2.1 Опыт развитых стран в привлечении иностранных инвестиций
Общая тенденция к глобализации мировой экономики сопровождается усилением ее регионализации, что проявляется в увеличении численности различного рода региональных объединений и группировок стран. Безусловным лидером в развитии интеграционных процессов в мире является Европейский союз (ЕС), членами которого являются 27 западноевропейских стран. Уже в Римском договоре (1957) о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС), являющегося предшественником ЕС, провозглашалось, что одной из главных целей создания и развития ЕЭС было достижение свободы передвижения товаров, услуг, капиталов и людей.
Статья 73 Маастрихтского договора о ЕС, вошедшего в силу в 1993 году и заменившего Римский договор о ЕЭС, устанавливает, что в рамках ЕС “…все ограничения на движение капитала между государствами-членами, а также между государствами-членами и третьими странами, должны быть запрещены”.
Некоторые положения, облегчающие осуществление иностранных прямых инвестиций, были включены и в конвенцию о создании Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). Эти положения о праве учреждения компаний одних стран на территории других стран-партнеров при условии, что значительная часть производства будет реализовываться на рынках стран-членов ЕАСТ. Предусматривалось также предоставление иностранным инвесторам национального режима.
В 1994 году ЕС и ЕАСТ заключили соглашение о создании Европейского экономического пространства. В результате на страны ЕАСТ были распространены действующие в ЕС положения об обеспечении свободы межстранового движения капиталов.
В 90-х годах ЕС заключило с рядом стран Центральной и Восточной Европы соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве. В этих соглашениях предусматривается, что в течение нескольких лет ассоциированные страны могут ограничивать допуск инвестиций из стран ЕС в некоторые отрасли экономики, обеспечивающие национальную безопасность, временную защиту и поддержку местных отраслей.
В 1992 году США, Канада и Мексика заключили соглашение о создании Североамериканской зоны свободной торговли, получившее известность под английским сокращенном названии НАФТА. Как и в случае с ЕАСТ, главными целями этого соглашения являются устранение барьеров во взаимной торговле и создание зоны свободной торговли. Однако и в этом соглашении предусмотрены меры по облегчению взаимных инвестиций. Учитывая более низкий уровень социально-экономического развития Мексики, ей разрешено сохранить некоторые ограничения на импорт капитала, в том числе запрет на инвестиции стран-партнеров в добычу энергоносителей и радиоактивных руд, в транспортную и телекоммуникационную инфраструктуру. В отдельных сферах экономики предусмотрены количественные ограничения для участия иностранных инвесторов в уставном капитале. Одновременно Мексика открывает ряд отраслей промышленности и сельского хозяйства для иностранных инвесторов “ в любых пропорциях”. Так иностранному капиталу разрешено финансировать принципиально новые виды экономической деятельности, производство новых товаров и услуг. Постепенно будут отменяться ограничения на иностранные инвестиции в автомобильной промышленности, в банковском и страховом деле. Мексиканские инвесторы будут иметь такой же доступ к осуществлению инвестиций в США и Канаде, который эти страны предоставляют и другим государствам.
Соглашения об иностранных инвестициях заключены и в некоторых других интеграционных группировках. В рамках МЕРКОСУР (Южного общего рынка) – интеграционной группировки пяти латиноамериканских стран (Аргентины, Бразилии, Парагвая, Уругвая и Венесуэлы) – в 1994 году введены в действие два соглашения: Протокол о взаимном поощрении и защите инвестиций в МЕРКОСУР и Протокол о защите инвестиций из третьих стран.
В последнее время организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), членами которой являются 29 наиболее развитых в экономическом отношении стран мира, активизировала деятельность по разработке международно-правовой базы иностранных инвестиций. В рамках ОЭСР ведутся переговоры о заключении Многостороннего соглашения по инвестициям, главная цель которого – ликвидация дискриминации иностранных инвесторов по сравнению с национальными инвесторами.
