logo
КУРСАЧ 2011

3.3 Основные направления совершенствования механизма привлечения иностранных инвестиций в Республику Беларусь

Анализ структуры ПИИ, коммерческих организаций с иностранными инвестициями и влияния ПИИ на экономическое развитие Республики Беларусь показал значительный вклад ПИИ в создание ВВП, рабочих мест, экспорта страны. В то же время отмечены диспропорции географической, отраслевой и региональной структуры ПИИ, низкая доля экспортоориентированных предприятий, низкая диверсификация экспорта и импорта КОИИ.

Международные рейтинги о месте Республики Беларусь по ПИИ на душу населения и международные оценки наиболее привлекательных регионов мира для ПИИ свидетельствуют о необходимости незамедлительной разработки последовательной стратегии реформирования ПИИ-политики и инвестиционного климата в Республике Беларусь.

В данную стратегию следует включить следующие компоненты:

- реформирование системы государственного регулирования экономики;

- реформирование конкурентной политики;

- реформирование налоговой политики;

- улучшение статистики ПИИ и статистики деятельности ТНК в Беларуси;

- развитие сети агентств по содействию иностранным инвестициям;

Реформирование системы государственного регулирования экономики. Основываясь на мнении инвесторов по результатам опроса коммерческих организаций с иностранными инвестициями в 2008-2010 гг., на международных рейтингах и прогнозах направлений международного инвестирования, следует констатировать, что сложившаяся практика государственного регулирования экономики в республике является препятствием для притока ПИИ. Эта взаимосвязь подтверждается данными ОЭСР и консалтинговой компанией А.Т. Kearney (США), в соответствии с которыми инвесторы, принимая решение об инвестировании в страны с транзитивной экономикой, прежде всего обращают внимание на эффективность государственного управления экономикой.

Организация по экономическому сотрудничеству и развитию отмечает, что в настоящее время наилучшие результаты реформирования системы государственного регулирования экономикой из группы стран с транзитивной экономикой показывают Чехия, Словакия, Польша, Сербия, Болгария и Румыния. Рекомендуется принять во внимание опыт этих стран при осуществлении соответствующих реформ в Республике Беларусь.

Реформирование конкурентной среды. Реформирование конкурентной политики в Республике Беларусь с целью создания устойчивой конкурентной среды, способствующей генерированию новых технологий и притоку инноваций вместе с ПИИ, является одним из важнейших условий совершенствования инвестиционного климата. В связи с этим рекомендуется провести ряд мероприятий в среднесрочной перспективе, среди которых наиболее важными являются следующие:

1. Создать самостоятельное министерство или республиканский комитет по вопросам конкуренции с соответствующим штатом профессионалов. Например, в Сербии и Болгарии были созданы независимые комиссии по защите конкуренции. В Болгарии штат комиссии укомплектован 80 экономистами и юристами.

2. Обеспечить механизмы взаимосвязи вновь созданного органа по вопросам конкуренции с компетентными районными органами власти и другими регулирующими органами по различным процедурным вопросам.

3. Усовершенствовать законодательство о конкуренции в отношении введения точных формулировок: понятия “злоупотребление доминирующим положением”, минимального порога рынка, при котором доминирующее положение возможно, и определить законодательно условия, при которых доминирующее положение оправдано; механизма обеспечения контроля над сливанием и поглощением; понятий и примеров недобросовестной коммерческой практики.

4. Устранить дискриминацию в отношении доступа к факторам производства с целью устранения нарушений равновесия рынка, кроме случаев обоснования дискриминации с точки зрения общественных интересов.

5. Обеспечить свободное формирования цен за исключением ограниченного количества товаров, регулирования которых объясняется общественными интересами.

6. Завершить малую и среднюю приватизацию в республике в среднесрочной перспективе.

Реформирование налоговой политики. Оттягивание существенного реформирования налоговой политики для Республики Беларусь нежелательно, так как республика проигрывает по сравнению со странами-соседями и многим другим факторам привлечения ПИИ (размеры рынка, запасы природных ресурсов, скорость трансформационных процессов, членство в ЕС и т.д.), которые республика не сможет приобрести быстро или вообще их приобрести. В Республике Беларусь требуется создание более благоприятной налоговой системы по сравнению со странами-соседями и основными конкурентами по привлечению ПИИ. В связи с этим рекомендуется в краткосрочной перспективе:

- ввести систему электронной отчетности;

- ввести более высокие ставки амортизации;

- отменить налоги, вводимые местными властями;

- отменить “инновационные фонды” и другие специальные взносы министерств;

Опыт Чехии, Болгарии, Хорватии и Румынии оценивается ОЭСР как успешный при реализации налоговой реформы.

Улучшение статистики ПИИ и статистики деятельности ТНК в Беларуси. Для эффективного мониторинга ПИИ-политики и инвестиционного климата Республики Беларусь необходим сбор статистических данных в соответствии с 6 руководством МВФ по платежному балансу, которое было утверждено в 2008 г. Его преимущества заключаются в обеспечении прозрачности статистики ПИИ в отношении:

- разграничения типов филиалов (дочерние, ассоциированные, сестринские);

- разграничения потоков ПИИ от непосредственного и косвенного прямого инвестора;

- выявления и учета “транзитных средств” (“Транзитные средства”, или “переходящие средства” – средства, проходящие через предприятие, являющееся резидентом одной страны, к филиалу в другой стране, так что эти средства не остаются в стране данного предприятия);

Необходимо усовершенствовать статистику деятельности ТНК в Республике Беларусь. Для этого следует адаптировать Европейскую систему статистики деятельности иностранных филиалов (FATS), что позволит анализировать большинство показателей, характеризующих влияние ТНК и ПИИ на экономику республики, среди которых:

- количество отделений, дочерних и ассоциированных предприятий ТНК в стране-реципиенте;

- активы ТНК внутри страны-реципиента и за рубежом;

- экспорт и импорт товаров, экспорт и импорт услуг, экспорт высокотехнологичной продукции;

- реинвестированные доходы;

- расходы на НИОКР, количество занятых в НИОКР;

Развитие сети агентств по содействию иностранным инвестициям. Согласно мировой практике, 60-70% иностранных инвестиций в любую страну привлекается через специализированные структуры, так называемые агентства по содействию иностранным инвестициям, а также благодаря инвестиционным компаниям или консалтинговым организациям. Независимому и влиятельному агентству отводится центральное место в политике ПИИ тех стран, которые показали наибольшие достижения в этой сфере.

В Республике Беларусь эффективная работа подобного агентства (возможно, при реформировании Национального инвестиционного агентства) в соответствии с исследованием 2009 г. Всемирного банка деятельности 213 агентств по содействию иностранным инвестициям (АПИ) из 181 страны мира, а также рекомендации ЮНКТАД и ОЭСР может быть обеспечена за счет следующих факторов:

- ускорения проведения рыночных реформ;

- изменения уровня подчиненности для обеспечения оперативности и гибкости в принятии решений: АПИ должно подчиняться непосредственно Совету министров Республики Беларусь;

- создания широкой сети региональных агентств в областных и районных центрах;

- создания представительств агентства в странах – основных и потенциальных инвесторах в республику;

- поддержания уровня квалификации сотрудников АПИ главным образом за счет тренингов в области маркетинга и инвестиций, стажировок в рамках международного сотрудничества;

- обеспечения обратившемуся в АПИ инвестору персонального проек-менеджера;

- создания базы данных по консалтинговым агентствам, осуществляющим различные деловые услуги; по земельным участкам для предложения инвестору; динамике рынков отдельных отраслей для предоставления инвестору информации о них; [9, с.86-91]