logo
ЭТ - УМК

14.5 Методы и инструменты денежно-кредитной политики.

В рамках денежно-кредитной политики применяются следующие методы регулирования денежно-кредитной сферы:

Прямые методы имеют характер административных мер в форме различных директив Центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке.

Реализация этих мер дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля Центрального банка за ценой или максимальным объемом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса. Однако со временем прямые методы воздействия в случае "неблагоприятного" с точки зрения хозяйствующих субъектов воздействия на их деятельность могут вызвать отток финансовых ресурсов в "теневую экономику" или за рубеж.

Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов с помощью рыночных механизмов. Эффективность использования косвенных методов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. В переходных экономиках, особенно на первых этапах преобразований, используются как прямые, так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.

Помимо деления методов денежно-кредитного регулирования на прямые и косвенные, различают также общие и селективные методы осуществления денежно-кредитной политики центральных банков.

Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.

Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и имеют в основном директивный характер. Их назначение связано с решением частных задач, таких, например, как:

- ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение выдачи отдельных видов ссуд;

- рефинансирование на льготных условиях отдельных КБ и т. д.

Используя селективные методы, Центральный банк сохраняет за собой функции централизованного перераспределения кредитных ресурсов. Подобные функции несвойственны Центральным банкам стран с рыночной экономикой. Применение в практике Центральных банков селективных методов воздействия на деятельность КБ типично для экономической политики, проводимой на стадии циклического спада, в условиях резкого нарушения пропорций воспроизводства.

В мировой экономической практике Центральные банки используют следующие инструменты денежно-кредитного регулирования в рамках монетарной политики:

- изменение норматива обязательных резервов или так называемых "резервных требований";

- процентную политику Центрального банка, т. е. изменение механизма заимствования средств КБ у Центрального банка или депонирования средств КБ в Центральном банке;

- операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами.

Обязательные резервы КБ обязаны хранить в Центральном банке. Исторически так сложилось, что обязательные резервы рассматривались Центральными банками как экономический инструмент, призванный обеспечить КБ достаточную ликвидность, а в случае массового изъятия депозитов — предотвратить неплатежеспособность КБ и тем самым защитить интересы его клиентов, вкладчиков и корреспондентов.

Однако в настоящее время изменение нормы обязательных резервов КБ или резервных требований используется как наиболее простой инструмент, применяемый в целях наиболее быстрой коррекции денежно-кредитной сферы. Механизм действия этого инструмента денежно-кредитной политики заключается в следующем:

- если Центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, это приводит к сокращению свободных резервов банков, которые они могут использовать для проведения ссудных операций;

- соответственно эти действия вызывают мультипликационное уменьшение денежного предложения;

- при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликативное расширение предложения денег. Данный инструмент монетарной политики является наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку затрагивает основы всей банковской системы. Даже незначительное изменение нормы обязательных резервов способно вызвать значительные изменения в объеме банковских резервов и привести к изменениям в кредитной политике КБ.

Процентная политика Центрального банка может быть представлена 2 направлениями:

Процентная политика — это политика учетной ставки или ставки рефинансирования.

Ставка рефинансирования означает процент, под который Центральный банк предоставляет кредиты финансово устойчивым КБ, выступая как кредитор в последней инстанции.

Учетная ставка — процент (дисконт), по которому Центральный банк учитывает векселя КБ, что является разновидностью их кредитования под залог ценных бумаг.

Учетную ставку (ставку рефинансирования) устанавливает Центральный банк:

Определение размера учетной ставки - один из наиболее важных аспектов кредитно-денежной политики, а изменение учетной ставки выступает показателем изменений в области кредитно-денежного регулирования.

При определении размера и уровня учетной ставки учитываются следующие факторы:

Операции Центрального банка на открытом рынке — основной инструмент денежно-кредитной политики в мировой экономической практике. Центральный банк продает или покупает по заранее установленному курсу ценные бумаги, в т. ч. государственные, формирующие внутренний долг страны. Этот инструмент считается наиболее гибким при регулировании кредитных вложений и ликвидности КБ.

Операции Центрального банка на открытом рынке оказывают прямое воздействие на объем свободных ресурсов, имеющихся у КБ, что стимулирует либо сокращение, либо расширение кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков, соответственно уменьшая или увеличивая ее. Такое воздействие осуществляется посредством изменения Центральным банком цены покупки у КБ или продажи им ценных бумаг. При жесткой рестрикционной политике, направленной на отток кредитных ресурсов с ссудного рынка, Центральный банк уменьшает цену продажи или увеличивает цену покупки, тем самым соответственно увеличивает или уменьшает ее отклонение от рыночного курса.

Если Центральный банк покупает ценные бумаги у КБ, он переводит деньги на их корреспондентские счета, и таким образом увеличиваются кредитные ресурсы банков. Они начинают выдавать ссуды, которые в форме безналичных реальных денег входят в сферу денежного обращения. Если Центральный банк продает ценные бумаги, то КБ со своих корреспондентских счетов оплачивают такую покупку, тем самым сокращая свои кредитные ресурсы.

Операции на открытом рынке проводятся Центральным банком обычно совместно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений.

На денежном рынке наблюдается излишек денежной массы в обращении, и Центральный банк ставит задачу по ограничению или ликвидации этого излишка.

В этом случае Центральный банк проводит политику, направленную на ограничение или ликвидацию излишка денежной массы в обращении:

В случае недостатка денежных средств в обращении на денежном рынке Центральный банк проводит политику, направленную на расширение денежного предложения:

Валютное регулирование как инструмент денежно-кредитной политики стал применяться Центральными банками с 30-х гг. XX столетия как реакция на "утечку капитала" из страны в условиях экономического кризиса и Великой депрессии.

Валютное регулирование — управление валютными потоками и внешними платежами, формирование валютного курса национальной денежной единицы.

На валютный курс оказывает влияние множество факторов:

Реальный в данных конкретных условиях валютный курс может быть определен в результате свободных предложений по купле и продаже валюты на валютных биржах.

Эффективной системой валютного регулирования является валютная интервенция. Суть валютной интервенции заключается в том, что Центральный банк вмешивается в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс национальной валюты путем купли или продажи иностранной валюты:

В завышении или занижении курса национальной валюты заинтересованы:в некотором занижении курса национальной валюты заинтересованы фирмы-экспортеры, они обеспечивают основную часть поступающей валютной выручки.

В некотором завышении курса национальной валюты заинтересованы предприятия, получающие сырье, материалы, комплектующие детали из-за рубежа; отрасли промышленности, производящие продукцию, которая неконкурентоспособна по сравнению с иностранной продукцией.