряду с государственными доходами они составляют государственный бюджет. Основным инструментом обеспечения доходной части бюджета являются налоги, дающие до 90% бюджетных поступлений. Остальные 10% бюджет получает от продажи госимущества и в виде прибыли госпредприятий. Налоги – это обязательные срочные платежи физических и юридических лиц, зачисляемые в государственный бюджет разных уровней. По уровням бюджета налоги делятся на федеральные, республиканские и местные. По способу взимания – на прямые и косвенные.
По способу определения размера ставки налоги делятся на прогрессивные (ставка повышается по мере возрастаниядохода), регрессивные (ставка уменьшается по мере возрастания дохода), пропорциональные (ставка остается неизменной, независимо от размеров дохода) и фиксированные (указывается единая сумма налога).
Совокупность применяемых в стране налогов называется налоговой системой. Она базируется на законодательных актах государства, которыми устанавливаются элементы налога (субъект, объект, источник и ставка налога). В России таким законодательным актом является Налоговый Кодекс РФ. Основные принципы построения налоговой системы, были впервые сформулированы А.Смитом: простота и доступность; равноправие налогоплательщиков перед налоговым законодательством (нейтральность); справедливые размеры налогов при разных доходах налогоплательщиков; стабильность и изменчивость налоговых ставок.
Уровень изъятия денежных средств налоговой системой получил название налоговое бремя (налоговый гнет) - это обобщенный показатель, характеризующий роль налогов в жизни общества и определяемый как отношение общей суммы налоговых сборов к валовому национальному продукту. Иными словами, налоговое бремя отражает ту часть произведенного обществом продукта, которая перераспределяется посредством бюджетных механизмов. Средний уровень налогового бремени в зарубежных странах обычно колеблется в пределах 40-45%. Налоговое бремя применительно к конкретному налогоплательщику отражает долю его совокупного дохода, изымаемого в бюджет. Для предприятия расчет этого показателя производится путем отнесения суммы всех начисленных налогов и налоговых платежей к объему реализации продукции (работ, услуг), включая выручку от прочей реализации.
Вопрос о размерах налогов является предметом дискуссий экономистов и политиков. Последователи Кейнса считают, что высокий уровень налога снижает совокупный спрос. Значит, цены снижаются и инфляция затухает. Сторонники «экономики предложения» доказывают противоположное: высокие налоги увеличивают издержки предпринимателей, которые перекладываются на потребителей в форме более высоких цен и вызывают инфляцию. А. Лаффером была открыта связь между ставками налогов и налоговыми поступлениями, графическое изображение которой получило название кривой Лаффера.
Идея Лаффера состояла в том, что более низкие ставки налогов смогут создать стимулы к работе, сбережениям и инвестициям, инновациям и принятию деловых решений, подталкивая, таким образом, существенное расширение национального производства и дохода. Такая расширившаяся налоговая база сможет поддерживать налоговые поступления на прежнем уровне при более низких ставках налогов.
Сферой применения бюджетной политики является государственный бюджет. Государственный бюджет – это план доходов и расходов государства. Основные статьи бюджета составляют его структуру. Структура государственного бюджета состоит из доходной и расходной частей.
Бюджет, в котором доходная часть равна расходной части, называется сбалансированным бюджетом. Если доходная часть бюджета больше его расходной части, то это превышение составляет профицит; если доходная часть меньше расходной, то возникает дефицит бюджета.
Важнейшей задачей бюджетной политики считаются необходимость сбалансирования государственного бюджета и управление бюджетным дефицитом. Основными причинами дефицита госбюджета являются: уменьшение доходной части бюджета, увеличение государственных расходов, а также непоследовательная финансово-экономическая политика государства. Выделяют несколько типов бюджетного дефицита:
- Фактический дефицит – общий дефицит госбюджета как разность между доходами и расходами бюджета.
- Структурный дефицит представляет разность между текущими государственными расходами и доходами, которые могли бы поступить в бюджет в условиях полной занятости при существующей системе налогообложения.
- Циклический дефицит определяется как разность между фактическим и структурным дефицитом.
- Первичный дефицит равен разнице фактического дефицита и процентных выплат по государственному долгу.
