Опрос экспертов
Как правило, эксперты показывают более надежные результаты, если отвечают на заранее поставленные вопросы, по этому при подготовке опроса их необходимо подготовить заранее. Вопросы могут быть следующих видов:
открытые – не имеют готовых вариантов ответа;
закрытые – экспертам предлагается выбрать один из предложенных вариантов;
косвенные – вопросы применяемые в тех случаях когда ответ эксперта может характеризовать его морально-психологические качества и существует опасность того, что эксперт не будет при ответе полностью искренним, т.е. может исказить ответ по этическим соображениям.
По методу проведения опросы могут быть индивидуальными или коллективными, очными или заочными.
К достоинствам индивидуального метода опроса следует отнести его меньшую трудоемкость, так как нет необходимости в обеспечении одновременной явки всех экспертов на заседание. Кроме этого над мнением отдельных экспертов не довлеет мнение большинства или наиболее авторитетных их них. Но в тоже время эксперты при прогнозировании ориентируются только на свое представление об объекте прогнозирования и лишены возможности учитывать все многообразие информации, характерное для коллектива людей.
Коллективный опрос более трудоемок в части подготовке заседания, при коллективном обсуждении наблюдается эффект психологического давления мнения большинства и мнения наиболее авторитетных экспертов над мнением остальных. В качестве основного преимущества коллективного опроса следует отметить тот факт, что в этом случае эксперты получают возможность осуществлять свой прогноз, базируясь не только на собственных представлениях об объекте прогнозирования, но и использовать большее разнообразие информации об объекте прогнозирования, почерпнутое в процессе коллективного обсуждения. Правда при этом эксперты, стремясь сохранить высокую оценку своей компетентности как специалиста, склонны отстаивать ранее публично высказанную точку зрения, а значит, психологически менее склонны воспринимать другие, отличные от своей точки зрения, после того как публично высказали свою.
Заочные опросы менее трудоемки, чем очные, но в них всегда существует опасность того, что эксперт не верно понимает вопрос, а у проводящего опрос нет возможности это выявить.
Для очных опросов все характерно с точностью до наоборот: они более трудоемки, но меньше опасность получить ответы на неверно понятые вопросы, так как в этом случае проводящие опрос присутствуют при обсуждении ответов, а значит имеют возможность оценить насколько верно поняты вопросы экспертами.
- Система открытого образования
- Содержание
- Понятие, сущность и виды общегосударственного планирования
- Программирование как форма государственного регулирования экономики
- Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики
- Система программных и прогнозных документов, используемых в государственном регулировании экономики Республики Беларусь
- Контрольные вопросы
- Тема 2. Методологические основы планирования и прогнозирования Лекция 2
- Понятие и основные элементы методологии планирования и прогнозирования
- Основные методологические принципы планирования
- Основополагающие подходы и принципы прогнозирования
- Система показателей, используемых в планировании и прогнозировании
- Информационное обеспечение процессов прогнозирования и планирования
- Экономический анализ, его содержание и место в системе планирования и прогнозирования
- Контрольные вопросы
- Тема 3. Экспертные (интуитивные) методы прогнозирования Лекция 3
- Области применения и общая схема работ по разработке экспертного прогноза
- Поиск и отбор экспертов
- Опрос экспертов
- Обработка количественных ответов экспертов
- Методы экспертного прогнозирования
- Контрольные вопросы
- Тема 4. Прогнозирование случайной величины по выборке значений. Лекция 4
- Случайная переменная и общая схема прогнозирования по выборке
- Предварительный анализ данных.
- Прогнозирование ожидаемого значения случайной величины.
- Оценка точности прогнозирования случайной величины.
- Контрольные вопросы
- Тема 5. Прогнозирование с использованием регрессионной зависимости Лекция 5
- Общая схема прогнозирования с использованием регрессионной зависимости
- Оценка параметров уравнения регрессии
- Проверка значимости уравнения регрессии
- Контрольные вопросы
- Тема 6. Прогнозирование временных рядов Лекция 6
- Определение сезонной составляющей временного ряда
- Аддитивная модель
- Мультипликативная модель
- Определение тенденции временного ряда
- Прогнозирование случайной составляющей
- Контрольные вопросы
- Тема 7. Методы планирования Лекция 7
- Балансовый метод в планировании
- Нормативный метод планирования
- Программно-целевой метод
- Планирование с использованием оптимизационных моделей
- Контрольные вопросы
- Тема 8. Практика планирования и прогнозирования Важнейших сфер экономики Лекция 8
- Планирование и прогнозирование экономического развития и экономического роста
- Планирование и прогнозирование инвестиционной деятельности
- Планирование и прогнозирование малого предпринимательства
- Планирование и прогнозирование отраслей промышленности
- Планирование и прогнозирование апк
- Контрольные вопросы
- Экзаменационные вопросы
- Литература
- Учебное издание
- 220007, Г. Минск, ул. Московская, 17.