Экономически развитые страны применяют довольно широкий спектр способов привлечения иностранных инвестиций, главными из которых являются:
Во-первых, экономически развитые страны отдают предпочтение финансовым стимулам перед налоговыми. Это объясняется тем, что финансовое стимулирование позволяет правительству сконцентрировать усилия на достижение конкретных целей, например, на привлечение иностранных инвесторов в отдельные отрасли или переживающие экономические трудности регионы.
Во-вторых, наметилась устойчивая тенденция к более широкому использованию нефинансовых мер, таких, как упрощение административных процедур, создание свободных экономических зон и др.
Каждая экономически развитая страна применяет выше названные меры по-своему. Интересен опыт США, которые в течение многих десятилетий были нетто-экспортером капитала, т.е. объем их зарубежных инвестиций (экспорта капитала) намного превышал объем иностранных инвестиций (импорта капитала в США). С середины 80-х годов США стали важнейшим импортером капитала, что было связано с действием таких факторов, как стабильность экономического и политического положения страны, устойчивые темпы экономического роста, открывавшие широкие возможности для вложения капиталов, стабильность и международно признанная роль американской – доллара. Однако помимо этих объективных факторов на увеличение притока иностранного капитала в США повлияла и политика, направленная на привлечение иностранных инвесторов.
Среди мер экономической политики, стимулировавших приток иностранных капиталов в США, можно назвать следующие:
- введение ограничений на импорт некоторых товаров в США, что побуждало иностранные компании в борьбе за американский внутренний рынок создавать собственное производство на территории США;
- отмена 30% налога на доходы иностранцев от американских ценных бумаг;
- создание специальных экономических зон в относительно слабо развитых регионов страны;
- политика властей штатов, предоставляющих иностранным инвесторам налоговые и иные льготы. Например, в штате Миссури 50% чистого дохода корпораций с иностранным участием освобождается от налогов; в штате Коннектикут иностранному инвестору предоставляется компенсация в 1000 USD [2, с.56] за каждое новое рабочее место; в штате Луизиана корпорация с иностранными инвестициями полностью освобождается от налогов в течение 10 лет;
Особое внимание уделяется привлечению иностранных инвестиций в так называемые зоны развития – территории, нуждающиеся в дополнительном привлечении финансовых ресурсов с целью развития в них наукоемких отраслей или снижения уровня безработицы. Примером в этом отношении может служить Ирландия, которая привлекла в 1994-1996 гг. иностранные инвестиции на сумму 5 млрд. USD [2, с.56] благодаря предоставлению следующих льгот:
- снижение в отдельных отраслях ставки налога на прибыль до 10% в течение 5 лет;
- финансирование до 50% расходов на НИОКР (до 250 тыс. ирл. фунтов) [2, с.56];
- субсидии на оплату аренды (в размере 45-60%) и приобретение недвижимости (в размере 45-60%);
- содержание оговоренного числа служащих и подготовка менеджеров;
Можно сделать вывод, что многие экономически развитые страны стремятся создать благоприятный инвестиционный климат путем предоставления различных льгот, налоговых послаблений, финансирования части инвестиционного проекта за собственные средства и др.
- Курсовая работа
- Реферат
- Содержание
- Введение
- 1. Теоретические аспекты иностранных инвестиций
- 1.1 Сущность, формы и виды иностранных инвестиций
- 1.2 Роль иностранных инвестиций в развитии современной экономики
- Доля развивающихся стран и стран с переходной экономикой в глобальных объемах ввоза и вывоза пии, 2000-2009 гг. (в процентах)
- 2. Зарубежный опыт привлечения иностранных инвестиций
- 2.1 Опыт развитых стран в привлечении иностранных инвестиций
- 2.2 Опыт стран с переходной экономикой в привлечении иностранных инвестиций
- 3 Влияние иностранных инвестиций на развитие экономики республики беларусь
- 3.1 Анализ динамики и структуры иностранных инвестиций в Республике Беларусь
- 3.2 Инвестиционный климат в Республике Беларусь: состояние и перспективы
- 3.3 Основные направления совершенствования механизма привлечения иностранных инвестиций в Республику Беларусь
- Заключение
- Список использованных источников
- Приложение а
- Приложение б