logo
zachyot_istoria_ekonomiki

24. Промышленная революция

В Англии во второй половине XVIII века сложились благоприятные условия для развития технической мысли:

* в ходе первоначального накопления и колониальной экспансии образовалось достаточное количество денежных средств для субсидирования технических исследований:

* было сформировано довольно-таки образованное общество, включая средние слои, составлявшие уже до 30% совокупного населения, способное воспринять и использовать новинки:

* конкуренция со стороны континента, при относительной нехватке рабочей силы на острове, стимулировала увеличивать производственный капитал;

* провозглашенная еще в XVII веке религиозная терпимость к научным изысканиям позволила ученым не опасаться преследований со стороны мракобесов. Однако “революция” не была неким фиксированным событием, подобно Французской буржуазной революции. Сам термин “промышленная революция” введен в научный оборот только в XX веке, принадлежит автору книги “Постижение истории” А. Тойнби и многими учеными отвергается. Нет и какой-либо символической даты начала и окончания революции.

Еще в 1733 году механик Дж. Кей изобрел так называемый челнок-самолет, увеличивший производительность труда ткача в 2—2,5 раза. С этого момента можно условно начинать отсчет первого большого (векового) технико-технологического уклада — “века текстиля”. В 1760 году в Шотландии открылся первый металлургический завод “Кэррон”. а около 1765 года Дж. Харгривз изобретает прядильную машину, а Р. Аркрайт — водяную машину. К 1780 году в Англии было построено 20 прядильных фабрик, а к 1790 —150.

В 1769 году Дж. Уатт изобретает паровую машину, а через 15 лет — ее более совершенную модель — двойного действия, открывая тем самым “век пара”, который через несколько десятилетий придет на смену “веку текстиля”. Впрочем, успех давался непросто, фирма Болтона-Уатта по производству паровых машин едва не обанкротилось из-за того, что не смогла получить кредит в размере 5000 фунтов стерлингов, в то время как кредиты для колониальной торговли составляли миллионы фунтов.

В 1785 году Э. Картрайт изобретает механический ткацкий станок, производительность которого равна производительности 30—40 ткачей. Все это привело в резкому росту производительности труда в ткацкой промышленности в последней четверти XVIII века в 25—40 раз. Сам же выпуск хлопчатобумажных тканей увеличился в 6 раз.

В самом конце века в Англии развернулись широкомасштабное строительство дорог с твердым покрытием и рытье каналов. В результате стоимость перевозок сократилась в среднем в 3—4 раза.

Но даже такой гений, как Адам Смит, бывший современником промышленного переворота, не придавал совершавшимся на его глазах преобразованиям существенного значения. Поистине — большое видится на расстоянии!

В 1807 году на воду был спущен на воду первый пароход и начинает формироваться паровой флот. Расстояния, измеряемые в днях пути, существенно (в 2—3 раза) сокращаются. Формируется мировая система хозяйства — Pax Britania.

В 1814 году Д. Стефенсон построил первый паровоз и в 1825 году поставил на нем мировой рекорд скорости — 20 миль в час, на первой в мире железной дороге Стоктон — Дарлингтон. В течение следующих 50 лет плотная сеть железных дорог, преимущественно английского производства, покроет всю Западную Европу.