Бюджетный дефицит может возникнуть уже при исполнении бюджета. В этом случае возможен секвестр бюджета - это приведение текущих расходов в соответствие с текущими поступлениями бюджета.
Мировая практика выработала три способа покрытия дефицита госбюджета: выпуск госзаймов, ужесточение налогообложения, производство денег или «сеньораж». При этом последний из названных способ не является простым печатаньем денег, т. к. это вызывает инфляцию. Современный «сеньораж» выражается в создании резервов коммерческих банков, которые концентрируются в центральном банке страны и могут быть использованы для покрытия дефицита госбюджета. Нарастание бюджетного дефицита приводит к появлению и росту государственного долга. Государственный долг – это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся в это же время положительных сальдо бюджета. Государственный долг может быть внутренним (своим гражданам и организациям) и внешним (иностранным гражданам и организациям).
Непосредственным результатом роста государственного долга является организация системы управления этим долгом. Под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства, связанных с изучением конъюнктуры на рынке ссудных капиталов, выпуском новых займов и выработкой условий выпуска, с выплатой процентов по ранее выпущенным займам, проведением конверсий (изменение условий доходности займов) и консолидацией (изменение условий сроков займов), проведением мероприятий по определению ставок процента по государственному кредиту, а также погашением ранее выпущенных займов, срок действия которых истек.
ПРИМЕРЫ
1. По данным, приведенным в таблице, определите тип системы налогообложения. a) регрессивная b) фиксированная c)пропорциональная (108/400=0,27; 162/600=0,27) d) прогрессивная
2. Если известно, что ВВП составляет 100 млн. ден. ед., сумма налогов равна 60 млн. ден. ед., а платежеспособность населения находится на уровне 2 тыс. ден. ед., то уровень налогового бремени (Кнал.бремени) равен… a) 0,2 b) 1,67 c) 5 d) 0,6 (60/100=0,6)
3. Известны следующие данные о налогово-бюджетной политике страны: действует пропорциональная система налогообложения; ставка подоходного налога – 20%; государственные расходы равны 200 млрд. ден. ед.; действительные доходы населения – 800 млрд. ден. ед.; возможные доходы в условиях полной занятости – 1600 млрд. ден. ед. Определите структурное состояние бюджета. a) профицит 500 млрд. ден. ед. b) дефицит 140 млрд. ден. ед. c) дефицит 160 млрд. ден. ед.
d) профицит 120 млрд. ден. ед. (1600*0,2=320 – 200= 120)
4. Известны следующие данные о налогово-бюджетной политике страны: действует пропорциональная система налогообложения; ставка подоходного налога – 20%; государственные расходы равны 200 млрд. ден. ед.; действительные доходы населения – 800 млрд. ден. ед.; возможные доходы в условиях полной занятости – 1600 млрд. ден. ед. Определите фактическое состояние бюджета. a) дефицит 40 млрд. ден. ед. (800*0,2=160 -200=-40) b) дефицит 60 млрд. ден. ед. c) профицит 20 млрд. ден. ед. d) профицит 50 млрд. ден. ед.
Денежно-кредитная политика
Кредитно – денежная (монетарная) политика – это совокупность государственных мероприятий в области денежного обращения и кредита в целях регулирования экономической активности в стране и борьбы с инфляцией. При реализации кредитно-денежной политики центральный банк воздействует прежде всего на денежную массу – полный объем выпущенных в обращение наличных и безналичных денег. В соответствии с уравнением обмена И. Фишера (уравнением количественной теории денег) обращающаяся в стране денежная масса (M) должна соответствовать сумме цен выпущенных товаров и услуг (PQ), с учетом того, что одни и те же денежные знаки могут обслуживать товарообмен несколько раз (V) в году. Таким образом:
, или
Структура денежной массы (М) представляет совокупность денежных агрегатов. Денежные агрегаты – виды денег и денежных средств, отличающихся друг от друга разной степенью ликвидности.
Кредитно - денежная политика направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция). В условиях падения производства и увеличения безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнктуру путем расширения кредита и снижения нормы процента. Напротив, экономический подъем часто сопровождается биржевыми спекуляциями, ростом цен, нарастанием диспропорций в экономике, характеризующим перегрев экономики.
