Особенности предмета статистики и основные понятия
Любая наука обладает специфическими особенностями, которые отличаются от других наук и дают ей право на самостоятельное существование как особой отрасли знания. Рассмотрим особенности предмета статистической науки.
Первая особенностьстатистики как науки заключается в исследовании ею не отдельных фактов, а массовых социально-экономических явлений и процессов, выступающих в виде множества отдельных фактов, обладающих как индивидуальными, так и общими признаками.
Вторая особенностьстатистики как науки в том, что она изучает прежде всего количественную сторону общественных явлений и процессов в конкретных условиях места и времени, т. е. предметом статистики являются размеры и количественные соотношения социально-экономических явлений, закономерности их связи и развития. Например, статистика изучает экономические характеристики производства, распределения и потребления, уровень материального благосостояния населения, явления культурной жизни, численность населения земного шара, его распределение по континентам и странам и т. д. Другим выражением количественной стороны общественной жизни являются числовые соотношения размеров общественных явлений.
Третья особенность статистики как науки заключается в том, что она характеризует структуру общественных явлений.Структура– это внутреннее строение массовых явлений, т. е. внутреннее строение статистического множества. Статистика должна эту структуру обнаружить, выразить и отразить с помощью статистических показателей.
При анализе структуры выявляются составные части социально-экономических явлений. Эти составные части сопоставляются с явлением в целом и между собой. Производится сравнение данной структуры с другими однотипными структурами, а также с заданной (плановой, нормативной и т. п.) и выявление причин отклонений. Подготавливаются предложения по оптимизации структуры. В процессе её анализа используется метод группировок.
Четвёртая особенность статистики как науки заключается в изучении изменений социально-экономических явлений в пространстве и времени. Изменения в пространстве выявляются анализом структуры этих явлений, а изменения во времени, т. е. в динамике, – исследованием уровня и структуры явления.
Пятая особенностьстатистики как науки состоит в выявлении взаимосвязей социально-экономических явлений.
Задача статистического исследования состоит в получении обобщающих показателей и выявлении закономерностей общественной жизни в конкретных условиях места и времени, которые проявляются лишь в большой массе явлений через преодоление случайности, свойственной единичным элементам. Общественная жизнь столь сложна и многообразна, что почти всегда можно подобрать факты, примеры, как подтверждающие, так и опровергающие одно и то же положение. Чтобы охарактеризовать массовое общественное явление или процесс в целом, необходимо рассмотреть всю или очень большую массу относящихся к ним отдельных явлений или процессов.
Задачей статистического исследования является обобщение и упорядочение первичного материала, сведение его в группы и на этой основе получение обобщённой характеристики совокупности, для выявления социально-экономических явлений и процессов, отображаемая посредством статистических показателей.
Статистическое исследование состоит из трёх стадий (этапов):
статистическое наблюдение;
первичная обработка, сводка и группировка результатов наблюдения;
анализ полученных сводных материалов.
- Особенности предмета статистики и основные понятия
- Основные понятия статистики
- Статистическое наблюдение
- Статистическая сводка и группировка
- 1,0; 2,0; 2,7; 3,0; 3,5; 4,0; 4,5; 4,7; 4,9; 6,1; 6,6; 7,0.
- Статистические ряды распределения
- Статистические таблицы
- Средние величины
- Структурные средние
- Статистические величины
- Статистические показатели
- Ряды динамики
- Анализ сезонных колебаний
- Моделирование тенденции временного ряда
- Индексы
- Индексы переменного и постоянного (фиксированного) состава
- Тесты для проверки качества знаний студентов.
- Вариация – это:
- Вопросы для самопроверки
- Содержание практических занятий по курсу «Статистика»