Кредитно-денежная политика проводится в жизнь совместными усилиями правительства и центрального банка. При этом основным субъектом кредитно-денежной политики является центральный банк (ЦБ), который строит свою деятельность по двум важнейшим направлениям: обеспечение устойчивости национальной валюты и регулирование кредитной системы. Его основными задачами являются эмиссия национальной валюты, финансирование правительства, осуществление операций с коммерческими банками по межбанковским кредитам, контроль над деятельностью коммерческих банков, а также регулирование обменного курса национальной денежной единицы. Для реализации кредитно-денежной политики государства центральный банк использует административные (лицензирование коммерческих банков) и экономические меры. Основной экономической функцией центрального банка является регулирование денежной массы. Регулирование размеров эмиссии денег, величины и структуры денежной массы необходимо для предотвращения роста инфляции и поддержания устойчивого роста экономики. Для этого центральный банк использует набор инструментов как прямого действия (денежная эмиссия, операции на открытом рынке), так и косвенного действия (регулирование учетной ставки, регулирование нормы обязательных резервов коммерческих банков, регулирование валютных курсов):
1. Денежная эмиссия. Она может быть наличной и кредитной (безналичной) и обеспечивает рост наличных денег в обращении. Денежная эмиссия строго ограничена определенными параметрами денежной массы.
2. Операции на открытом рынке заключаются в выпуске (продаже) государственных облигаций (государственных краткосрочных обязательств) и их последующем погашении (покупке). Продажа государственных облигаций уменьшает денежную массу в стране - это политика дорогих денег. При продаже облигаций денежная масса уменьшается на величину, умноженную на денежный мультипликатор. Уменьшение предложения денег (политика дорогих денег) снижает инфляцию, при этом норма банковского процента повышается, что ведет к снижению инвестиции, производства и занятости. Покупка облигаций увеличивает денежную массу – это политика дешевых денег. При покупке дополнительные деньги попадут в пассивы коммерческих банков, которые будут использовать их для выдачи кредитов. При этом срабатывает денежный мультипликатор, равный обратной величине нормы обязательных резервов. Увеличение предложения денег (политика дешевых денег) при том же спросе снижает величину банковской процентной ставки, что ведет к росту инвестиций, производства и занятости, но создает угрозу инфляции.
3. Регулирование учетной ставки ЦБ. Учетная ставка (ставка по межбанковским кредитам или ставка рефинансирования) – это процент под который коммерческие банки берут кредит в центральном банке. Повышение учетной ставки создает политику дорогих денег и, следовательно, снижает инвестиции и занятость. Денежная масса уменьшается и это является антиинфляционной мерой. Снижение учетной ставки создает политику дешевых денег, что увеличивает инвестиции и занятость. Учетная ставка важный, но менее эффективный инструмент, чем операции на открытом рынке, т.к. не все коммерческие банки пользуются межбанковским кредитом. Однако учетная ставка позволяет проводить политику дорогих или дешевых денег более оперативно.
4. Регулирование нормы обязательных резервов коммерческих банков (резервная политика). ЦБ устанавливает норму резервов (НР) – процент от заемных средств банка в части средств, поступающих на депозитные счета, которые коммерческие банки не могут выдавать в качестве кредитов. Суммы резервов хранятся на специальных счетах в центральном банке. Норма обязательных резервов выполняет несколько функций:
- частичное страхование банковских вкладов,
- изменение величины денежного мультипликатора (МД = 1/НР,
где НР – норма обязательных резервов коммерческих банков, устанавливаемая ЦБ, в десятичной дроби),
- формирование политики дорогих или дешевых денег: увеличение нормы резервов создает политику дорогих денег, а уменьшение нормы резервов – политику дешевых денег.
5. Валютная политика реализуется путем установления ЦБ официального курса национальной валюты и путем валютных интервенций (одноразовых продаж иностранной валюты) на валютных биржах. Эти операции оказывают непосредственное влияние на величину денежного предложения в стране. Продавая иностранную валюту, ЦБ сокращает количество национальных денежных единиц, покупая – увеличивает. Повышение курса иностранной валюты увеличивает экспорт и снижает импорт, т.к. цена импортных товаров в национальной валюте растет. Понижение курса иностранной валюты уменьшает экспорт и увеличивает импорт, т.к. цена импортных товаров в национальной валюте снижается.
С помощью названных инструментов ЦБ реализует основные виды кредитно-денежной политики: поддержание на определенном уровне денежной массы - жесткая монетарная политика или ставки процента - гибкая монетарная политика. Варианты денежной политики по разному интерпретируются на графике денежного рынка. Жесткая монетарная политика поддержания денежной массы соответствует вертикальной кривой предложения денег на уровне целевого показателя денежной массы (рис. а).
Проведение такой политики целесообразно в условиях роста инфляции. Гибкая монетарная политика может быть представлена горизонтальной кривой предложения денег на уровне целевого значения процентной ставки (рис.б). Проведение такой политики обычно связано с необходимостью стимулирования инвестиционной активности предприятий. Промежуточный вариант соответствует наклонной кривой предложения денег (рис.в).
В зависимости от угла наклона кривой Мs изменение спроса на деньги будет в большей степени сказываться либо на величине денежной массы (рис. б), либо на ставке процента (рис. а). Например, для поддержания относительно устойчивой ставки при увеличении спроса на деньги банк должен пойти на расширение предложения денег в экономике. В этом случае величина денежной массы в экономике возрастет, а ставка процента не изменится.
При проведении жесткой монетарной политики рост спроса на деньги приведет только к росту процентной ставки, а величина денежной массы останется неизменной.
Кредитно-денежная политика, также как и фискальная, имеет свои плюсы и минусы. К ее сильным сторонам можно отнести быстроту и гибкость, меньшую по сравнению с фискальной политикой зависимость от политического давления, ее большую консервативность в политическом отношении. В то же время повышение значимости кредитно-денежных и финансовых методов воздействия государства на современную экономику не исчерпывает проблемы регулирования рынка. Население оценивает деятельность государства по динамике экономического роста и качества жизни.
ПРИМЕРЫ
1. Проводя политику «дешевых» денег, центральный банк выкупает облигации на сумму 10 млрд. ден. ед., в том числе у коммерческих банков на 5 млрд. и у населения на 5 млрд. Пятую часть полученных денег население хранит вне банковской системы. Норма обязательных резервов составляет 20%. Если возможности банковской системы по созданию денег используются полностью, то предложение денег… a) увеличится на 45 млрд. (5+5-1=9; Мд=1/0,2=5; 9*5=45) b) увеличится на 50 млрд. c) уменьшится на 50 млрд. d) уменьшится на 45 млрд.
2. Если центральный банк покупает на открытом рынке ценные бумаги на 10 млрд. ден. ед. при денежном мультипликаторе, равном 2, то с большой долей вероятнсти объем денежной массы в стране… a) сократится на 20 млрд. ден. ед. b) сократится до 5 млрд. ден. ед. c) возрастет до 20 млрд. ден. ед. (10*2=20) d) возрастет на 20 млрд. ден. ед.
В результате проведения рестрикционной денежно-кредитной политики, денежная масса в экономике сократилась на 30%, реальный объем ВВП снизился на 10%, а скорость обращения денег не изменилась. На основе этих данных можно предположить, что произошло(а)... a) повышение общего уровня цен на 22,2% в год b) снижение общего уровня цен на 20% в год (P=MV/Q= -30+10=-20) c) снижение общего уровня цен на 40% в год d) стабилизация цен на неизменном уровне
- Производственные возможности общества и экономический выбор
- Рыночный механизм
- 2. Эластичность спроса по доходу.
- 3. Перекрестная эластичность.
- Издержки и прибыль фирмы
- Монополия
- Рынок капитала
- Рынок труда
- Рынок земли
- Доходы: формирование, распределение и неравенство
- Снс и макроэкономические показатели
- Макроэкономическое равновесие
- Модель взаимодействия ad и as
- Потребления и сбережения
- Инфляция и ее виды
- Безработица и ее формы
- Государственные расходы и налоги
- Валютный курс
- Виды ценных бумаг Акционерные общества производят эмиссию простых и привилегированных акций.